Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпа и ритмом дыхания, осуществляется на всех видах образовательной деятельности. Предложенные упражнения могут быть использованы педагогами ДОУ, инструктором по физической культуре, учителем - логопедом, педагогом – психологом, а также могут быть полезны родителям.Дыхательная гимнастика – это на самом деле один из самых чудодейственных методов оздоровления. Впервые о дыхательной гимнастике заговорили еще несколько десятков лет тому назад. С тех пор данный оздоровительный метод заслужил признание миллионов людей, которым благодаря дыхательной гимнастике удалось вернуть себе здоровье. На самом деле данный метод хорош еще и тем, что на него не нужно тратить деньги. Изучил курс упражнений и выздоравливай себе на здоровье. Самое главное в дыхательной гимнастике – это правильный подход. Сначала изучите все подробно и только после этого приступайте к занятиям. В противном случае, никакого положительного эффекта Вы получить не сможете.
методичка учите правильно дышать.doc
Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 10 общеразвивающего вида»
г.Далматово
2013 Составители: Е.В.Гаврилова, Н.А.Маленьких, А.Б.Черепанова;
Управление по делам образования, культуры, молодежи и
спорта Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида».
Далматово, 2013. 29 с.
Цель дыхательных упражнений способствовать выработке
правильного диафрагмального дыхания, продолжительности
выдоха, его силы и постепенности. Развитие дыхания: работа над
силой и продолжительностью выдоха, темпа и ритмом дыхания,
осуществляется на всех видах образовательной деятельности.
Предложенные упражнения могут быть использованы педагогами
ДОУ, инструктором по физической культуре, учителем
логопедом, педагогом – психологом, а также могут быть полезны
родителям.
2 Дыхание это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли
у когонибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой
пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды
несколько дней, то без воздуха всего несколько минут. Вот почему
человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно
правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда
напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать
вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в
воду или делать дыхательные паузы при чтении стихотворения.
Научиться дышать правильно помогают различные методики,
тренировка голосовых связок, специальная дыхательная гимнастика.
В настоящее время существует много разновидностей дыхательной
гимнастики, самыми популярными из них являются: редкое и
глубокое дыхание по системе йогов, поверхностное дыхание по
методу К.П. Бутейко,
метод Фролова (тренажер Фролова) и
парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика – это на самом деле один из самых
чудодейственных методов оздоровления. Впервые о дыхательной
гимнастике заговорили еще несколько десятков лет тому назад. С тех
пор данный оздоровительный метод заслужил признание миллионов
людей, которым благодаря дыхательной гимнастике удалось вернуть
себе здоровье. На самом деле данный метод хорош еще и тем, что на
него не нужно тратить деньги. Изучил курс упражнений и
выздоравливай себе на здоровье. Самое главное в дыхательной
гимнастике – это правильный подход. Сначала изучите все подробно и
только после этого приступайте к занятиям. В противном случае,
никакого положительного эффекта Вы получить не сможете.
3 Осуществляя дыхательную гимнастику, Вы сможете наблюдать,
как во время упражнений работают все части Вашего тела, начиная с
головы и заканчивая ногами. Если честно, то процесс дыхания до сих
пор вызывает у многих ученых массу восхищения. Человек дышит и
своим дыханием заставляет работать весь организм. Все это
происходит при обычном дыхании. А теперь только подумайте, чего
можно ожидать от организма, если Вы не просто дышите, а
выполняете целый ряд дыхательных упражнений. На самом деле
данные упражнения практически сразу же усиливают реакцию всего
организма, при этом повышается как внутреннее тканевое дыхание,
так и усвояемость кислорода тканями.
Преимущества дыхательной гимнастики перед другими:
Она хорошо сочетается со всеми упражнениями в: ходьбе, беге.
Дыхательная гимнастика отличная профилактика болезней.
Гимнастика положительно влияет на организм в целом.
Гимнастика доступна всем людям.
Для занятий гимнастикой не требуется особых условий –
специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.),
помещения и прочих.
Высокая эффективность. После первых занятий объем легких
значительно увеличивается.
Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы
дыхательного аппарата и грудной клетке.
4 Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Развитие речевого дыхания
Важнейшие условия правильной речи это плавный, длительны
выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми
нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются.
Дыхание поверхностное, аритмичное.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к.
дыхательная система это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют
воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным
выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения
различных по длине отрезков.
5 Дыхательная гимнастика ритмичные шумные выдохи и вдохи
способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные
процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса,
повышают иммунитет.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей
симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого
дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный
характер и включает в себя «постановку» правильного
физиологического и речевого дыхания.
Для этого используются статические и динамические дыхательные
упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на
развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и
ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент
произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
1.Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про
себя) вдох (носом) 13, пауза – 1, выдох (ртом) – 16.
2.Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть
целенаправленным (щёки не надувать).
3.Во избежание головокружения продолжительность упражнения 34
раза.
4.Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при
открытой форточке.
5.Заниматься до еды.
6 6.Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
7.Дозировать количество и темп проведения упражнений.
8.Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
9.В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области
шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать
при выдохе.
10.После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 23 с.
Вдох с улыбкой день встречаем,
Выдох всё мы замечаем.
Вдох мы руки развели
И плывём как корабли.
Выдох вместе с капитаном
Странствуем по разным странам.
Вдох спешим за облаками,
Машем крыльямируками.
Выдох вот уже летим,
Руки в крылья обратим.
Успокоились немножко
Вдох закончилась дорожка,
Выдох встанем у порошка
И опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.
7 Предложенные ниже упражнения способствуют выработке
длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания
продолжается в течение всего курса логопедических занятий:
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на
живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте
глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и
расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и
другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный
выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее
положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2
3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный
выдох
рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном,
протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
через
4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 35 (один, два, три...),
стараясь постепенно увеличивать счет до 1015. Следите за плавностью
выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
8 6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова
на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два
Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
7. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а
в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки
бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на
«кораблик», подгоняя его другому «берегу».
8. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются
небольшие шарики«снег» и выкладываются на столе. Ребёнку
предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом
«комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному
краю
стола.
9. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть
альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу,
изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под
тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается
дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно
картинку.
9 10. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают
баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она
является дыхательным упражнением и очень проста в использовании.
Нужна лишь трубочкасоломинка и стакан воды. Обращаем внимание
ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны
быть
долго.
11. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские
музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
12. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое
подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик
носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и
подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
13. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так,
чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго,
аккуратно, потихоньку.
14. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто
спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из
гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
15. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох
ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при
постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой
контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок»
холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При
произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
10 16. «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спинена животе у них
игрушки. Вдох через нос живот надуть максимально, выдох через рот
максимально втянуть живот.
17. «Футбол». Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота
два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить
гол». Вата должна оказаться между кубиками.
18. «Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложить ребенку
устроить снегопад. Положить снежинку на ладошку ребенку. Пусть
сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в
кружок, завертелись, как снежок.
19. «Гудок паровоза». Через нос с шумом дети набирают воздух;
задержав дыхание на 12 секунды, с шумом выдыхают воздух через
губы, сложенные трубочкой, со звуком «У» (выдох удлинен).
Упражнение учит дышать в темпе 36 раз. Вдох короче, задержка
дыхания, выдох длинный.
20. «Царство ветров». Дети, изображая ветры (северныйхолодный,
южныйтеплый, восточныйусиливающийся, западныйзатихающий),
пропевают звуки разные по высоте, силе, темберу, громкости, модуляции.
Звук Ухолодный северный ветер.Звук завывающий (низко).
Звук И южный теплый ветер.Звук радостный (высоко, звонко, ровно).
Звук А ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко
просыпается. Звук усиливается.
Звук Озападный, оттуда, где солнышко ложится спать. Звук затухающий
от сильного к слабому.
11 21.«Дрова».
«На зиму дрова пилили Ззз» (ноги на ширине плеч, туловище немного
наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой
вперед, назад). «Мы дрова кололи вместе топоромУх!» (ноги на
ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены,
имитируются движения с топором вверх (вдох),вниз (на выдохе «Ух»)).
22. «Считалочка». Произносим считалочку, контроль над дыханием:
вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
Как за нашим за двором (вдох) Стоит
чашка с творогом, (вдох) Прилетели две
тетери, (вдох) Поклевали, улетели.
(вдох) На лугу зеленом сели.
(вдох)
23. «ВЕТЕРОК».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через
нос)
Хочу налево посвищу(повернуть голову налево, губы трубочкой и
подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы
трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через
12 24. «Семафор.»
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох,
медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «ссссс».
Повторить 3–4 раза.
25. "Чей пароход лучше гудит?"
Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром
горлышка 11,5 см или любой другой подходящий предмет.
Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек.
Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно,
чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?"
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна
слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть
сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго
(больше 23 секунд), а то закружится голова.
26. "Капитаны".
Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку
покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик
двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но
вот налетает порывистый ветер губы складываются, как для звука п.
Надо ли говорить, что подобная методика эффективна и для лечения
заикающихся детей. Заикание у детей нередко приводит к логофобии
страху речи, закомплексованности, отчужденности и замкнутости.
Метод дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен прежде всего
на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой
функции. Стрельникова считала, что лечить заикание без приведения в
норму дыхания бессмысленно.
13 Заикающиеся дети говорят, как правило, на ключичном дыхании.
Прежде чем чтолибо сказать, они делают вдох, при котором
самопроизвольно поднимаются плечи и напрягаются мышцы шеи и лица,
речь осуществляется на выдохе короткими фразами. Специальные
упражнения, разработанные Стрельниковой, помогают детям говорить
не заикаясь, есть примеры полного излечения от заболевания.
Оздоровительнокоррекционная работа на логопедических занятиях
проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех,
даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим
ПРАЗДНИКОМ!
14 Развитие дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения занимают особое место в
оздоровительной работе с детьми.
При выполнении физических упражнений организму необходимо
больше кислорода. Это возможно только при увеличении
дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.
Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом
оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно
сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует
умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно
научиться управлять.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу:
узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
15 Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить
кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два
акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает
в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному
объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
и
гриппа,
ангины
насморков,
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он
полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное
количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода.
Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от
частых
т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял
грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать
живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком.
Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие
дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем
дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как
разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к
переносице
другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу,
задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом
и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное
занятие
дыхания.
правильного
развития
одну
то
ноздрю,
то
для
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите,
как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно
вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких
16 использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость:
«Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних
листьев?»
Значение дыхательных упражнений:
1.Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию
воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и
увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и
инфицирования.
2.Восстановление правильного дыхания через нос способствует
улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию
аденоидов.
3.Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует
расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению
гладкой мускулатуры бронхов.
4.Носовое дыхание (также рефлекторно) способствует регуляции
мозгового кровообращения.
5.Нормализация прикуса и формирование правильной осанки
улучшают функционирование органов дыхания.
17 Дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачёва
рекомендуются часто болеющим детям. В течении дня выполняются
23 раза упражнения с озвученным выдохом или звуковые
дыхательные упражнения (звуки «р», «пффф», «тиктак» и др.).
Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой
рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных
путей.
Обучение дыхательным упражнениям при лор – заболеваниях
проводится поэтапно.
1 – й этап – выработка брюшного дыхания (лучше – в положении
лёжа).И. п: одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке.В:
вдох животом пытаемся вытолкнуть руку вверх, выдох – втягиваем
живот, надавливаем рукой на живот.
2 – й этап – после того, как хорошо научились дышать животом. И.п.:
то же. В: выдох на счёт «раз, два, три, четыре». Постепенно выдох
удлиняется до счёта 8. Игровой приём : взрослый говорит медленно:
«Мы… надуваем… воздушные… шары: красный… синий…
зелёный…»
3 –й — этап – вдох выполняется на счёт «раз, два, три, четыре»,
выдох – на счёт от 5 до 8.
4 – й — этап – вдох – выдох. На выдохе закрывается одна ноздря,
затем – другая. Можно подуть на чтото носом.
5 –й этап – поколачивание пальцами то по одной ноздре, то по
другой.
18 6 – й этап – ввинчивающие движения пальцев по боковым
поверхностям носа. После освоения всех движений дыхательную
гимнастику можно проводить в комплексе.
Дыхательная гимнастика при кашле
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто
мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего
детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень
полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что
разновидностей свистков существует великое множество, так что
ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через
трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода
пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных
путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно
надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные
упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения,
поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем,
предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей
с 2х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру,
речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника,
способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению
звуков.
Выполнять лучше до
завтрака или после ужина.
1.ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки –
19 пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.
Повторить 2 – 3 раза.
2.НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется –
выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох
длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
3.ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: ооооооо, ууууууу.
4. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять
руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени,
опустить голову, выдох с произнесением звука шш ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
5.КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно
свесьте руки«крылья» и опустите голову. Произносим: «Тактак
20 так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох.
Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
6.ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на
груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жужужу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе
произносим: жжж, затем на вдохе разводим руки в стороны,
расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в
стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было
глубокое.
7.КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки
опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зузу» машет
руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зузу, зузу,
Косим мы траву.
Зузу, зузу,
И налево взмахну.
Зузу, зузу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зузу, зузу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с
начала 3 – 4 раза.
8.«Часики». И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками
вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).
21 9.«Трубач» — сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты
вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «пффф»
45 раз.
10.«Петух» – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять
руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая
произносить «кукареку» 56 раз.
11.«Каша кипит» – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе,
другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох,
опуская грудь и расслабляя живот – выдох. При выдохе
громкое произношение звука «шшш».
12.«Паровоз» – ходить по комнате, делая попеременные движения
руками и приговаривая «чухчухчух». Повторять в течении 2030
секунд.
13.«На турнике» – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку
держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться
на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с
произношением звука «ффф» 3 4 раза.
14.«Насос» – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при
этом громко произносить «сссс»! Выпрямление – вдох, наклон в
другую сторону 6 – 8 раз.
15. «Регулировщик» – стоя, ноги расставлены на ширину плеч,
одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом,
затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и
произношением звука «ррр» 4 –5 раз.
22 16.«Летят мячи» — стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить
мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «уххх» 5 –
6 раз.
17.«Вырасти большой» — встать прямо ноги вместе. Поднять руки
вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки
вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «уххх» 4 –5
раз.
18.«Лыжник» – имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с
произношением звука «ммм» 1,5 – 2 минуты.
19.«Гуси летят» – медленная ходьба по залу. На вдох – руки
поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением
длительного звука «гууу» 1 –2 минуты.
23 Психологическая помощь…
Релаксация не просто расслабление, а путь – к психическому и
физическому здоовью!
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей
гибкостью мышления, но и лучше преспособлены к борьбе со
стрессаамы». Р.Коуплан
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) –
глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием
психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной,
так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных
психофизиологических техник.
Существует великое множество техник, приемов и методов,
направленных на снятие напряжения и расслабление.
Релаксационный этап является одним из основных подготовительных
этапов при оказании психологической различным категориям детей.
Релаксация – один из вспомогательных приемов спортивной и
аутогенной тренировки, логопедической работы, актерского мастерства
и т.д.
24 Для обучения человека самостоятельному применению навыков
мышечного расслабления и психической саморегуляции
существуют специальные релаксационные тренинги.
Упражнение на релаксацию и дыхание
1.“Воздушный шарик”
Цель:снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
“Представьте себе,что сейчас мы с вами будем надувать шарики.
Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и,
раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его.
Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и
больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я
тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы
шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение
можно повторить 3 раза.
2.“Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Вы с другом поссорились. Вотвот начнется драка. Глубоко
вдохните, крепконакрепко сожмите челюсти. Пальцы рук
зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы владони. Затаите
дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит
драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но
и с агрессивными детьми.
25 3.“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он
остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер.
Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки...А теперь шумно
выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер
подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать
как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
4.“Подарок под елкой”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год
мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко
крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание.
Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О,
чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети
захотят), кто о чем мечтает.
26 5.“Дудочка”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух,
поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на
выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните
сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
6.«Раздувающийся шар»
Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в
руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает
раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рветсяв
высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его.
Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть
летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий
вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите
легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.
7.«Полет белой птицы»
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее
небо.
В небе плавно летит белая птица.
Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я
лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали
показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе.
27 Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова
превращаюсь в человека и ложусь на спину.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо,
я расслаблен(а), я отдыхаю.
Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная
прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная
прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые;
приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать,
приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая.
Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая,
мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.
Я отдохнул(а)!»
8."Полет птицы"
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в
принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и
зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем
секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем
свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем
такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство
великолепных птиц.
28 Одна из самых красивых — лебедь: белая как снег, с длинной гибкой
шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно
такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы
прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим,
как птицы. Вдох — выдох.
После вдоха говорите про себя: «Я — лебедь», — потом выдохните.
Вдох: «Я — лебедь» — выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя
вытянута, напряжена, спина гордая прямая. Широко раскиньте руки
крылья, шире, плавно... Молодцы! Согните чутьчуть в коленях ноги,
напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о чудо! Мы
взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Вдох — выдох... Можете свободно
взмахнуть крыльями. Тело как пушинка легкое, мы совсем его не
чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг,
приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох — выдох... (3
раза). Под нами как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и
увидеть в нем себя. Какая красивая гордая птица!.. Вдох — выдох.
Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся
пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом,
люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку,
расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у
когото не очень получилось. Не беда! И лебедькрасавец не сразу
взлетел. Когдато он был гадким утенком, перенес много горя и
бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не
страшно родиться гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все
прекрасное когданибудь сбывается. Нужно только оченьочень
верить в себя!
9.Упражнение«Цветок»
Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день?
29 Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые
начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я
хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время
которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные
ощущения. Сядь поудобнее и закрой глаза.
его листья,
Сделай три глубоких вдоха и выдоха... А теперь представь себе
какойнибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами.
Выбери какоенибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся...
Внимательно рассмотри его,
цветы и еще
нераспустившиеся бутоны... Представь теперь, что ты – один из этих
нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг
себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка
раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...
А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно
раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка...
Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если
хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и
восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят:
«Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты
этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить
его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты
чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это
приятное чувство и помести в какуюнибудь часть своего тела.
Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район
солнечного сплетения... А теперь потянись, расслабься, открой глаза и
вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.
Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и
сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево,
30 на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы,
которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть
каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.
10.Упражнение «Король ветров»
Ведущий рассказывает: «Собрались както ветры с разных сторон света
и решили выбрать самого сильного». Затем дети парами дуют парами на
вертушку или на подвешенные шарики. Чья вертушка дольше вертится,
а шарик – отлетит выше. Воздух вдыхается через нос и резко
выдыхается через рот. Победителя сажают на «трон».
31
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Учитесь правильно дышать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.