«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре
Оценка 4.9

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

Оценка 4.9
Семинары
docx
технология
Взрослым
05.05.2017
«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.
учитель и ученик.docx
«Учитель ­ ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» Два мира есть у человека – Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Уважаемые  коллеги!   Тема   моего  выступления   на  сегодняшний   день имеет   очень   актуальное   значение   .Приоритетной   целью   современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от   учителя   к   ученику,   становится   развитие   способности   ученика самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря ­ формирование умения учиться.   творческой   личности, Современное   общество   требует   формирования   социально   активной, инициативной,   развивая   природные   задатки, интеллектуальные   способности,   склонности   и   индивидуальность   каждого ребенка. По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, "школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том   случае,   когда   она   образование   поставит   на   почву   самообразования   и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания   и   самообразования,   а,   наоборот,   саморазвитие   есть   та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”. Задачей   школы   является   создание   таких   условий,   которые   бы обеспечивали   "запуск”   механизмов   самообразования,   самопознания   и самоактуализации   личности,   а   также   способствовали   бы   формированию мотивации   достижения.   Ребенок   станет   полноценным   субъектом   своей учебной   деятельности   только   тогда,   когда   он   сам   будет   управлять   ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином”   своей   деятельности  –  помочь   ему   осознать   её   мотивы   и   цели, обучить   способам   её   осуществления,   регулирования   и   контроля, активизировать его познавательную деятельность. В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса. Самоконтроль как   черта   личности   предполагает   умение контролировать себя и правильно оценивать свои действия. Самооценка как отношение   ребенка   к   своим   возможностям,   результатам   деятельности, личностным качествам не заложена в нем, как и все в младшем возрасте, она еще   только   формируется   и   поэтому   зависит   от   правильной   постановки воспитания   и   всей   учебной   деятельности.   И   задача   учителя   –   помочь   и всячески способствовать формированию правильной самооценки. Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные   приемы   самоконтроля,   мы   тем   самым   воспитываем   у   них способность   к   самооценке.   организуя соответствующим образом деятельность детей    Это   следует   учитывать, Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются   учителем,   а   ученик   самоосвобождается   от   необходимости контролировать   и   оценивать.   В   связи   с   этим   учебная   работа   ребёнка постепенно   лишается   собственно   контролирующего   и   оценивающего компонентов  и, следовательно, внутренней мотивирующей  и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия учителя должны быть направлены  на организацию собственных контрольно­ оценочных действий обучающихся. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: 1­й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:  ­показать учащимся, что любое обучение ­ это передача обучаемому в той или иной   форме   учебного   материала   и   выявление   степени   усвоения   этого материала. ­ознакомить   учащихся   с   нормами   и   критериями   оценки   знаний,   умений   и навыков; ­сообщать   учащимся,   после   каких   доз   учебного   материала   необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; ­выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки; 2­й   этап  Ученик   должен   научиться   наблюдать   и   анализировать   учебную деятельность своих товарищей. ­взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля ­ ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные   навыки   контроля   ученик   переносит   на   свою   деятельность (самоконтроль). 3­й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной   деятельностью,   самооценку   и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения,   требовательность   к   своей   учебной   деятельности   и   адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя. .   выполнять   ее   самоанализ, По   формам   организации   учебной   деятельности   учащихся самоконтроль можно разделить на 3 группы: 1.фронтальная   проверка   (при   фронтальной   проверке   проводится коллективный   разбор   правильности     изготовления     изделия.   В   ходе   этой проверки   учащиеся   разбирают   допущенные   ошибки,   их   причины   и   пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают   предложения   своих   товарищей   по   исправлению   ошибок.   Такая форма является наиболее простой 2.взаимная   проверка   (проводится   при   проверке   письменных   и графических   работ,   изделий   и   т.д.,   а   также   при   рецензировании   устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает   в   роли   рецензента.   Они   должны   отметить   допущенные   их товарищем   ошибки,   объяснить   их   причины,   способы   исправления   и предупреждения   при   выполнении   аналогичной   работы.   Взаимный   контроль позволяет   углубить   знания   и   умения   учащихся,   способствует   развитию внимания,   ответственного   отношения   к   делу,   формированию   навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля) 3.индивидуальная   проверка   (относятся   все   виды   самоконтроля, проводимого  по   этапам   выполняемой  деятельности. Это  основная  и самая сложная   форма   самоконтроля.   Каждый   выполняет   все   его   элементы самостоятельно) Чтобы   работа   учителя   по   воспитанию   навыка   самоконтроля   была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.  Итак,   основная   цель   –   развивать   у   ребёнка   объективную   сторону самооценки.   Если   целенаправленно   формировать   действие   оценки   и самооценки,   то   ребёнок   научится   не   только   фиксировать   трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность  преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться». Попробуйте ответить на вопрос: Так для чего же формируется СК у учащихся ? Прежде всего, для того, чтобы ученик смог увидеть, понять и исправить допущенную ошибку! В школе издревле существовала и следующая категория, о которой пойдет речь далее оценка, а точнее самооценка ученика. ­ Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. ­ Кто оценивает в школе? Учитель. ­ Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. ­ Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само? Потому что все учатся сами! Мы только создаём условия для самообучения в определённом направлении. Вспомните, вас не учили ходить. Вы научились это делать сами, вам только создавали условия в этом направлении.Поэтому и оценивать себя дети должны тоже сами. Давайте   поставим   себя   на   место   ученика.   Представьте,   нашу педагогическую   деятельность   каждодневно   начнут   оценивать   по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам в тетради или дневник будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5,  а  кому  и 2.  При  этом   у  нас  сразу   же  возникнут   вопросы:   Почему   нам поставили именно такую отметку? И все! Как нам это понравится? Почему­то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность ­ норма.. Какие бы дифирамбы нам не пели или как бы нас не ругали,   мы   (взрослые)   прекрасно   понимаем   объективна   ли   оценка   наших действий,  поступков.  Т.е.  мы  сначала   самооцениваем   себя  и  сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет!  Когда   же   мы   до   выставления   своей   оценки   предлагаем   ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими   глазами,   он   начинает   её   видеть   как   бы   со   стороны.   Самооценка помогают   детям   определить   границы   своего   знания   незнания,   своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника  самооценке. Ты сам свой высший суд этот принцип несколько заглушает боль  от несправедливых . Какие же существуют формы самооценки? 1.Речевые 2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.) 3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.) 4.Шкалы 5.Таблицы Используя   самооценку   на   уроках,   учащиеся   более   грамотно формулируют   задачи   для   домашней   работы   и   на   будущее.   По   мнению родителей,   где   самооценка   учебной   деятельности   происходит   регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно. Работа   по   формирования   навыков   самоконтроля   и   самооценки нелегкая и требует много времени. А если эту работу правильно организовать, проводить   систематически   и   целенаправленно,   то   учащиеся   быстро   её осваивают,   и   она   даёт   хорошие   результаты.   Установка   на   постоянную самопроверку,   отыскивание   ошибок   и   исправление   их   самим   учеником повышает активность и самостоятельность школьников.

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре

«Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» выступление на семинаре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017