Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа
духовно-нравственной культуры
Юмшанова Марфа Николаевна
МОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа
имени М.Л. Новгородова» учитель начальных классов
На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы.
Изучение народной педагогики способствует расширению и углублению знаний по общей, национально-региональной, частной, традиционной культуре воспитания.
Каждый этнос индивидуален и потребности национального и национально-культурного развития у него свои. Но есть нечто общее, что позволяет сформировать задачи школы в целом:
- школа должна стать институтом экологии национальной культуры. Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в своей, корневой национальной традиции;
- школа должна развивать диалог между разными культурами;
- школа должна обеспечить включение каждого этноса, нации и процессы современного цивилизованного развития.
Опыт народного воспитания изучает в частности, этнопедагогика, которая поставлена на службу формирования гражданина патриота России, способного полнокровно вступить в жизнь современного общества. Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета российских ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Этнопедагогика воссоздает гуманные традиции народного воспитания, определяет оптимальные условия, при которых опыт прошлых поколений органично вплетается в современную педагогику.
Современная отечественная система воспитания предусматривает воспитание на основе традиционно нравственных устоев. Характеризуя нравственные устои, свойственно народам Севера, сформируем дать такие нравственные качества:
· Любовь к Родине · Человеколюбие · Почтительное отношение к старшим (культ предков) · Природолюбие · Трудолюбие · Коллективизм · Доброжелательность · Правдивость и честность · Скромность · Вежливость · Справедливость |
Народ, всегда прославлял преданность к Родине, любовь к народу, героизм, скромность, доброту, вежливость, правдивость и дружелюбие. Резко осуждал зависть, эгоизм, трусость, лень, высокомерие и хвастовство.
Любовь к Родине, к своему народу – неотъемлемое качество человека. Понятие о Родине, о ее богатствах и ее населении начинается с родного села. А у детей понятие патриотизма, Родины исходит именно с родных мест: полей, рек, озер, лесов, гор. Которые они знают с детства. Любовь к Родине была и есть самое глубокое, святое, патриотическое чувство.
Человеколюбие – это форма отношений между людьми. Кто жил и просто бывал на Севере, подчеркивают такие черты людей как: доброжелательность, доверчивость, искренность, развитое чувство благодарности, безупречная готовность прийти на помощь.
Гостеприимство не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Оно развивает чувство дружбы и товарищества. Эти качества являются неотъемлемой частью характеристики жителей Севера.
Почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих народов. Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей способствующих формированию положительных качеств личности и уважительное отношение к взрослым. У народов Севера заслуженным почетом и уважением пользовались и пользуются старшие члены семьи. Они, в свою очередь, охотно передают свои знания, свой опыт подрастающему поколению.
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Народы Севера связывают свои судьбы с родными местами, и их природой, растениями, животным миром. Близость к природе и постоянная зависимость от нее способствовали у людей поколению богатого запаса эмпирических знаний об окружающей их действительности. Все это развивает у людей наблюдательность, умение предсказывать погоду, ориентированность.
Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности. Отношение к природе связано с формированием лучших черт нравственного качества: трудолюбие, милосердие, верность к слову, мужество, любовь к родной земле и т.д.
Самым положительным нравственным качеством народов Севера является их трудолюбие. Благодаря чему, они приспособились к суровым климатическим условиям. Человек в труде находит эстетическое и нравственное наслаждение. Также, труд – это взаимоотношение между людьми. В процессе взаимоотношений формируется и сам человек.
Трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Чувство коллективизма непосредственно вытекает из чувства любви к народу. Люди считают, что если человек живет один, нелюдим, характер его тяжелый, нрав крутой.
Народ стремился, чтобы воспитание, труд, учеба, общение формировали в ребенке чувство доброты. Делать людям добро, уважать их – это важнейшее нравственная заповедь народа. Народ возвышает доброту до уровня великодушия, призывая назло отвечать добром: «Сделай добро своему недругу, пусть он увидит и смутится».
Правдивость и честность – одно из черт нравственного характера народов Севера. Она возвышает достоинство человека.
Каждая нация, народность, семья старается воспитывать детей: скромными, выдержанными, требовательными к себе. Они всегда осуждали тех, кто страдал нескромностью, себялюбием, барством. Увидев новое – не восторгайся, увидев старое – не сокрушайся. В тайге языком не охотятся. Не сравнивай себя с горой, а товарища с соломинкой. Детей приучали понимать, за какие поступки ребенка «падает позор на голову родителей».
Вежливость – яркий показатель внутренней культуры человека. У Северян, сильно развита вежливость, почтительность к людям. Эти качества передаются из рода в род, из поколения в поколение. Якут к родным и даже троюродным сестрам и братьям обращается не по имени, а по степени родства. Например, к старшим: обращаются «эдьиий», а к братьям «убаай». Такое вежливое отношение ребенка имеет положительное педагогическое значение: поднимает авторитет старших среди окружающих, дети приучаются с малых лет к почтительному отношению к людям.
Справедливость. Он исходит из глубокой древности. Например, охотились на зверя вместе, добычу делили поровну. Если у кого-нибудь было много детей, тому давали больше. Человек человеку должен помочь. Достоинство человека проявляется именно в том, что он в человеке видит своего товарища, друга, помощника и защитника.
Все эти выработанные и проверенные черты характера народов Севера повышают нравственный уровень людей сурового края, формируют качества личности северного этноса, способного благотворно жить и трудиться.
Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Младший школьный возраст – пора принятия новой социальной роли. В этом возрасте большое значение имеют широкие нравственные мотивы. Разумеется, многое зависит от моральных качеств самих воспитателей, их представлений о человеческих ценностях.
Процесс нравственного совершенствования человека происходит в течение всей его жизни и огромную роль играет семья и школа.
Таким образом, важнейшими моментами этнопедагогика организацией нравственного формирования учащихся являются:
· Уважительное, доброе и ответственное отношение к старшим.
· Умение изучать и ценить родословную и окружающую природу.
· Развитие идей гуманизации и сотрудничества.
· Восстановление утраченных нравственных традиций, обычаев, обрядов и других ценностей.
· Умение оценивать, воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя.
На уроках с целью нравственного воспитания младших школьников мы использовали разнообразные виды упражнений.
1. «Собери пословицу».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и доброжелательность.
2. «Найди лишнюю пословицу».
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
3. «Найди пару».
Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.
4. «Перевод с якутского на русский».
Цель: развитие умение понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарем.
5. «Изобрази пословицу пантомимой».
Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, развивать умение «читать» их.
Работа по использованию пословиц с целью нравственного воспитания была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки +поступки и поведения = нравственные качества.
Нравственное воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки.
В таблице даны темы классных часов, которых можно использовать в своей работе по нравственному воспитанию через пословицы.
Тема классного часа. Пословицы |
Качества |
Признаки |
Любовь к земле – Любовь к родине. |
Любовь к Родине |
Преданность, любовь Родине, народу |
Всегда обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных. |
Человеколюбие |
Приветливость, гостеприимство, щедрость, помощь, искренность, доверчивость, товарищество |
Старшего слушай, молодого учи. |
Почтительное отношение к старшим (культ предков) |
Родственная связь, жизнь предков, уважение старшим, правильное поведение, благополучие |
Природа – бесконечное богатство. |
Природолюбие |
Наблюдательность, ориентированность, лечение, бережное отношение к окружающей среде |
Глаза боятся, а руки делают. |
Трудолюбие |
Взаимоотношение, качество, а не количество работоспособность, советы, знание |
Одна головушка не горит человеку в одиночестве не прожить. |
Коллективизм |
Взаимопомощь, общество, солидарность, преданность, внимательность, товарищество |
Если ты сделал добро – молчи. Если тебе сделали добро – расскажи. |
Доброжелатель ность |
Общение, доброе дело уважение, взаимопомощь |
Правда всегда побеждает. |
Правдивость и честность |
Благородство, правда, честность, доверие
|
Болтуна надо бояться, как боится олень волка. |
Скромность |
Терпеливость, сдержанность совесть, порядочность требовательность |
Одно ласковое слово сломит душу скорее, чем десять ударов. |
Вежливость |
Вежливость, культура общение, любовь |
Над маслом вода не сплывает, над правдой кривда не поднимется. |
Справедливость |
Правда, благородство, справедливость, равноправие уважение |
Литература
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003.
2. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. – Якутск, 1999.
3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя. – М.: Педагогическое общество России, изд. дом «Ноосфера»», 1999. – с.300.
4. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. – Якутск: ИПКРО, 1999. – 140 с.
5. Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха. – Якутск, 1998.
6. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. – Якутск; ИПКРО, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.