Учитель: Карпичко Ольга Владимировна
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Лев Николаевич Толстой “Черепаха”. Научно-познавательный стиль. Единица содержания: применять план анализа произведения для определения стиля текста и формирования умения работать по плану
Цель урока:
обучающий аспект:
- уметь составлять план произведения разных видов (цитатный, вопросный, тезисный), уметь их отличать и сопоставлять (познавательные УУД);
- уметь проводить анализ текста по плану (познавательные УУД);
- знать особенности научного стиля текста (познавательные УУД)
развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
- развивать логическое мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы в ходе составления разных видов планов, характеристики текста, работы с биографией, словарной работы (познавательные УУД);
- развивать умение доказывать принадлежность текста к научному стилю помощью выявления научных фактов или к художественному стилю с помощью средств художественной выразительности (познавательные УУД);
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру общения при работе в группах (коммуникативные УУД);
- воспитывать интерес к чтению как к способу получения новых научных знаний (личностные УУД);
Тип урока: урок изучения новых знаний
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- информация о домашнем задании
- изучение новых знаний и способов действий;
- первичная проверка;
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин. |
|
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организует определение темы и целей урока. - показ иллюстраций к рассказам и басням Л.Н. Толстого; Презентация ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблемный вопрос: - Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (приём Джеффа)
- решение ребуса
Главной нашей задачей будет познакомиться с новым видом одного из знакомых вам стилей. Сделать это открытие поможет ПЛАН анализа произведения.
Открывает пункты плана анализа произведения: 1. Знакомство с биографией автора. 2. Знакомство с произведением. 3. Составление плана произведения. 4. Словарная работа. 5. Характеристика текста. |
Проверяют готовность к уроку. Получают кристалл Называют произведения и автора. Записывают первую часть темы: Лев Николаевич Толстой
Принимают решение Да/Нет/Может быть, опираясь на собственный опыт (фиксируют свое решение с помощью кристаллов)
Записывают вторую часть темы - название произведения “Черепаха”
Фиксируют план работы на уроке. |
Информация о домашнем задании 1 мин. |
|
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Прочитать произведение Л.Н. Толстого “Русак” и дать характеристику произведения: Вар. 1 в форме решения теста Вар. 2 в форме самостоятельного заполнения таблицы Продумать ответ на вопрос: “Какие новые научные знания я получил, прочитав это произведение?” |
Знакомятся с д-з, задают при необходимости вопросы |
Изучение новых знаний 29 мин |
|
Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Метод: /продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Организует работу по плану. 1. Знакомство с отрывком биографии Л.Н. Толстого. Организует работу в парах (НАПОМИНАЕТ правила работы в группе) Задание 1 рабочего листа урока.
Организует выделение первых двух ключевых слов урока ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует первый пункт плана
2. Знакомство с текстом произведения «Черепаха». Организует слушание отрывка текста Прием «Оживший автор» с помощью ИИ Организует чтение по цепочке /по предложению/.
Организует выделение третьего ключевого слова урока: ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует второй пункт плана
3. Составление плана произведения. Организует составление разных видов плана текста (прием «Рассыпанный план»): ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карточки с пунктами плана Картинки для деления на группы
ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует третий пункт плана
4. Словарная работа. Организует работу лабораторий по разным видам функциональной грамотности (математическая, литературная, естественно-научная и лаборатория «Открытие»): ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Карточки с индивидуальными вопросами
Карточки с ответами /для проверки/
|
В парах: Настя и Энтони, Арина и Динар, Лиза и Сережа, Маша и Егор, Дима и Варя, Саша и Илья Самостоятельно читают отрывок биографии Л.Н.Толстого. Каждый участник пары отвечает на свой вопрос только одним словом. В паре составляют сложное прилагательное, используя слова-ответы каждого Взаимопроверка по образцу Оценивание (0,1,2)
Получают два из ключевых слова урок: НАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
Фронтально Без оценивания Слушают Толстого и следят по тексту
Читают текст вслух по цепочке.
Получают третье ключевое слово урока: ПОПУЛЯРНЫЙ
Делятся на группы по фото на РЛ: Л.Н.Толстой, собака Мильтон, черепаха. В группах гр.1 (тезисный) – Динар, Арина, Маша, Настя гр.2 (цитатный) - Дима, Илья, Лиза, Варя, гр.3 (вопросный) – Серёжа, Саша, Энтони, Егор У каждого в группе своя карточки с частью плана, вместе восстанавливают план так, чтобы он соответствовал логике изложения рассказа. Проверка: по цветовому ключу на слайде Оценивание (0,1,2)
Выполняют индивидуальное задание на цветной карточке. Делятся на группы по цвету карточек. В группах гр.1 (математическая лаборатория) – Саша, Дима, Варя гр.2 (естественно-научная лаборатория) – Маша, Серёжа, Егор гр.3 (литературная лаборатория) – Энтони, Настя, Арина гр.4 (лаборатория «Открытие») – Лиза, Илья, Динар Объединяются в группы. Лидер группы по образцу проверяет правильность ответов участников. Отвечают на вопрос для группы с опорой на проверенные ответы. |
||||
Организует выделение четвёртого ключевого слова урока:
ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует четвертый пункт плана |
Проверка по образцу/учителем Оценивание на дополнительные + (max. 2+) Индивидуально выполняют задания теста Получают четвёртое ключевое слово урока: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ |
||||
Первичная проверка новых знаний 5мин. |
|||||
Задача: обеспечение контроля усвоения новых знаний на первичном уровне Методы: репродуктивный Форма работы: индивидуальная |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
5.Характеристика произведения Организует индивидуальное выполнение теста. Задание 4 рабочего листа урока.
ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует пятый пункт плана |
Индивидуально выполняют тест
Самопроверка по образцу
|
||||
Итог на рефлексивной основе 5 мин. |
|||||
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Организует подведение итогов урока. 1.Организует самооценивание работы на уроке.
2. Возвращается к д-з, фиксирует выбор
3. Организует рефлексию по содержанию урока. Возвращается к проблемному вопросу урока и предлагает теперь сделать выбор ответа на вопрос: Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (прием Джеффа) Подводит к выводу: Что научно-познавательный, научно-популярный, научно-публицистический – это разновидность научного стиля с одинаковыми признаками: научно, но простым языком, интересно, познавательно, рассчитаны на широкий круг читателей. |
Суммируют баллы и выставляют отметку по шкале: «5» - 5/6 баллов +++ - «5» «4» - 4/3 балла ++ - «4» «3» - 2 балла
Делают выбор Д-з
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, аргументируют.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.1/
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.2/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.