Л.Н.Толстой "Черепаха", 4 класс. Научно-познавательный стиль.

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 25.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения с заданиями, направленными на формирование функциональной грамотности.
Иконка файла материала Конспект урока лит.чтения. 4 класс. Л.Н.Толстой ЧЕРЕПАХА Научно-познавательный стиль.pdf

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна

Класс:

Предмет: литературное чтение

 

Тема урока: Лев Николаевич Толстой “Черепаха”. Научно-познавательный стиль. Единица содержания: применять план анализа произведения для определения стиля текста и формирования умения работать по плану

 

Цель урока:   

обучающий аспект:

-         уметь составлять план произведения разных видов (цитатный, вопросный, тезисный), уметь их отличать и сопоставлять (познавательные УУД);

-         уметь проводить анализ текста по плану (познавательные УУД);

-         знать особенности научного стиля текста (познавательные УУД)

 

развивающий аспект:

-         развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);

-         развивать логическое мышление: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы в ходе составления разных видов планов, характеристики текста, работы с биографией, словарной работы (познавательные УУД);

-         развивать умение доказывать принадлежность текста к научному стилю помощью выявления научных фактов или к художественному стилю с помощью средств художественной выразительности (познавательные УУД);

 

воспитывающий аспект:

-         воспитывать культуру общения при работе в группах (коммуникативные УУД);

-         воспитывать интерес к чтению как к способу получения новых научных знаний (личностные УУД);

 

Тип урока: урок изучения новых знаний

 

Этапы урока:

-         подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

-         информация о домашнем задании 

-         изучение новых знаний и способов действий;

-         первичная проверка;

-         итог на рефлексивной основе.

 

 

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности                     5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.          

Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует определение темы и целей урока.

-                     показ иллюстраций к рассказам и басням 

Л.Н. Толстого;

Презентация ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

Проблемный вопрос: 

-                     Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (приём Джеффа)

 

-                     решение ребуса

 

 

Главной нашей задачей будет познакомиться с новым видом одного из знакомых вам стилей. Сделать это открытие поможет ПЛАН анализа произведения.

 

Открывает пункты плана анализа произведения:

1.  Знакомство с биографией автора.

2.  Знакомство с произведением.

3.  Составление плана произведения.

4.  Словарная работа.

5.  Характеристика текста.

Проверяют готовность к уроку. Получают кристалл

Называют произведения и автора. Записывают первую часть темы: Лев Николаевич Толстой

 

 

Принимают решение Да/Нет/Может быть, опираясь на собственный опыт (фиксируют свое решение с помощью кристаллов)

 

Записывают вторую часть темы - название произведения “Черепаха”

 

 

 

 

 

 

Фиксируют план работы на уроке.

Информация о домашнем задании                                            1 мин.

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 

Метод: репродуктивный                       

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прочитать произведение Л.Н. Толстого “Русак” и дать характеристику произведения:

Вар. 1 в форме решения теста

Вар. 2 в форме самостоятельного заполнения таблицы

Продумать ответ на вопрос: “Какие новые научные знания я получил, прочитав это произведение?”

Знакомятся с д-з, задают при необходимости вопросы

                  Изучение новых знаний                              29 мин

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: /продуктивный/.       

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует работу по плану.

1.                  Знакомство с отрывком биографии Л.Н. Толстого.

Организует работу в парах (НАПОМИНАЕТ

правила работы в группе)

Задание 1 рабочего листа урока.

 

 

 

 

 

Организует выделение первых двух ключевых слов урока

ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует первый пункт плана

 

2.                  Знакомство с текстом произведения «Черепаха».

Организует слушание отрывка текста 

Прием «Оживший автор» с помощью ИИ Организует чтение по цепочке /по предложению/.

 

Организует выделение третьего ключевого слова урока:

ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует второй пункт плана

 

3.                  Составление плана произведения. Организует составление разных видов плана текста (прием «Рассыпанный план»):

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Карточки с пунктами плана

Картинки для деления на группы

 

 

 

 

ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует третий пункт плана

 

4.                  Словарная работа.

Организует работу лабораторий по разным видам функциональной грамотности (математическая, литературная, естественно-научная и лаборатория «Открытие»):

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Карточки с индивидуальными вопросами

 

Карточки с ответами /для проверки/

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах: Настя и Энтони, Арина и Динар, Лиза и

Сережа, Маша и Егор, Дима и Варя, Саша и Илья Самостоятельно читают отрывок биографии Л.Н.Толстого.

Каждый участник пары отвечает на свой вопрос только одним словом.

В паре составляют сложное прилагательное,

используя слова-ответы каждого

Взаимопроверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

 

Получают два из ключевых слова урок: 

НАУЧНО – 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

 

Фронтально

Без оценивания

Слушают Толстого и следят по тексту

 

Читают текст вслух по цепочке.

 

 

Получают третье ключевое слово урока: 

ПОПУЛЯРНЫЙ

 

 

Делятся на группы по фото на РЛ: Л.Н.Толстой, собака Мильтон, черепаха.  В группах 

гр.1 (тезисный) – Динар, Арина, Маша, Настя гр.2 (цитатный) - Дима, Илья, Лиза, Варя, гр.3 (вопросный) – Серёжа, Саша, Энтони, Егор У каждого в группе своя карточки с частью плана, вместе восстанавливают план так, чтобы он соответствовал логике изложения рассказа.

Проверка: по цветовому ключу на слайде

Оценивание (0,1,2)

 

Выполняют индивидуальное задание на цветной карточке.

Делятся на группы по цвету карточек.  В группах  гр.1 (математическая лаборатория) –  Саша, Дима, Варя гр.2 (естественно-научная лаборатория) –  Маша, Серёжа, Егор гр.3 (литературная лаборатория) –  Энтони, Настя, Арина гр.4 (лаборатория «Открытие») –  Лиза, Илья, Динар

Объединяются в группы.

Лидер группы по образцу проверяет правильность ответов участников. Отвечают на вопрос для группы с опорой на проверенные ответы.

 

 

Организует выделение четвёртого ключевого слова урока:

 

ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует четвертый пункт плана

Проверка по образцу/учителем

Оценивание на дополнительные + (max. 2+) Индивидуально выполняют задания теста Получают четвёртое ключевое слово урока: 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Первичная проверка новых знаний 5мин.

Задача: обеспечение контроля усвоения новых знаний на первичном уровне

Методы: репродуктивный                       Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

5.Характеристика произведения

Организует индивидуальное выполнение теста. Задание 4 рабочего листа урока.

 

ЧЕК-ЛИСТ: фиксирует пятый пункт плана

Индивидуально выполняют тест

Оценивание (0,1,2)

 

Оценивание на дополнительный +

Самопроверка по образцу

 

                                         Итог на рефлексивной основе                                                 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.           Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует подведение итогов урока.

1.Организует самооценивание работы на уроке.

 

 

 

 

2.                  Возвращается к д-з, фиксирует выбор

 

3.                  Организует рефлексию по содержанию урока. Возвращается к проблемному вопросу урока и предлагает теперь сделать выбор ответа на вопрос: Верно ли, что Лев Николаевич Толстой писал в научном стиле? (прием Джеффа) Подводит к выводу:  Что научно-познавательный,

научно-популярный, научно-публицистический – это разновидность научного стиля с

одинаковыми признаками: научно, но простым языком, интересно, познавательно, рассчитаны на широкий круг читателей. 

Суммируют баллы и выставляют отметку по шкале:

«5» - 5/6 баллов           +++ - «5»

«4» - 4/3 балла             ++   - «4»

«3» - 2 балла

 

Делают выбор Д-з

 

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, аргументируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ /презентация/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 /рабочий лист урока/

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 /карточки с индивидуальными вопросами/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /вар.2/