Дорогие папы и мамы!
Один из самых важных этапов в развитии ребенка — от 4 до 6 лет. Теперь он осознанно воспринимает окружающий мир, учится мыслить и рассуждать. Но для того чтобы развитие малыша было гармоничным, ему необходима ваша помощь.
Мы предлагаем вашему вниманию занимательное пособие для обучения ребенка чтению. Рассматривая яркие иллюстрации и выполняя несложные задания, маленький ученик быстро выучит буквы и научится читать.
Как работать с книгой?
Помогите ребенку выучить буквы. Называя букву, нужно произносить звук, а не название буквы (не [бэ], а [б], не [пэ], а [п] и т. д.). Каждой букве (кроме мягкого и твердого знака) соответствует определенный звук. Обратите внимание ребенка на то, что буквы могут писаться по-разному: прописная буква (большая) пишется в начале предложения и в именах собственных; строчная буква (маленькая) — в остальных случаях. Для того чтобы малыш быстрее запомнил буквы, используйте вкладыш-постер, на котором изображены сказочные герои. Их имена начинаются с букв русского алфавита. Иногда этот принцип нарушается, потому что в русском языке нет слов, которые начинаются с букв Ы, Ь и Ъ. Объясните это ребенку.
Научите ребенка устанавливать взаимосвязь между буквой и звуком. Поиграйте в такую игру: попросите его хлопнуть в ладоши, когда он услышит в слове звук, соответствующий изучаемой букве (например, звук [а] — в ряду слов астра, поле, арка, зимы, армия, лук, рыбы и т. д.). Когда малыш без труда справится с этим заданием, предложите ему придумать слова, в которых звук, соответствующий изучаемой букве, стоит в начале, в конце или в середине слова. Например, при изучении буквы А можно придумать такие слова: астра (звук [а] — в начале слова), гора (звук [а] — в конце слова), собаки (звук [а] — в середине слова). Произнося слово, голосом выделяйте звук, соответствующий букве. Звук лучше всего слышен в ударном слоге или после твердого согласного (для гласных звуков а, о, у, э, ы). В русском языке очень часто нарушается прямое соответствие между буквой и звуком. Например, в слове дуб букве б соответствует глухой звук [п], а в слове огурец букве о, находящейся в безударной позиции, соответствует звук [а]. Старайтесь не использовать слова, в которых есть безударные гласные или происходит оглушение звонкого согласного.
Как научить ребенка складывать буквы в слова
Следуйте нашим инструкциям и не нарушайте последовательность выполнения заданий. После знакомства с буквами приступайте к чтению слоговых цепочек, состоящих из двух гласных (АУ, ИА). Объясните ребенку, что буквы, стоящие рядом, «дружат», поэтому их читают слитно и протяжно, как напев песенки. Затем переходите к чтению слоговых конструкций «гласный–согласный» (АМ, УМ). Водя пальчиком ребенка, прочитайте: «А-а-а-а-м, У-у-у-у-х». Выделяйте голосом гласные звуки. Они должны плавно сливаться с последующим согласным. После этого переходите к чтению слоговых конструкций «согласный–гласный» (МА, МУ). Чтобы малыш услышал слог, пропевайте его, не делая паузы между звуками: «М-м-м-а». Слоги со взрывными согласными читайте «залпом»: «ПА, БИ, ТА».
В пособие включены слоги и слова «повышенной» сложности. Это слоговые конструкции «согласный–гласный–согласный» (например, ДОМ, ЖУК) и слоги со стечением нескольких согласных (например, СКА, СЛО). Для удобства чтения «трудных» слов используется вертикальная линия, отделяющая простые слияния (например, РА¦ К). Хотя линия и нарушает слоговой принцип чтения, она помогает малышу читать слова сложной структуры.
Мы надеемся, что занятия по нашему пособию доставят вам и вашему ребенку не только удовольствие, но и пользу.
Ребенок поверит в свои силы и в то, что учиться можно легко и радостно. Желаем успехов!
Все буквы гласные поют,
Словам напевность придают.
Рассмотри рисунок, назови буквы.
Согласные буквы свистят и шипят,
Звенят и жужжат, и стучат и рычат!
Рассмотри рисунок, назови буквы.
Играем в прятки
Догадайся, какие буквы спрятались за забором.
Назови их.В Щ
Ё
Я Д
Куча-мала
Внимательно рассмотри рисунок и назови все буквы,
которые здесь написаны.
ЗМАБуквы бывают разные…ЮЖОРЦЧФЯ
А эти буквы написаны разными шрифтами.
АНазови каждую букву.ОЙ ГЫЕШНТВРЧСДХ
КЮЦ
БЬЭ
Замаскировались!
Рассмотри картинки. Найди все знакомые тебе буквы.
Выходи из круга вон!
Найди неправильно написанные буквы и зачерки их.
Большие и маленькие
Буква может быть большой и
маленькой. Соедини стрелкой большую букву и такую же, но маленькую.
Весёлая переменка
На этой странице первая буква в каждой строчке — большая. Найди рядом с ней такие же буквы, но маленькие, и обведи их в кружок.
Р |
|
|
л р с р т |
|
|
Н |
а |
к |
н |
н |
ч |
А |
в |
а |
ы |
а |
а |
И |
ш |
и |
п |
й |
и |
Б |
б |
в |
б |
д |
ц |
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем…
Что изображено на этой странице?
В этих словах не хватает первой буквы.
Выбери нужную букву и стрелкой
соедини её со словом.
В гостях у сказки
Впиши первую букву в имена этих сказочных персонажей.
Где начало, середина и конец?
В названиях этих предметов один и тот же звук встречается в начале, середине и в конце слова. Под каждой картинкой нарисованы три квадрата. Заштрихуй первый квадрат, если звук находится в начале слова, второй — если в середине, третий — если звук находится в конце слова.
С горки на горку
Помоги буквам преодолеть препятствия.
Сделай вдох. На выдохе прочитай две буквы слитно.
Поймай воздушный шарик
Чтобы поймать шарики, тебе нужно прочитать слоги, которые на них написаны.
1. Как зовут ослика в сказке про Винни-Пуха?
2. Как плачет маленький ребёнок?
3. Что кричат в лесу, чтобы не потеряться?
Весёлый паровозик
Прочитай, как звучит песенка весёлого паровозика.
А это весёлые пассажиры.
Прочитай похожие по звучанию слова.
УЖ
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Т. Волгина
Дождливая песенка
Прочитай, какие песенки поют дождевые капельки.
Выучи стихотворение:
Дождик, дождик, Кап да кап!
Ты не капал бы
На пап,
Ты не капал бы
На мам —
Приходил бы лучше К нам:
Папам — сыро,
Мамам — грязно, Нам с тобою — Распрекрасно!
М. Яснов
Зашифрованные слова
У зашифрованных здесь слов одинаковый первый слог. Что же это за слова? Чтобы разгадать загадку, прочти первый слог, найди картинку-подсказку и произнеси слово целиком. А теперь сам придумай слова, которые начинаются с этих слогов.
Загадочные половинки
Прочитай первый слог.
Посмотри на картинку и назови слово целиком.
УТ |
|
|
ИЗ |
|
ЁЛ |
|
|
ОВ |
|
ЯХ |
|
|
ОC |
|
ЮН |
|
|
ЮБ |
|
Слоги на перекрёстке Напиши и прочитай на пересечении:
|
А |
О |
У |
Ы |
Э |
|
|
Я |
Ё |
Ю |
И |
Е |
М |
МА |
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
Н |
|
НО |
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
ВУ |
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
ТЫ |
|
З |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
СЭ |
Б |
|
|
|
|
|
По морям, по волнам
Прочитай слоги парами.
ДА ЗА БА ВА
ДЯ ЗЯ БЯ ВЯ
Слоги-близнецы
Прочти слова, которые состоят из двух одинаковых слогов. Найди и покажи картинки, которые подходят к этим словам.
Узнай по голосу
Под картинками оставлены пустые клеточки. Напиши, как звучат голоса животных.
|
|
|
|
Ходит Зорька по лугам, Молоко
приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву: ...
Раздалось в лесу: …
Съедобно — несъедобно
Прочитай слова. Соедини прямой линией слово и подходящую к нему картинку. Обведи в кружок то, что можно съесть.
Что нам стоит… слово достроить!
Ф |
|
Т |
|
Ж |
|
К |
|
Впиши нужные буквы так, чтобы
получилось слово.
Тяни сани!
А теперь задание посложнее. Взрослый прочитает тебе стихотворение. А ты впиши в слова недостающие буквы.
|
А |
|
Хороши, конечно,И ,
Только хитрые они:
|
М |
|
Вниз, под горку, едут C,
|
Н |
|
А на горку – их Т.
А. Шибаев
Ой, что я делаю?
Прочти слова и найди среди них те, к которым подходят картинки.
РЕ|ЖУ |
ДА|РЮ |
ВА|РЮ |
ДЫ|ШУ |
|
МЫ|ЛЮ |
ЛЕ|ЧУ |
БЕ|ГУ |
|
ДЕ|ЛЮ |
ПИ|ЛЮ |
|
СИ|ЖУ |
ЧИ|ЩУ |
|
ЛЕ|ЖУ |
ТУ|ШУ |
|
НЕ|СУ |
ВЕ|ЗУ |
ТА|ЩУ |
Весёлая переменка
Вычеркни все повторяющиеся буквы.
Прочитай, как зовут этого весёлого
щенка.
А |
Ф |
В |
К |
Д |
И |
Д |
О |
Е |
Ц |
О |
З |
Л |
З |
Е |
В |
Ц |
К |
А |
Я |
Прочитай слоги, протягивая первый звук.
|
|
Как тебя зовут?
Прочитай, как зовут детей.
ВЕРА НИ|НА
ЛЕ|НА ВА|РЯ
ЛИ|НА ГАЛЯ
Почему меня так называют?
Прочитай с помощью взрослых, как называют детей их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Объясни, почему люди иногда дают друг другу прозвища.
Я НИ|НА, а мама называет меня
Я КО|ЛЯ, а мама называет меня
Я НА|ТА, а мама называет меня
Я ЛЕ|НА, а мама называет меня
Я РО|МА, а мама называет меня
Скороговорка
Прочитай, как зовут ребят.
А взрослый поможет тебе выучить скороговорку.
Л |
Ё |
В |
А |
Ловкий ладит лыжи,
Р |
О |
М |
А |
Красит раму рыжий,
К |
О |
Л |
Я |
|
|
|
|
С |
А |
Н |
Я |
колет ломом лёд,
сани сам везёт.
Собирай-ка!
Прочти слоги. Соедини 2 слога стрелкой так, чтобы составить из них слово.
Сколько слов у тебя получилось?
Третий лишний!
Прочитай слова. В каждом столбике есть одно слово, не подходящее по смыслу. Вычеркни его и объясни, почему оно лишнее.
ЗАРЯ |
САЖА |
НОТА |
РУКА |
ЖАБАРЕКА
РЫБА МОРЕ
МЫЛО БУРЯ
ПЕНА |
НОГА |
ЛЕТОМЫШИ
НЕБО МАКИ
ЗИМАРОЗЫ
Играем в прятки
Первые буквы в этих словах спрятались.
Подумай, какие буквы играют с тобой в прятки. Впиши их в пустые квадратики и прочитай получившиеся слова.
Запиши в клетки первые буквы, с которых начинаются названия рисунков.
А теперь прочитай, как зовут детей.
Чем труднее, тем интереснее!
Попробуй прочитать слова из двух и нескольких слогов. Покажи картинки, которые к ним подходят.
СА|НИ
СА|ПО|ГИ
СА|МО|ЛЁ|ТЫ
РА|КИ
РА|КЕ|ТА
Кому — что?
Прочитай эти предложения.
У МА|РИ|НЫ — МА|ЛИ|НА. У СЕ|МЁ|НА — РА|КЕ|ТА.
У ПО|ЛИ|НЫ — БА|НА|НЫ.
У СЕ|РЁ|ЖИ — МА|ШИ|НА.
У ТА|МА|РЫ — МО|НЕ|ТА.
У ВА|ЛЕ|РЫ — КО|ЛЕ|СО.
У ЛА|РИ|СЫ — ЛИ|МО|НЫ.
Где – кто?
У кого из ребят были эти предметы? Назови их имена.
Запомни предметы, которые здесь изображены, потом переверни страницу и
назови их.
Занимательное ориентирование.
Слева направо и сверху вниз
Сначала прочитай слова слева
направо.
А потом прочитай сверху вниз только первые слоги в каждом столбике. Какие новые слова у тебя получились?
|
|
|
|
|
|
КА ЧЕ ЛИ |
Я ЧИ|ТА|Ю!
Прочитай выделенные слова.
А теперь прочитай скороговорки вместе со взрослым. Запомни и повтори скороговорки.
Носит СЕ|НЯ В СЕ|НИ СЕ|НО, Спать НА СЕ|НЕ будет СЕ|НЯ.
О|КО|ЛО КО|ЛА КО|ЛО|КО|ЛА.
МА|МА мылом МИ|ЛУ МЫ|ЛА.
МИ|ЛА МЫ|ЛА НЕ ЛЮ|БИ|ЛА.
Три СО|РО|КИ НА ПО|РО|ГЕ,
Три ВО|РО|НЫ на воротах.
Прислушайся
Прочитай слова и найди подходящие к ним картинки.
Прочитай и выучи
Прочитай выделенные слова. Взрослый
прочтёт тебе стихотворение целиком, а ты запомни его и повтори.
НА толстый СУ¦К.
Стал обедать:
Ш. Галиев
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Впиши в клетки недостающие слова.
Кто усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает: …?
|
|
|
Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот — кошмар, Слышно только: …!
|
|
|
У меня учёный пёс — Круглой пуговкою нос.
Если в чём-то я не прав, Громко лает он: …!
|
|
|
Червякам я враг, А деревьям друг.
Далеко мой стук
Слышится вокруг: …!
|
|
|
Хитрая буква
Прочитай слова, которые отличаются только одной буквой.
К
Ч
Читай и соединяй!
Прочитай слова, подбери к каждому слову картинку и соедини стрелкой слово и картинку.
МЯЧ
ЖУК
НОЖ
ЛЮК
ЩИТ
ФЕН СЫР
МЕЧ
БЫК
Крест-накрест
Эти слова можно читать в любом направлении: сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево.
Д С
К О К Н О С К Д Р
Л Е С
Р Д С
Р А К К О Т
Д Н
Занимательная арифметика
Сложи слоги и найди картинку-ответ*.
ВЕД + РО = ?
ХАЛ +ВА = ?
ГЕТ + РЫ = ?
КУК + ЛА = ?
ЛАМ + ПА = ?
МУФ + ТА = ? ТУФ + ЛИ = ?
ЦАП + ЛЯ = ? СУД + НО = ?
* Превратите задание в игру. Напишите на картоне слоги и помогите малышу сложить из них слова.
Все дороги ведут к… КА
Все слова на этой странице заканчиваются на слог КА. Чтобы их прочитать, соедини первый слог с последним прямой линией.
Где начало, где конец?
Соедини линией начало и конец слова. Покажи картинки, подходящие к этим словам.
ФАР ТАН
ЛАН ТИК
ФОН ТУК
ПАВ ДЫШ
ЗОН НИТ
МАГ ТЮМ
КОС ВЯК
Полёт шмеля…
Ты видел, как шмель ползёт по лепестку к сердцевине цветка, собирая нектар? Попробуй прочитать слова, двигаясь по лепесткам так же, как он.
ПО|ЧИ|ТАЙ|КА!
Слова, написанные мелким шрифтом, тебе помогут прочесть взрослые, а остальные – читай сам!
БЕЛ|КА С ВЕТ|КИ
ПЕ|РЕ|ТАС|КИ|ВА|ЛА ШИШ|КУ.
БЕЛ|КА ШИШ|КУ У|РО|НИ|ЛА, Прямо В МИШ|КУ У|ГО|ДИ|ЛА. Застонал, ЗА|О|ХАЛ МИШ|КА — НА НО|СУ вскочила ШИШ|КА.
А бывает так… А. Блинов
КО|МУ — ПИ|РО|ГИ ДА ПЫШ|КИ,
КО|МУ — СИ|НЯ|КИ ДА ШИШ|КИ.
Работа над ошибками
C |
А |
Н |
К |
И |
|
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
Прочитай подписи к картинкам и исправь ошибки.
Зачеркни неправильную букву и напиши сверху правильную.
ЭЙ-ОЙ-АЙ! ЧИ|ТАЙ И НЕ ЗЕ|ВАЙ!
Прочитай слова, в которых встречается Й.
ЧИ|ТАЙ! ЗА|ПО|МИ|НАЙ!
Прочти выделенные слова. А взрослый прочитает тебе стихотворение целиком.
ТА|КО¦Й КО|ЛЮ|ЧИ¦Й?
— Э|ТО Я на всякий случай:
Знаешь, кто МО|И СО|СЕ|ДИ? ЛИ|СЫ, ВО¦Л|КИ И МЕ¦Д|ВЕ|ДИ!
А ты — КАКОЙ? Б. Заходер
Подбери к каждой картинке подходящее
определение и соедини линией картинку и слово.
С + К + ЛА + ДУ + Ш + КИ
Прочитай, что получится, если к слову добавить ещё одну букву.
Складывай сам!
Напиши, какие новые слова получатся, если добавить ещё одну букву в конце слова.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А теперь реши пример посложнее:
|
|
|
|
|
|
|
|
Было так, а стало… догадайся как!
Измени слова, добавив в середину слова ещё одну букву.
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Вы, друзья, её найдите, В этот домик посадите.
КОТ — К__ОТ
СУК — С__УК
СОН — С__ОН
ГАЗ — Г__АЗ
ИКРА — И__КРА
Мягкий или твёрдый?
Посмотри на картинки. Прочитай подписи к ним.
Какие предметы, мягкие на ощупь, здесь нарисованы? Зачеркни твёрдые на ощупь предметы.
ПАРИК
Мягкий и твёрдый
Прочитай эти пары слов и объясни,
чем они похожи и чем отличаются.
Связанные одной цепью…
Прочти цепочки слов.
СО¦ЛЬ — НО¦ЛЬ — РО¦ЛЬ ДЕ¦НЬ — ЛЕ¦НЬ — ПЕ¦НЬ
ЛА¦РЬ — ЖА¦РЬ — ЦА¦РЬ
КО¦НЬ|КИ — ДЕ¦НЬ|КИ
О|ЛЕ¦НЬ — ТЮ|ЛЕ¦НЬ
ПРОЧТЁШЬ? ПРОЧТЁШЬ!
КО|ЛЯ ХО|ЧЕ¦Т КУ|ША¦ТЬ. МА|МА
П¦РИ|НЕ¦С|ЛА Е|МУ ЩИ И КА|ШУ,
А СА|МА У¦Ш|ЛА. П¦РИ¦Ш|ЛИ КУ|РЫ И С¦ТА|ЛИ П¦РО|СИ¦ТЬ У КО|ЛИ КА|ШИ. «ПО¦Ш|ЛИ П¦РО¦ЧЬ, КУ|РЫ!
Я СА¦М ХО|ЧУ КУ|ША¦ТЬ».
Л. Н. Толстой
ЧИТАЙ САМ!
— ДО¦К|ТО¦Р, ДО¦К|ТО¦Р, КА¦К НА¦М БЫ¦ТЬ:
У|ШИ МЫ¦ТЬ И|ЛИ НЕ МЫ¦ТЬ? ЕС|ЛИ МЫ¦ТЬ,
ТО КА¦К НА¦М БЫ¦ТЬ:
ЧАС|ТО МЫТЬ
ИЛИ ПО|РЕ|ЖЕ?
ОТ|ВЕ|ЧА|ЕТ ДО¦К|ТО¦Р:
— Е|ЖЕ!
ОТ|ВЕ|ЧА|ЕТ ДО¦К|ТО¦Р Г¦НЕ¦В|НО:
— Е|ЖЕ-
Е|ЖЕ-
Е|ЖЕ|Д¦НЕ¦В|НО!!!
Э. Мошковская
ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Каждый раз я спотыкаюсь,
Только к знаку приближаюсь… Называется он как?
Ну конечно, ТВЁРДЫЙ ЗНАК! Прочитай и выучи стихотворение.
МЫ Е|ХА|ЛИ, Е|ХА|ЛИ,
К РЕ¦Ч|КЕ ПО¦ДЪ|Е|ХА|ЛИ, МО¦С¦Т ПЕ|РЕ|Е|ХА|ЛИ — ДА¦ЛЬ|ШЕ ПО|Е|ХА|ЛИ.
Е|ХА|ЛИ, Е|ХА|ЛИ,
К Я|МЕ ПО¦ДЪ|Е|ХА|ЛИ, Я|МУ О¦БЪ|Е|ХА|ЛИ — ДА¦ЛЬ|ШЕ ПО|Е|ХА|ЛИ.
Е|ХА|ЛИ, Е|ХА|ЛИ,
К ГО¦Р|КЕ ПО¦ДЪ|Е|ХА|ЛИ, ВЪ¦Е|ХА|ЛИ, СЪ¦Е|ХА|ЛИ — ДА¦ЛЬ|ШЕ ПО|Е|ХА|ЛИ.
Е|ХА|ЛИ МЫ, Е|ХА|ЛИ —
И ДО|МО¦Й П¦РИ|Е|ХА|ЛИ!
И. Токмакова
ПОСПОРИМ?
Ты помнишь, как Незнайка сочинял стихи? Он учился подбирать рифмы — похожие по звучанию слова. К слову «бочка» подобрал рифму «почка», а к слову «речка» — «овечка». Попробуй и ты найти рифмы к словам, и тогда у тебя получится стихотворение. В стихотворении Дж. Чиарди, которое тебе прочтёт взрослый, первая строчка рифмуется с третьей (например, «высоко» — «далеко»), а вторая строчка должна рифмоваться с четвёртой.
Подумай, какое из двух предложенных слов нужно выбрать, чтобы получилась
рифма. Лишнее слово зачеркни. Скажу я слово: «ВЫСОКО», А
ты ответишь: «НИЗКО».
Скажу я слово: «ДАЛЕКО»,
А ты ответишь: «РЯДОМ»? «БЛИЗКО»?
Скажу я слово: «ПОТОЛОК»,
А ты ответишь: «ПОЛ».
Скажу я слово: «ПОТЕРЯЛ»,
И скажешь ты: «НАШЁЛ»? «ВЗЯЛ»?
Скажу тебе я слово: «ТРУС»,
Ответишь ты: «ХРАБРЕЦ».
Теперь «НАЧАЛО», — я скажу, Ну, отвечай: …«КОНЕЦ»!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.