Учитель: Карпичко Ольга Владимировна
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Лев Николаевич Толстой “Черепаха”. Научно-познавательный стиль. Единица содержания: применять план анализа произведения для определения стиля текста и формирования умения работать по плану
Цель урока:
обучающий аспект:
- уметь составлять план произведения разных видов (цитатный, вопросный, тезисный), уметь их отличать и сопоставлять (познавательные УУД);
- уметь проводить анализ текста по плану (познавательные УУД);
- знать особенности научного стиля текста (познавательные УУД)
развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
- развивать логическое мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы в ходе составления разных видов планов, характеристики текста, работы с биографией, словарной работы (познавательные УУД);
- развивать умение доказывать принадлежность текста к научному стилю помощью выявления научных фактов или к художественному стилю с помощью средств художественной выразительности (познавательные УУД);
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру общения при работе в группах (коммуникативные УУД);
- воспитывать интерес к чтению как к способу получения новых научных знаний (личностные УУД);
Тип урока: урок изучения новых знаний
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- информация о домашнем задании
- изучение новых знаний и способов действий;
- первичная проверка;
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
| Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин. | |
| Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/. | |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 
| 1. Организует определение темы и целей урока. - показ иллюстраций к рассказам и басням Л.Н. Толстого; Презентация ПРИЛОЖЕНИЕ 
 Проблемный вопрос: - Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (приём Джеффа) 
 - решение ребуса 
 
 Главной нашей задачей будет познакомиться с новым видом одного из знакомых вам стилей. Сделать это открытие поможет ПЛАН анализа произведения. 
 Открывает пункты плана анализа произведения: 1. Знакомство с биографией автора. 2. Знакомство с произведением. 3. Составление плана произведения. 4. Словарная работа. 5. Характеристика текста. | Проверяют готовность к уроку. Получают кристалл Называют произведения и автора. Записывают первую часть темы: Лев Николаевич Толстой 
 
 Принимают решение Да/Нет/Может быть, опираясь на собственный опыт (фиксируют свое решение с помощью кристаллов) 
 Записывают вторую часть темы - название произведения “Черепаха” 
 
 
 
 
 
 Фиксируют план работы на уроке. | 
| Информация о домашнем задании 1 мин. | |
| Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная | |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 
| Прочитать произведение Л.Н. Толстого “Русак” и дать характеристику произведения: Вар. 1 в форме решения теста Вар. 2 в форме самостоятельного заполнения таблицы Продумать ответ на вопрос: “Какие новые научные знания я получил, прочитав это произведение?” | Знакомятся с д-з, задают при необходимости вопросы | 
| Изучение новых знаний 29 мин | |
| Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Метод: /продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/. | |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
| Организует работу по плану. 1. Знакомство с отрывком биографии Л.Н. Толстого. Организует работу в парах (НАПОМИНАЕТ правила работы в группе) Задание 1 рабочего листа урока. 
 
 
 
 
 Организует выделение первых двух ключевых слов урока ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует первый пункт плана 
 2. Знакомство с текстом произведения «Черепаха». Организует слушание отрывка текста Прием «Оживший автор» с помощью ИИ Организует чтение по цепочке /по предложению/. 
 Организует выделение третьего ключевого слова урока: ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует второй пункт плана 
 3. Составление плана произведения. Организует составление разных видов плана текста (прием «Рассыпанный план»): ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карточки с пунктами плана Картинки для деления на группы 
 
 
 
 ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует третий пункт плана 
 4. Словарная работа. Организует работу лабораторий по разным видам функциональной грамотности (математическая, литературная, естественно-научная и лаборатория «Открытие»): ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Карточки с индивидуальными вопросами 
 Карточки с ответами /для проверки/ 
 
 
 
 
 
 
 
 | В парах: Настя и Энтони, Арина и Динар, Лиза и Сережа, Маша и Егор, Дима и Варя, Саша и Илья Самостоятельно читают отрывок биографии Л.Н.Толстого. Каждый участник пары отвечает на свой вопрос только одним словом. В паре составляют сложное прилагательное, используя слова-ответы каждого Взаимопроверка по образцу Оценивание (0,1,2) 
 Получают два из ключевых слова урок: НАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ 
 Фронтально Без оценивания Слушают Толстого и следят по тексту 
 Читают текст вслух по цепочке. 
 
 Получают третье ключевое слово урока: ПОПУЛЯРНЫЙ 
 
 Делятся на группы по фото на РЛ: Л.Н.Толстой, собака Мильтон, черепаха. В группах гр.1 (тезисный) – Динар, Арина, Маша, Настя гр.2 (цитатный) - Дима, Илья, Лиза, Варя, гр.3 (вопросный) – Серёжа, Саша, Энтони, Егор У каждого в группе своя карточки с частью плана, вместе восстанавливают план так, чтобы он соответствовал логике изложения рассказа. Проверка: по цветовому ключу на слайде Оценивание (0,1,2) 
 Выполняют индивидуальное задание на цветной карточке. Делятся на группы по цвету карточек. В группах гр.1 (математическая лаборатория) – Саша, Дима, Варя гр.2 (естественно-научная лаборатория) – Маша, Серёжа, Егор гр.3 (литературная лаборатория) – Энтони, Настя, Арина гр.4 (лаборатория «Открытие») – Лиза, Илья, Динар Объединяются в группы. Лидер группы по образцу проверяет правильность ответов участников. Отвечают на вопрос для группы с опорой на проверенные ответы. | ||||
| 
 
 Организует выделение четвёртого ключевого слова урока: 
 ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует четвертый пункт плана | Проверка по образцу/учителем Оценивание на дополнительные + (max. 2+) Индивидуально выполняют задания теста Получают четвёртое ключевое слово урока: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ | ||||
| Первичная проверка новых знаний 5мин. | |||||
| Задача: обеспечение контроля усвоения новых знаний на первичном уровне Методы: репродуктивный Форма работы: индивидуальная | |||||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
| 5.Характеристика произведения Организует индивидуальное выполнение теста. Задание 4 рабочего листа урока. 
 ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует пятый пункт плана | Индивидуально выполняют тест 
 Самопроверка по образцу 
 | ||||
| Итог на рефлексивной основе 5 мин. | |||||
| Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. | |||||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
| Организует подведение итогов урока. 1.Организует самооценивание работы на уроке. 
 
 
 
 2. Возвращается к д-з, фиксирует выбор 
 3. Организует рефлексию по содержанию урока. Возвращается к проблемному вопросу урока и предлагает теперь сделать выбор ответа на вопрос: Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (прием Джеффа) Подводит к выводу: Что научно-познавательный, научно-популярный, научно-публицистический – это разновидность научного стиля с одинаковыми признаками: научно, но простым языком, интересно, познавательно, рассчитаны на широкий круг читателей. | Суммируют баллы и выставляют отметку по шкале: «5» - 5/6 баллов +++ - «5» «4» - 4/3 балла ++ - «4» «3» - 2 балла 
 Делают выбор Д-з 
 Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, аргументируют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | ||||
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.1/
 
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.2/
 
 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.