Валентина Осеева всю жизнь писала для детей и про детей. В сборнике собраны её произведения, которые учат не только тому, что нужно жить по совести, не обманывать и быть хорошим другом и товарищем, но и самому главному — доброму и хорошему отношению ко всему, что нас окружает. Сборник предназначен для дошкольного и младшего школьного возраста.
Оно учит уважению к старшим, скромности и отзывчивости.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
![]() |
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
![]() |
Печенье
https://nukadeti.ru/rasskazy/pechene
Оно напомнит юному читателю о щедрости, внимательности, признательности и уважении по отношению к своей семье.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали.
Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу
и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она
мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного
хлеба…
Синие листья
https://nukadeti.ru/rasskazy/sinie-listya
Он напоминает, что настоящие друзья всегда оказывают другу помощь бескорыстно.
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
![]() |
До первого дождя
https://nukadeti.ru/rasskazy/do-pervogo-dozhdya
Он научит их ценить истинную дружбу, которая не знает эгоизма, жадности и страха за себя.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Три товарища
https://nukadeti.ru/rasskazy/tri-tovarishha
Оно подскажет юным читателям, что сочувствие должно подкрепляться поступками, а не советами.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До
обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Что легче?
https://nukadeti.ru/rasskazy/chto-legche
Оно учит ответственности, умению всегда прямо признавать свою оплошность и говорить правду. Автор утверждает, что именно так легче жить.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
![]() |
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
Хорошее
https://nukadeti.ru/rasskazy/khoroshee
Он напомнит, что даже в мелочах важно проявлять трудолюбие, отзывчивость и помощь другим людям.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
![]() |
Плохо
https://nukadeti.ru/rasskazy/plokho
Оно учит проявлять сочувствие, вставать на защиту слабых существ, осуждает равнодушие и праздное любопытство.
Собака
яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору,
сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и
поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Вырванный лист
https://nukadeti.ru/rasskazy/vyrvannyj-list
Он учит быть честным, не брать чужого и прислушиваться к голосу своей совести.
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.
Все ребята молчали.
— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестренка вырвала этот лист. Мало ли что бывает… Правда, ребята?
Ребята молча пожимали плечами.
— А еще, может, ты сам где-нибудь зацепился… Крах! — и готово!.. Правда, ребята?
Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.
— Кошка тоже могла вырвать этот лист… Еще как! Особенно котеночек какой-нибудь…
Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться.
Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:
— Хватит тебе!
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
— Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая!
Время
https://nukadeti.ru/rasskazy/vremya
Он напомнит, что время нужно ценить и использовать его с умом.
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
— А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
— А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!
Юра ахнул.
— Бежим! — сказал Юра. — Мы опоздали в школу!
— А как же пример? — испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.
Кто хозяин?
https://nukadeti.ru/rasskazy/kto-khozyain
Оно учит ответственности за своих питомцев, заботе о них и умению постоять за право называться хозяином животного
Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня,
подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе
ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось
стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить,
поэтому спор их всегда кончался ссорой. Однажды они шли лесом. Жук бежал
впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.
![]() |
Просто старушка
https://nukadeti.ru/rasskazy/prosto-starushka
Оно учит оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, а не только родным и друзьям. В рассказе также становится ясно, что нужно делать это искренне, без просьб и ожидания благодарности.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Девочка
с куклой https://nukadeti.ru/rasskazy/devochka-s-kukloj
Оно напомнит им о правилах поведения в общественном транспорте и уважении к старшим.
Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел военный. Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду.
Военный сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка.
Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.
«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко смотреть на дверь.
С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.
Юра вскочил:
— Садитесь, пожалуйста!
Девочка кивнула головой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.
Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.
— Я думал, она женщина с ребенком, — пробормотал он.
Военный одобрительно похлопал его по плечу:
— Ничего, ничего! Девочке тоже надо уступать место! Да еще девочке с куклой!
Рекс и кекс
https://nukadeti.ru/rasskazy/reks-i-keks
Он напоминает, что не стоит разрушать дружбу ссорами из-за мелочей.
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
— У нашего директора есть
большая собака, ее зовут Рекс, — сказал Витя.
— Не Рекс, а Кекс, — поправил его Слава.
— Нет, Рекс!
— Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
— Значит, нам не из-за чего ссориться! — обрадовался Слава.
— Конечно, не из-за чего,
— согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
— Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Обидчики
https://nukadeti.ru/rasskazy/obidchiki
Он учит дружелюбию, взаимопомощи и умению разрешать мелкие конфликты без участия посторонних.
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил
он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
— Вы-хо-ди!..
Кто всех глупее
https://nukadeti.ru/rasskazy/kto-vsekh-glupee
Оно учит, что нельзя обижать слабого, даже если он не может ответить тем же. Рассказ напоминает ребятам, что мудрость и другие положительные черты часто не зависят от силы и роста.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От
нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать
Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой
Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её
нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила
свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — подумал Ваня.
![]() |
Мечтатель
https://nukadeti.ru/rasskazy/oseeva-mechtatel
Мальчики рассуждали о добрых поступках, о подвигах, ведь совершить их наверняка смогут лишь храбрые люди, сильные духом. То, что произошло дальше, стало показательным примером, когда дела важнее слов. Рассказ заставляет задуматься и доносит мораль в весёлой форме.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались
на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув
берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
Новая игрушка
https://nukadeti.ru/rasskazy/oseeva-novaya-igrushka
Поучительная история научит ребят дорожить тем, что у них есть, задуматься о ценности вещей.
Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.
— Ну, что кому привезти? — спросил он.
Ребята заулыбались, придвинулись ближе.
— Мне куклу!
— А мне автомобильчик!
— А мне подъемный кран!
— А мне… А мне… — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.
Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить… Дома у него весь угол завален игрушками… Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны… Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити… Ему даже нечего пожелать… А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет…
— Что же ты молчишь, Витюк? — спросил дядя.
Витя горько всхлипнул.
— У меня… все есть… — пояснил он сквозь слезы.
![]() |
Лекарство
https://nukadeti.ru/rasskazy/oseeva-lekarstvo
Произведение учит ребят заботиться о близких, быть внимательными к старшим и думать не только о себе.
![]() |
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
Подарок
https://nukadeti.ru/rasskazy/oseeva-podarok
Оно напоминает, как важно уделять внимание другим людям, а не только своим желаниям и потребностям
У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.
— Здравствуйте! — кричат мне оба. — Что вы нам принесли?
Один раз я сказала:
— Почему вы не спросите, может, я замерзла, устала? Почему вы сразу спрашиваете, что я вам принесла?
— Мне все равно, — сказал Миша, — я буду спрашивать так, как вы хотите.
— Нам все равно, — повторил за братом Вова.
Сегодня они оба встретили меня скороговоркой:
— Здравствуйте. Вы замерзли, устали, а что вы нам принесли?
— Я принесла вам только один подарок.
— Один на троих? — удивился Миша.
— Да. Вы должны сами решить, кому его дать: Мише, маме или Вове.
— Давайте скорей. Я сам решу! — сказал Миша.
Вова, оттопырив нижнюю губу, недоверчиво посмотрел на брата и громко засопел.
Я стала рыться в сумочке. Мальчики нетерпеливо смотрели мне на руки. Наконец я вытащила чистый носовой платок.
— Вот вам подарок.
— Так ведь это… это… носовой платок! — заикаясь, сказал Миша. Кому нужен такой подарок?
— Ну да! Кому он нужен? — повторил за братом Вова.
— Все равно подарок. Вот и решайте, кому его дать.
Миша махнул рукой.
— Кому он нужен? Он никому не нужен! Отдайте его маме!
— Отдайте его маме! — повторил за братом Вова.
Все вместе
https://nukadeti.ru/rasskazy/vse-vmeste
Он поведает детям о том, что в дружбе не ищут выгоды, и напомнит, что не каждого человека стоит называть своим другом.
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с веселыми голубыми глазками.
— Давай будем дружить, — сказала Наташа.
— Давай! — кивнула головой девочка. — Будем вместе баловаться!
Наташа удивилась:
— Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
— Конечно. Те, которые
дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! — засмеялась Оля.
— Хорошо, — нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. — А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
— Ну, это редко! — сморщила носик Оля. — Это смотря какую подружку себе найдешь!
Бабушка и внучка
https://nukadeti.ru/rasskazy/babushka-i-vnuchka
Он учит заботе о близких людях и показывает детям, как люди со временем меняются ролями.
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
— Вот какие умницы вы у меня!
Просто так
https://nukadeti.ru/rasskazy/prosto-tak
Поучительный рассказ Осеевой научит детей ценить дружбу и дорожить лучшими друзьями
Костя сделал скворечник и позвал Вову:
— Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова присел на корточки.
— Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, робко сказал он, — сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.
— Ладно, — согласился Костя. — Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.
![]() |
Сторож
https://nukadeti.ru/rasskazy/storozh
Произведение осуждает эгоизм, жадность и нежелание выстраивать с людьми дружелюбные отношения.
В детском
саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели
самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем
было весело.
Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.
— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.
Танины достижения
https://nukadeti.ru/rasskazy/oseeva-taniny-dostizheniya
Произведение учит принимать на себя ответственность и открыто признавать свои ошибки. Рассказ также напоминает о деликатности и умении быть снисходительнее к другим людям
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
— Ну, какие ваши достижения?
— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.
— Гм… — сказал отец.
— Папа! — взмолилась
Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши
достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
![]() |
Перышко
https://nukadeti.ru/rasskazy/peryshko
Он учит сразу называть вещи своим именем и осуждает воровство. Произведение призывает не поддаваться на провокации и эмоциональному заражению толпы вместо того, чтобы выслушать в споре обе стороны.
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял мое
перышко?
— Подумаешь какая невидаль — перышко! — закричал Федя. — Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко перышка! Для своего же товарища! — кричал Федя. — Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
— Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
— Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах
у него показались слезы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту.
— На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!
Ребята разошлись. Федя
тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.
Случай
https://nukadeti.ru/rasskazy/sluchaj
Он учит открытости и при этом напоминает, что важно ценить заботу близких людей, а излишняя щедрость и отсутствие твердости не доводят до добра.
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришел его товарищ Витя.
— Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый и синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Коля пожал плечами.
— Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои потеряла… А черный и желтый взял у меня Петя — у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без карандашей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?
— Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.
Кузнечик
вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки,
затрещал:
– Пр-р-е-е-красный день!
– Отвр-ратительный! – отозвался дождевой червяк, глубже зарываясь в сухую землю.
– Как! – подпрыгнул кузнечик. – На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день!
– Нет! Дождик да мутные тёплые лужи – это прекрасный день.
Но кузнечик не согласился с ним.
– Спросим третьего, – решили они.
В
это время муравей тащил на спине сосновую иглу и остановился отдохнуть.
– Скажите, – обратился к нему кузнечик, – какой сегодня день: прекрасный или отвратительный?
Муравей вытер лапкой пот и задумчиво сказал:
– На этот вопрос я отвечу вам после захода солнца.
Кузнечик и червяк удивились:
– Что ж, подождём!
После захода солнца пришли они к большому муравейнику.
– Ну, какой сегодня день, уважаемый муравей?
Муравей показал на глубокие ходы, прорытые в муравейнике, на кучи сосновых иголок, собранных им, и сказал:
– Сегодня чудесный день! Я хорошо поработал и могу спокойно отдохнуть!
Строитель
https://nukadeti.ru/rasskazy/stroitel
Он учит усердию, терпимости, сосредоточенности на своей цели и умению не сдаваться перед трудностями.
На дворе
возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней
замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого
мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и
старательно обмазывал стены глиняного дома.
— Эй ты, что ты там делаешь? — окликнули его мальчики.
— Я строю дом.
Мальчики подошли ближе.
— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх
ты, строитель!
— Да его только двинь, и он развалится! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Стена обвалилась.
— Эх ты! Кто же так строит? — кричали ребята, ломая свежевымазанные стены.
«Строитель» сидел молча, сжав кулаки. Когда рухнула последняя стена, он ушел.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж…
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.