Урок литературного чтения Тема: Д. Хармс «Игра»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения Тема: Д. Хармс «Игра»
Иконка файла материала Д. Хармс «Игра».docx

Урок литературного чтения 

Тема: Д. Хармс «Игра»

Цель: познакомить учащихся с творчеством Д. Хармса, его стихотворением «Игра»; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, прививать интерес к чтению, внимание к авторскому слову.

Ход урока:

I. Организационный момент. Артикуляционная минутка

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

Урок литературный, а мы народ культурный.

Будем работать, отвечать, наши знанья пополнять.

II. Актуализация знаний

1. Речевая разминка. Прочитайте скороговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у ежа.

 

Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре веселых чижа.

 

—      Прочитайте с разной интонацией.

2. Игра «Добавь словечко»   

Очень-очень вкусный пирог


Я захотел устроить бал

И всех друзей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не …

Я ждал пока хватило сил,

Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек …


3. Проверка д.з.

- На прошлом уроке мы познакомились со многими детскими журналами.

Какие журналы вы читали?

- Что было задано на дом? На дом было задано, что надо найти интересные вопросы из детских журналов?

- Мы сейчас проверим ваше домашнее задание, сыграв в игру «Ты мне, я тебе»

 -У кого готов вопрос? Поднимаем быстро руки.

III. Сообщение темы и цели урока

1. Введение в тему

- Кто автор стихотворения?

Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

 

2. Сообщение темы и цели

Сегодня мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это писатель Даниил Хармс.

 ΙV.  Работа над новым материалом

1. Сообщение об авторе. Показ презентации.

 —     Что вы запомнили из моего рассказа о Д. Хармсе?

—      Каким вы себе его представляете?

—      Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи?

—      Какими они будут, как вы считаете? (Веселыми, смешными...)

Физкультминутка

2. Словарная работа. Что значит «по панели»? (По тротуару.)

3. Чтение стихотворения учителем

—        Понравилось ли вам стихотворение Д. Хармса?

—      Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворений?

4. Анализ содержания

—      Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел в виду автор, когда их писал? (Дети имитируют звуки машины, самолета и парохода во время игры.)

—      Кто играл, во что и как?

—      А вы так играете?

—      Что помешало игре?

—      Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста? (Примерный ответ. Он тоже играет, только со словами. Получается считалка, задается ритм.  На самом деле так и играют — все действия повторяются.)

—      В стихотворных Строчках обычно не меньше трех-четырех слов, а здесь каждое слово с новой строки. Для чего? (Примерный ответ. Чтобы мы при чтении выделяли голосом каждое слово и чтобы получалось ритмично, громко. В каждой строчке каждое слово - главное; не надо искать, где бы поставить логическое ударение.)

Физкультминутка для глаз

5. Работа над текстом с.160-164.

а)Чтение «цепочкой»

б) Выборочное чтение «Вверх ногами»  


V. Итог урока.

Д.з.  выразительное чтение стихотворения