Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Оценка 5

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
труд
6 кл
02.05.2017
Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"
: В основном на прилавках магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных из экологически вредных материалов . Дети просят своих мам купить Барби, Мокси, Монстр-Хай и др. А хочется видеть игрушки, отражающие наши традиции , несущие в себе тепло души того , кто их сделал. Гипотеза: Возможно, знакомство с историей появления русских оберегов и технологией изготовления некоторых из них, поможет нам обрести представления о ценности семьи в обществе, культуре русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию.Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"
проект Куклы.docx
№ 1. Название проекта. Вопросы Паспорт проекта                                               Ответы «Куклы из бабушкиного сундука» 2. Руководители проекта. Хлебникова М.Е., Шачкова Н.С. 3. Консультанты проекта.   4. Учебные предметы. Литература, технология 5. Учебные дисциплины, связанные с  История, литература, технология проектом. 6. Возраст учащихся. 12 лет 7. Состав проектной группы  (пофамильно) 1.Занина Алина 2. Мазунина Елизавета 8. Тип проекта (реферативный,  Творческий исследовательский, творческий,  практико­ориентированный). Заказчик проекта. Цель проекта. Задачи проекта. 9. 10 . 11 . Кабинет русского языка и литературы,  Шачкова Н.С. Пробуждение интереса к русской культуре и  традиционной народной кукле. 1. Познакомить детей с историей  возникновения русских тряпичных кукол­ оберегов, их многообразием.  2. Обучить учащихся технике изготовления  традиционной куклы  и изготовить её с  наделением своих качеств. 3. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное  самовыражение при выполнении куклы­ оберега с использованием ниток. 4. Совершенствовать мелкую моторику  (скручивание, заматывание, завязывание  узлов). 5. Дать возможность ребенку ощутить  удовольствие и гордость от результата своего 12 . Проблемные вопросы по теме, на  которые необходимо было ответить. труда. 6.Воспитывать ценностное отношение к  истории народа. ­какие материалы используют для  изготовления кукол­оберегов ? ­для чего нужен оберег? ­почему кукла­оберег "безликая"?                    13 . Оборудование для разработки  проекта. Компьютер, лоскутки цветной и белой ткани, нитки, крупа, деревянные палочки 9­12 см 14 . Аннотации проекта (актуальность,  значимость, личная ориентация  участников проекта, воспитательный аспект проекта, краткое содержание  проекта) Предполагаемый продукт проекта. Этапы работы над проектом. 15 . 16 .     Интерес к народным ремёслам в  современном мире всё возрастает. А  происходит это потому, что когда­то здесь  образовалась брешь, пустота. И теперь  возникла большая необходимость её  заполнить. Наше сегодняшнее желание знать,  какой же была народная игрушка, как ею  играли и что она значила, в этом кроется не  только познавательный интерес, но еще и  естественное стремление знать и помнить  прошлое своего народа.     Русская кукла считается одним из самых  загадочных символов России. Это не просто  детская игрушка, это неотъемлемый атрибут  древних обрядов. С незапамятных времен  мастерами было освоено искусство  изготовления таких кукол, вобравших в себя  все культурные традиции и обычаи Руси.     Считалось, что куклы, сделанные своими  руками из подручных материалов, обладают  магическими свойствами. Наши предки  верили, что куклы способны отгонять злых  духов и приносить счастье в дом. Наверное,  поэтому эти куколки довольно часто  носились как талисманы. Пособие для кабинета литературы.  1. Изучение истории возникновения  народной куклы. 2. Изучение видов кукол – оберегов. 3. Изучение технологии изготовления кукол. 4. Изготовление кукол. 5. Презентация проекта. 17 . Распределение ролей в проектной  группе. Занина А. и Мазунина Е. решили все делать  совместно Информация по теме проекта. Введение: В основном на прилавках магазинов мы встречаем куклы  производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных из экологически вредных  материалов . Дети просят своих мам купить Барби, Мокси, Монстр­Хай и др. А  хочется видеть игрушки, отражающие наши традиции , несущие в себе тепло души  того , кто их сделал.      Гипотеза: Возможно, знакомство с историей появления русских оберегов и  технологией изготовления некоторых из них, поможет нам  обрести представления    о ценности семьи в обществе, культуре русского народа, а сами куклы составят  оригинальную домашнюю коллекцию.  Методы исследования.  1. Изучение истории игрушки   2.Анализ собранного материала  План работы над проектом. 1. Подготовительный этап. Выбор темы и ее конкретизация. Определение цели, формулирование задач.  2. Поисково­исследовательский этап. Поиск информации в энциклопедиях, интернет – ресурсах, журналах; изучение и  обработка информации, её осмысление. Организационно­консультационные занятия. 3. Продуктивный этап. Создание продукта. Изготовление куклы – оберега. 4. Трансляционно­оформительский этап. Предзащита проекта. Доработка с учётом замечаний и предложений. Подготовка к  публичной защите проекта. 5. Заключительный этап. Публичная защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ  выполненной работы.  Технология изготовления куклы­пеленашки Исследование популярности кукол оберегов.      Современный мир украшен не только великолепными, удобными и поразительно  техническими устройствами, но и лиричными, таинственными и удивительными  верованиями. Тем не менее, обереги и талисманы до сих пор пользуются спросом.  Талисманы и обереги действуют до тех пор, пока люди верят в их чудесные  свойства.     Мы решили выяснить, популярны ли куклы – обереги в наше время.    Своё исследование мы начали с опроса, который был провели среди жителей  города Оса. Была приготовлена анкета с вопросами: ­ Знаете ли вы, что бывают куклы – обереги? ­ Видели ли вы куклы – обереги? ­ Есть ли у вас дома куклы – обереги? В опросе участвовало 40 человек. Выяснилось, что знают о куклах – оберегах ­  98% опрошенных; видели куклы – обереги – 84% опрошенных; имеют дома куклы  обереги – 82 % опрошенных.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ      В итоге мы задали себе вопросы:  «Чем для меня была полезна эта работа? »,  «Чему она научила? ».     Во­первых,  мы узнали много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема нас  заинтересовала давно. Нам было трудно, но мы старались находить и выделять  главное в огромном мире информации. Мы думаем, если у нас не все получилось,  это не страшно, ведь мы только учимся.      Что же дала нам эта работа? Мы научились сравнивать, анализировать, т.е.   приобрели большой опыт работы по исследовательской деятельности.       Мы узнали, что оберег ­ амулет или волшебное заклинание, спасающее человека  от различных опасностей.      Куклы – обереги делали наши предки не для продажи, а как ритуальные и  обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Изготавливали куколок только женщины.  Создавались куклы неспешно и с большой  любовью.       Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки,  нитки. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали,  читали молитвы. У кукол­ оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица.  Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою  таинственность и обережные свойства. Когда мы делали кукол, то не пользовались иглой и ножницами, лоскуты, из  которых они состоят, соединяли между собой с помощью узелков и нитей. И самое  главное делали куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.       Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи  воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее  народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.      В итоге в ходе нашей работы было достигнуто следующее: • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды • освоена технология выполнения тряпичной куклы  • изготовлены образцы для кабинета литературы    Практическое применение нашей работе можно найти на уроках технологии,  истории, литературы, на внеклассных занятиях в школе.   Мы хотим продолжать изготовление кукол, узнать больше о них.      Приложение: презентация (виды кукол­оберегов), сундучок с тряпичными  куклами  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. ­ М. : Культура и традиции, 2007. 2. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.  3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство­пресс, 2011 г.  4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина.  5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.  6. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н.  Котова, А. С. Котова. ­ СПб, Паритет, 2003. 7. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. 8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.  9. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .   Приложение. 1. Под чутким руководством Хлебниковой Марины Евгеньевны. 2. Умелые ручки 3.Наполнение мешочка крупой для куклы Крупенички 4. Все получилось!!! Тезисы проекта «Куклы из бабушкиного сундука» 1. МБОУ «СОШ №3 г.Осы» 2. «Мир вокруг нас» 3. «Куклы из бабушкиного сундука» 4. Хлебникова Марина Евгеньевна, Шачкова Наталья Сергеевна 5. 1. Занина Алина, уч-ся 6 «В» класса 2. Мазунина Елизавета, уч-ся «А» класса   Содержание. 1. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. 2. В основном на прилавках магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных из экологически вредных материалов. Дети  просят своих мам купить Барби, Мокси, Монстр­Хай и др. А хочется видеть  игрушки, отражающие наши традиции , несущие в себе тепло души того , кто  их сделал. 3. Цель: Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной  кукле. 4. Задачи:   1). Познакомить детей с историей возникновения русских тряпичных кукол­ оберегов, их многообразием.  2). Обучить учащихся технике изготовления традиционной куклы  и изготовить её с наделением своих качеств. 3). Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное  самовыражение при выполнении куклы­оберега с использованием ниток. 4). Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание  узлов). 5). Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата  своего труда. 6).Воспитывать ценностное отношение к истории народа.  5. Наш проект – это пособие для кабинета литературы.  6.  В основном на прилавках магазинов мы встречаем куклы производства Китая,  Кореи, Америки, изготовленных из экологически вредных материалов. Дети просят  своих мам купить Барби, Мокси, Монстр­Хай и др. А хочется видеть игрушки,  отражающие наши традиции , несущие в себе тепло души того , кто их сделал. 7. Список литературы 1. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.  2 Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.  Л Дайн, М. Н. Дайн. ­ М. : Культура и традиции, 2007. 3. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина Н. В. 4. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н.  Котова, А. С. Котова. ­ СПб, Паритет, 2003.  5. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство­пресс, 2011 г.  6. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.  7. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.  8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. Защита проекта.     Здравствуйте! Мы Мазунина Лиза и Занина Алина представляем вашему  вниманию творческий проект по литературе и технологии "Куклы из бабушкиного  сундука".     На уроках  литературы  мы познакомились с календарно – обрядовым  фольклором. Наталья Сергеевна рассказала нам о традициях  русских людей, связанных с календарем, временами года.  Особенно нам понравился рассказ о том, что  славяне после сбора урожая, хранили зерно в куклах  Зерновушках. Нас это заинтересовало. Мы задали  себе вопрос: «А были ли еще куклы, помогающие  крестьянам в жизни?» Стали искать ответ  С давних времен тряпичная кукла была традиционной  игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась  взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство,  обретал образ семьи. Кукла была символом продолжения  рода, залогом семейного счастья, кукла охраняла детский сон  и оберегала ребёнка от злых сил. Она сопровождала человека  с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. У нас есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?  Но его так просто не открыть.  Нужно ласково его попросить.  «Сундучок мой сундучок Приоткрой нам свой бочок» (Открыть сундук)  ­Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?    с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы  можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для  каждого случая нужна особенная кукла. Мы вам сейчас все о них расскажем .       Волосы льняные,  В них ленточки цветные.  С лоскутков её скрутила В сарафанчик нарядила.  Сарафанчик из сукна.  Догадайтесь, кто она? (кукла)  (показывает тряпичную куклу)  Кукла Подорожница      Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке  умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы  из  домашнего очага или маленький сухарик Перекрестясь, благословясь,  Пойду из дома за ворота, В ту сторону, куда охота. С пути­дороги не собьюсь И с бедою не столкнусь. Зло подальше обойду, А добро везде найду. Не споткнусь, не расшибусь, В дом с удачею вернусь!» Прикасаться же к самой куколке мог только тот, кто её сделал и для кого  сделали, таким образом она, пребывая вместе с путником в чужом  пространстве, оставалась неприкосновенной частичкой пространства родного,  своего, домашнего. Кукла ­ десятиручка     Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили  девушкам, которые готовили себе приданое или молодой  хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все  дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть! Кукла Крупеничка ­Зерновушка       Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость. Куколка Кубышка­травница  Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка­ Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни. Простая на  внешний вид куколка ­ крупеничка, но изготовленная с большой любовью,  имеет глубокий символический смысл, являясь оберегом на сытость и достаток в семье.  Значения круп в крупеничке: гречиха − сытость и богатство, рис (самое дорогое зерно)  − на праздник, перловка − на сытость, овес − на силу. Куклы – лихоманки    12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были  отпугивать  приносящих болезни демонов­трясовиц.     Кукла­колокольчик     Эта задорная кукла –оберег добрых вестей, радости и хорошего настроения.   Девка – Баба     Кукла содержит в себе сразу два образа. Она показывает переход  женщины из состояния Девки до замужества, в состояние Бабы – после свадьбы. Куколка Пеленашка     Оберегом от сглаза. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали  особую куколку ­"Пеленашку", с целью ­обмануть злых духов, подложить им куклу  вместо ребенка. Кукла Зайчик на пальчик    Оберег используется, когда ребёнок уже сам начинает осмысленно  говорить. Когда ребёнок остаётся один, чтобы он не боялся или не скучал,  ему на пальчик надеваю весёлого зайчика. Неразлучники  Много кукол у меня, просто целая семья! Эту папа мне купил, эту братик подарил. Но дороже всех одна, та, что сделала сама. Назову её Добринка, ну, а может, Веселинка! Просто хорошо мне с ней, с милой куколкой моей! Защита проекта.     Здравствуйте! Мы Мазунина Лиза и Занина Алина представляем вашему  вниманию творческий проект по литературе и технологии "Куклы из бабушкиного  сундука".     На уроках  литературы  мы познакомились с календарно – обрядовым  фольклором. Наталья Сергеевна, учитель литературы,  рассказала нам о традициях  русских людей, связанных с календарем, временами года.  Особенно нам понравился рассказ о том, что  славяне после сбора урожая, хранили зерно в куклах  Зерновушках. Нас это заинтересовало. Мы задали  себе вопрос: «А были ли еще куклы, помогающие  крестьянам в жизни?» Стали искать ответ.       У нас есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?   Волосы льняные,  В них ленточки цветные.  С лоскутков её скрутила В сарафанчик нарядила.  Сарафанчик из сукна.  Догадайтесь, кто она? (кукла)   Кукла Подорожница Перекрестясь, благословясь,  Пойду из дома за ворота, В ту сторону, куда охота. С пути­дороги не собьюсь И с бедою не столкнусь. Зло подальше обойду, А добро везде найду. Не споткнусь, не расшибусь, В дом с удачею вернусь!» Прикасаться же к самой куколке мог только тот, кто её сделал и для кого сделали,  таким образом она, пребывая вместе с путником в чужом пространстве, оставалась  неприкосновенной частичкой пространства родного, своего, домашнего. Кукла ­ десятиручка     Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили  девушкам, которые готовили себе приданое или молодой  хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все  дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть! Кукла Крупеничка ­Зерновушка  Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость. Куколка Кубышка­травница    Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка­ Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.   Куклы – лихоманки    12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были  отпугивать  приносящих болезни демонов­трясовиц.    Кукла­колокольчик     Эта задорная кукла –оберег добрых вестей, радости и хорошего настроения.  Девка – Баба     Кукла содержит в себе сразу два образа. Она показывает переход  женщины из состояния Девки до замужества, в состояние Бабы – после свадьбы. Куколка Пеленашка     Оберег от сглаза. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали  особую куколку ­"Пеленашку", с целью ­обмануть злых духов, подложить им куклу  вместо ребенка. Кукла Зайчик на пальчик    Оберег используется, когда ребёнок уже сам начинает осмысленно  говорить. Когда ребёнок остаётся один, чтобы он не боялся или не скучал,  ему на пальчик надевали весёлого зайчика. Кукла Неразлучники Муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.  У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука  об руку, были вместе в радости и в беде.    Благодаря Марине Евгеньевне мы научились делать этих замечательных кукол.  Неразлучников не успели оформить к этому дню, но обязательно сделаем­это очень  интересно! Много кукол у меня, просто целая семья! Эту папа мне купил, эту братик подарил. Но дороже всех одна, та, что сделала сама. Назову её Добринка, ну, а может, Веселинка! Просто хорошо мне с ней, с милой куколкой моей!  Спасибо за внимание!

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Ученический проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017