Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры
Оценка 4.6

Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры

Оценка 4.6
doc
20.12.2021
Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры
Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры
Учет этнопедаг особенностей.doc

Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа

духовно-нравственной культуры

 

Юмшанова Марфа Николаевна

МОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа

имени М.Л. Новгородова» учитель начальных классов

 

         На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы.

Изучение народной педагогики способствует расширению и углублению знаний по общей, национально-региональной, частной, традиционной культуре воспитания.

Каждый этнос индивидуален и потребности национального и национально-культурного развития у него свои. Но есть нечто общее, что позволяет сформировать задачи школы в целом:

- школа должна стать институтом экологии национальной культуры. Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в своей, корневой национальной традиции;

- школа должна развивать диалог между разными культурами;

- школа должна обеспечить включение каждого этноса, нации и процессы современного цивилизованного развития.

Опыт народного воспитания изучает в частности, этнопедагогика, которая поставлена на службу формирования гражданина патриота России, способного полнокровно вступить в жизнь современного общества. Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета российских ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Этнопедагогика воссоздает гуманные традиции народного воспитания, определяет оптимальные условия, при которых опыт прошлых поколений органично вплетается в современную педагогику. 

Современная отечественная система воспитания предусматривает воспитание на основе традиционно нравственных устоев. Характеризуя нравственные устои, свойственно народам Севера, сформируем дать такие нравственные качества:

·      Любовь к Родине

·      Человеколюбие

·      Почтительное отношение к старшим (культ предков)

·      Природолюбие

·      Трудолюбие

·      Коллективизм

·      Доброжелательность

·      Правдивость и честность 

·      Скромность

·      Вежливость

·      Справедливость

Народ, всегда прославлял преданность к Родине, любовь к народу, героизм, скромность, доброту, вежливость, правдивость и дружелюбие. Резко осуждал зависть, эгоизм, трусость, лень, высокомерие и хвастовство.

Любовь к Родине, к своему народу – неотъемлемое качество человека. Понятие о Родине, о ее богатствах и ее населении начинается с родного села. А у детей понятие патриотизма, Родины исходит именно с родных мест: полей, рек, озер, лесов, гор. Которые они знают с детства. Любовь к Родине была и есть самое глубокое, святое, патриотическое чувство.

Человеколюбие – это форма отношений между людьми. Кто жил и просто бывал на Севере, подчеркивают такие черты людей как: доброжелательность, доверчивость, искренность, развитое чувство благодарности, безупречная готовность прийти на помощь.

Гостеприимство не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Оно развивает чувство дружбы и товарищества. Эти качества являются неотъемлемой частью характеристики жителей Севера.

Почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих народов. Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей способствующих формированию положительных качеств личности и уважительное отношение к взрослым. У народов Севера заслуженным почетом и уважением пользовались и пользуются старшие члены семьи. Они, в свою очередь, охотно передают свои знания, свой опыт подрастающему поколению.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Народы Севера связывают свои судьбы с родными местами, и их природой, растениями, животным миром. Близость к природе и  постоянная зависимость от нее способствовали у людей поколению богатого запаса эмпирических знаний об окружающей их действительности. Все это развивает у людей наблюдательность, умение предсказывать погоду, ориентированность.

Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности. Отношение к природе связано с формированием лучших черт нравственного качества: трудолюбие, милосердие, верность к слову, мужество, любовь к родной земле и т.д.

Самым положительным нравственным качеством народов Севера является их трудолюбие. Благодаря чему, они приспособились к суровым климатическим условиям. Человек в труде находит эстетическое и нравственное наслаждение. Также, труд – это взаимоотношение между людьми. В процессе взаимоотношений формируется и сам человек.

Трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Чувство коллективизма непосредственно вытекает из чувства любви к народу. Люди считают, что если человек живет один, нелюдим, характер его тяжелый, нрав крутой.

Народ стремился, чтобы воспитание, труд, учеба, общение формировали в ребенке чувство доброты. Делать людям добро, уважать их – это важнейшее  нравственная заповедь народа. Народ возвышает доброту до уровня великодушия, призывая назло отвечать добром: «Сделай добро своему недругу, пусть он увидит и смутится».

Правдивость и честность – одно из черт нравственного характера народов Севера. Она возвышает достоинство человека.

 Каждая нация, народность, семья старается воспитывать детей: скромными, выдержанными, требовательными к себе. Они всегда осуждали тех, кто страдал нескромностью, себялюбием, барством. Увидев новое – не восторгайся, увидев старое – не сокрушайся. В тайге языком не охотятся. Не сравнивай себя с горой, а товарища с соломинкой. Детей приучали понимать, за какие поступки ребенка «падает позор на голову родителей».

Вежливость – яркий показатель внутренней культуры человека. У Северян, сильно развита вежливость, почтительность к людям. Эти качества передаются из рода в род, из поколения в поколение. Якут к родным и даже троюродным сестрам и братьям обращается не по имени, а по степени родства. Например, к старшим: обращаются «эдьиий», а к братьям «убаай». Такое вежливое отношение ребенка имеет положительное педагогическое значение: поднимает авторитет старших среди окружающих, дети приучаются с малых лет к почтительному отношению к людям.

Справедливость. Он исходит из глубокой древности. Например, охотились на зверя вместе, добычу делили поровну. Если у кого-нибудь было много детей, тому давали больше. Человек человеку должен помочь. Достоинство человека проявляется именно в том, что он в человеке видит своего товарища, друга, помощника и защитника.

Все эти выработанные и проверенные черты характера народов Севера повышают нравственный уровень людей сурового края, формируют качества личности северного этноса, способного благотворно жить и трудиться.

Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Младший школьный возраст – пора принятия новой социальной роли. В этом возрасте большое значение имеют широкие нравственные мотивы. Разумеется, многое зависит от моральных качеств самих воспитателей, их представлений о человеческих ценностях.

Процесс нравственного совершенствования человека происходит в течение всей его жизни и огромную роль играет семья и школа.

Таким образом, важнейшими моментами этнопедагогика организацией нравственного формирования учащихся являются:

·      Уважительное, доброе и ответственное отношение к старшим.

·      Умение изучать и ценить родословную и окружающую природу.

·      Развитие идей гуманизации и сотрудничества.

·      Восстановление утраченных нравственных традиций, обычаев, обрядов и других ценностей.

·      Умение оценивать, воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя.

На уроках с целью нравственного воспитания младших школьников мы использовали разнообразные виды упражнений.

1.                      «Собери пословицу».

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и доброжелательность.

2.                      «Найди лишнюю пословицу».

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.

3.                      «Найди пару».

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

4.                      «Перевод с якутского на русский».

Цель: развитие умение понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарем.

5.      «Изобрази пословицу пантомимой».

Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, развивать умение «читать» их.

Работа по использованию пословиц с целью нравственного воспитания была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки +поступки и поведения = нравственные качества.

Нравственное воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки. 

В  таблице даны темы классных часов, которых можно использовать в своей работе по нравственному воспитанию через пословицы.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Тема классного часа. Пословицы

Качества

Признаки

Любовь к земле – Любовь к родине.

Любовь к Родине

Преданность, любовь Родине, народу

Всегда обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных.

 Человеколюбие

Приветливость, гостеприимство, щедрость, помощь, искренность, доверчивость, товарищество

Старшего слушай, молодого учи.

 Почтительное отношение к старшим

(культ предков)

Родственная связь, жизнь предков, уважение старшим, правильное поведение, благополучие

Природа – бесконечное богатство.

Природолюбие

Наблюдательность, ориентированность, лечение, бережное отношение к окружающей среде

Глаза боятся, а руки делают.

 Трудолюбие

Взаимоотношение, качество, а не количество работоспособность, советы, знание

Одна головушка не горит человеку в одиночестве не прожить.

Коллективизм

Взаимопомощь, общество, солидарность, преданность, внимательность, товарищество

Если ты сделал добро – молчи. Если тебе сделали добро – расскажи.

 Доброжелатель

ность

Общение, доброе дело уважение, взаимопомощь

Правда всегда побеждает.

 Правдивость и честность 

Благородство, правда, честность, доверие

 

Болтуна надо бояться, как боится олень волка.

 Скромность

Терпеливость, сдержанность совесть, порядочность требовательность

Одно ласковое слово сломит душу скорее, чем десять ударов.

 Вежливость

Вежливость, культура общение, любовь

Над маслом вода не сплывает, над правдой кривда не поднимется.

Справедливость

Правда, благородство, справедливость, равноправие уважение

 

Литература

 

1.      Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003.

2.      Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. – Якутск, 1999.

3.      Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя. – М.: Педагогическое общество России, изд. дом «Ноосфера»», 1999. – с.300.

4.      Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. – Якутск: ИПКРО, 1999. – 140 с.

5.      Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха. – Якутск, 1998.

6.      Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. – Якутск; ИПКРО, 1995.


Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры

Учет этнокультурных особенностей младших школьников – основа духовно-нравственной культуры

Человеколюбие – это форма отношений между людьми

Человеколюбие – это форма отношений между людьми

Человек человеку должен помочь

Человек человеку должен помочь

Старшего слушай, молодого учи.

Старшего слушай, молодого учи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021