Дидактический материал в картинках
Я-человек ориентироваться в пространстве
книга для занятий с детьми
Ш к о л ь н а я П р е с с а
Словарь слов и сочетаний,
обозначающих пространственные отношения (нахождение предметов в пространстве)
В — указывает на местонахождение предмета гденибудь, внутри чего-нибудь, направление куда-нибудь: котик в комнате, иДти в лес, сиДеть в воде.
В СЕРЕДИНЕ — указывает на нахождение предмета в средней части чего-то, в промежутке между равными частями чего-то: мячик в сереДине круга.
ВБЛИЗИ — нахождение предмета на близком расстоянии от кого-то, чего-то или около, рядом с кемнибудь или чем-нибудь, недалеко от кого-то, чего-то: машина стоит вблизи от дома, парк — вблизи реки.
ВБОК — указывает на направление действия в сторону: смотреть вбок.
ВВЕРХ — указывает на направление от низа к верху, или по направлению к чему-то, или внутренней стороной наружу: вывернуть шубу мехом вверх; пускать кораблик вверх поручью.
ВВЕРХУ — указывает на нахождение предмета в (на) верхней части чего-нибудь, на высоте: сиДит вверху; ворона сиДит вверху забора.
ВНИЗУ — указывает на нахождение предмета в нижней части чего-нибудь: картинка внизу страницы.
ВНИЗ — указывает на направление к низу, земле, или по направлению к чему-то, или вниз и от чего-то: перевернуть коробочку крышкой вниз; идти вниз по дороге к парку; бежать вниз по лестнице от крыльца.
ВНУТРИ — указывает на нахождение предмета в пределах, в середине чего-нибудь: покрасить коробочку внутри (и снаружи); каранДаши лежат внутри коробки.
ВНУТРЬ — указывает на нахождение во внутренней части: больная Девочка принимает лекарство внутрь; собачка проникла внутрь комнаты.
ВОЗЛЕ — указывает на то, что предмет находится рядом, совсем близко, рядом с кем-нибудь или чем-нибудь, вблизи, около кого-нибудь, чего-нибудь: Маша стоит возле мамы; Миша живет возле меня.
ВЫСОКО — указывает на нахождение далеко расположенного предмета (по отношению снизу вверх): высоко в небе — самолет.
ВЕРТИКАЛЬНО — указывает на нахождение предмета перпендикулярно горизонту: подсолнух растет вертикально земле.
ВЫШЕ — указывает на нахождение предмета, движущегося вверх от какого-то места: теплоход отошел от берега и поплыл выше по реке.
ВДАЛИ — указывает на нахождение предмета далеко, на далеком расстоянии от кого-то или чего-то: вДали виДнелись горы; лес находится 6Дали от моего Дома.
БЛИЗКО, ПОБЛИЗОСТИ указывают на нахождение предмета на небольшом расстоянии, недалеко от кого-то или чего-то: Костя живет близко (поблизости) от Миши.
ДАЛЕКО — указывает на нахождение предмета на большом расстоянии от кого-то или чего-то: бабушка живет Далеко от города.
ЗА — указывает на нахождение предмета по ту сторону, вне, позади кого-нибудь или чего-нибудь: Дедушка живет за городом; или около, возле, вокруг чего-нибудь: папа сидит за столом; или указывает на расстояние, в пределах которого кто-то или что-то находится: детский сад нахоДится за три улицы от моего Дома.
ИЗ — указывает на место, откуда исходит какое-то действие: Саша приехал из Деревни после летнего отДыха.
ИЗ-ЗА — указывает на направление, движение предмета откуда-нибудь, с противоположной стороны чегонибудь: Аня встала из-за стола.
НА — указывает на поверхность, на (сверху) которой что-то или кто-то находится: на крыше дома — труба; или место действия, которое совершает предмет (или которое совершается с ним): мама и папа вышли на балкон.
НАД — указывает на нахождение, пребывание когонибудь или чего-нибудь поверх, выше чего-нибудь, когонибудь: лампа висит над столом.
МЕЖДУ — указывает на нахождение предмета посередине, среди чего-нибудь: стул стоит межДу столом и шкафом.
НИЗКО — указывает на нахождение кого-то или чего-то на небольшой высоте от земли, другого предмета: самолет летел низко.
НИЖЕ — указывает на нахождение предмета на небольшой высоте от земли, от какого-нибудь уровня, предмета или внизу от чего-нибудь: кукла лежала на стульчике ниже стола; песочница ниже горки на детской площадке.
ГОРИЗОНТАЛЬНО — указывает на расположение предмета по горизонтали (горизонтальной линии): машинка стояла горизонтально поверхности пола.
ОКОЛО — указывает на нахождение предмета поблизости, вблизи кого-то или чего-то: мама сиДит около окна; или рядом с кем-нибудь, чем-нибудь: около мамы лежит кошка.
ОТ — указывает на какую-нибудь исходную точку чего-нибудь или кого-нибудь в пространстве: бабушка отоДвинула коврик от двери.
ПО — указывает на поверхность или пределы, где что-нибудь совершается: зайчик скачет по лесу; или на направление чего-нибудь: Дети бежали по Дорожке вниз.
ПОД — указывает на нахождение предмета ниже чего-нибудь, со стороны нижней части чего-нибудь: я поДставил стульчик под кровать; или около, в непосредственной близости от чего-нибудь: мяч лежит под стулом; бабушка живет под Москвой.
ПЕРЕД — указывает на нахождение предмета на некотором расстоянии от лицевой стороны чего-нибудь, напротив чего-нибудь или кого-нибудь: саДик перед домом.
СЛЕВА — указывает на нахождение предмета, лица с левой стороны чего-нибудь, кого-нибудь: слева от меня — мама; слева от стола — Диван.
СНАРУЖИ — указывает на нахождение предмета с внешней, наружной стороны; на внешней стороне чегонибудь: папа закрыл дверь снаружи; я приколол записку бабушке снаружи коробки.
СПРАВА — указывает на нахождение предмета с правой стороны чего-нибудь или кого-нибудь: справа от дома рос дуб.
У — указывает на нахождение предмета, лица возле чего-нибудь или кого-нибудь, совсем близко: Дима стоял у окна.
ориентироваться в пространстве
Книга для занятий с детьми 5—7 лет
Москва
Школьная Пресса
2010
ББК 22.1я70 У 929
«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»
Выпуск 21 1 полугодие 2010 г.
СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид о рег ПИ № 77-1491 от 10.01.2000 г.
Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5—7 лет / Серия «Познание окруУ 929 Жат-цего мира». — М.: Школьная Пресса, 2010. — 32 с.: цв. илл. + вкл. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 21 1 ).
БВГЧ 978-5-9219-0691-4
Предлагаемый картинный материал в виде двусторонних карточек, речевые задания по ним, разнообразные игры помогут ребенку правильно определять нахождение предметов вокруг него, в помещении, на улице. Они будут способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве, формированию грамматического строя речи: навыков словообразования, согласования существительных с глаголами и прилагательными, образования падежных форм и в целом активизируют словарь дошкольника, расширят его кругозор.
ББК 22.1я70
Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.
БВГЧ 978-5-9219-0691-4 Белая К.Ю., Шестернина Н.Л., составление, 2010
О «Школьная Пресса», 201 О
Учебно-методическое издание
Учусь ориентироваться в пространстве Книга для занятий с детьми 5—7 лет
Художник Т.В.Дбалакина
Художественный редактор Н. Ю. Кудрявцева
Редактор Н.Л. Надеждина Корректор МА. Суворова
Технический редактор Н.Н.Алексеева
Компьютерная верстка В. С. Поляничева
Подписано в печать 12.05.09.
Формат 60х90 1 [в. Гарнитура Школьная.
Печать офс. Бумага офс. Усл. печ. л. 4,0 Тираж 3000 экз.
изд. № 1523. Заказ № 1233
ООО «Школьная Пресса»
127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, корп. З. тел., факс: (495) 619-52-89, 619-52-87 E-mail: marketing@schoolpress.ru Интернет: www.schootpress.ru
Отпечатано с диапозитивов издательства ООО «Чебоксарская типография № 1 ».
428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15
Уважаемые взрослые!
Пособие «Учусь ориентироваться в пространстве» продолжает серию книг «Познание окружающего мира» , выпускаемую издательством «Школьная Пресса» для работы с детьми дошкольного возраста .
В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью и простейшей ориентировкой в пространстве. Эти два раздела взаимосвязаны, так как ребенок не только учится ориентироваться в направлении движений «к себе» и «от себя» в пространстве комнаты, участка, но и относительно воспитателя, его слов, договариваться с детьми о возможных перемещениях , например в подвижных играх. Ему необходимо овладеть умениями объяснить словами, где находится предмет, точно указывая его относительное положение: на — над, по — под, слева — справа, за — переД, возле, около, между, в середине, выше — ниже, вертикально, горизонтально и т.д. Во всех программах, по которым сегодня работают дошкольные образовательные учреждения, в разделе «Формирование математических представлений» сформулированы задачи по ориентировке в пространстве, которыми ребенок должен овладеть. Это: 1) умение определить местонахождение предмета или лица по отношению к окружающим его предметам. Например: «Я стою слева от качелей»; 2) умение определить местонахождение окружающих предметов относительно себя или другого человека, ориентирующегося в пространстве. Например: «Стул стоит справа, а шкаф — слева от меня»; З) умение определрть расположение предметов в пространстве относительно друг друга, т.е. установить пространственные отношения между ними. Например:
См. также книги: «Учимся определять цвет» (2007), «Определяем время» (ч. 1, 2, 2007), «Знакомлюсь со школой» (ч. 1, 2, 2007), «Какие бывают вокзалы» (2008), «Какие бывают магазины» (2008), «Какие бывают службы помощи» (2008), «Мой дом. Моя семья» (2008), «Моя Родина — Россия» (в 6 книгах, 2009).
«Слева от кубика сидит кукла, а справа от нее лежит шарик ».
Ав разделе «Развитие речи» четко обозначены задачи и способы обучения умению грамотно применять язык в познавательной деятельности и общении с постепенным усложнением этих задач строго в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Элементарные знания о пространстве и навыки ориентации необходимы не только для успешной подготовки детей к школе. Без этих знаний, без умения ориентироваться в пространстве невозможно освоение ребенком Правил дорожного движения.
Материал пособия составлен на основе перечисленных программных задач и с учетом принциповпоследовательностиипостепенного усложнения заданий для занятий с ребенком. Оно состоит из серии сюжетных картинок, отражающих тему пространственных отношений, нахождения предметов в пространстве. Под каждой картинкой имеется подпись. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему прочитать подпись после того, как он рассмотрит картинку. В пособии можно условно выделить четыре содержательных блока заданий.
1. Работая с первой картинкой книги (с. 5), вы можете проверить уровень речевых умений ребенка и сформированность у него навыков ориентировки в пространстве. Это заданиедиагностика может использоваться педагогом в качестве тренинга.
з |
2. На последующих картинках обучающие задания помогут сформировать у ребенка умения свободно употреблять в речи необходимые слова-предлоги, наречия, указывающие на расположение предметов в пространстве, относительно друг друга и т.д. Чтобы заострить внимание ребенка на этом, мы сознательно опускаем в подписях под картинками глаголы и выделяем предлоги или наречия, усложняем вариантами возможных ответов.
З. На последней странице пособия (с. 32) мы предлагаем картинку, по которой ребенок должен самостоятельно составить рассказ о возможном местонахождении предметов. Включив свое воображение и знания окружающей природы, ребенок, используя отдельные картинки на полях, должен рассказать, где что или кто находится или может находиться. Здесь все зависит от воображения ребенка и имеющихся у него знаний.
4. В середине книги на развороте (с. 16—17) вы найдете большую сюжетную картинку, по которой ребенок выполнит несколько заключительных заданий. Педагогу или воспитателю предоставляется возможность с помощью контрольных наводящих вопросов оценить и результаты самих занятий, и приобретенные ребенком навыки ориентироваться в пространстве: относительно себя, других предметов, по заданию воспитателя. Эту картинку и задания к ней лучше использовать в конце занятий.
Обращаем внимание педагогов, что любое задание связано с речевой деятельностью и, как правило, носит комплексный характер. Поэтому от ребенка требуется умение слушать задания, говорить, объяснять и пр. При этом должна вестись большая словарная работа с заменой одних предлогов (или наречий) на другие, указывающих как на синонимичность пространственных отношений, так и на антонимичность. (На 2-й сторонке обложки помещен словарь предлогов и наречий, указывающих на нахождение предметов в пространстве, которым вы можете воспользоваться.) Например: У забора бочка — около забора бочка. Перед забором бочка — напротив забора бочка. С заменой одного предлога (или наречия) на другой изменяется падежная форма существительного: у забора — перед забором — на заборе и т.д. Интересны речевые ситуации пространственного нахождения одџого и того же предмета относительно других предметов, например на последней картинке грибок может находиться слева от дерева, но справа от белочки и т.п.
Работа с каждым заданием не должна превышать более 15 минут. Если ребенок уже читает, то текст под картинкой лучше закрыть листом бумаги и затем, если он справился с заданием и ответил, где находится предмет, вы можете предложить ему прочесть подпись, объяснив, что вместо черточки «тире» нужно поставить пропущенный глагол, обозначающий действие, которое выполняет предмет. Например: Над кроватью — картина. Это значит: Над кроватью висит картина.
Хорошо, если вы будете строить занятия как диалог взрослого с ребенком, где взрослый помогает ему, по возможности, самостоятельно, «открыть» новые знания, опираясь на свой жизненный опыт. При выполнении каждого задания нужно стремиться, чтобы ребенок объяснял свои действия. Структура занятий может включать:
• рассматривание картинки;
• обсуждение и рассказ о том, кто (что) нарисовано;
• уточнение места нахождения предмета, побуждение ребенка употребить выделенные слова (предлоги или наречия);
• закрепление материала на практике с помощью специальных заданий (по выбору) взрослого, в том числе игр. Варианты игр приведены на 3-й сторонке обложки нашей книги.
Предлагаемый картинный материал пособия поможет вашему ребенку правильно определять нахождение предметов вокруг него, в помещении, на улице, сформирует навыки пространственной ориентации, а также словообразования, согласования одних слов с другими (существительных с предлогами и наречиями, глаголами и прилагательными), активизирует словарь и расширит его кругозор.
Желаем удачи.
Игры на умение детей ориентироваться в пространстве
Игра «Покажи правильно»
Дети становятся в круг. Воспитатель называет слова, указывающие на местонахождение в пространстве какого-то предмета, дети показывают это место (направление) рукой. Например:
вверху — поднимают руку вверх; внизу — опускают руку вниз, к полу; слева — показывают рукой левую сторону
(относительно себя); справа — показывают правую сторону; впереди — показывают рукой перед собой; сзади (позади) — показывают рукой за собой и т.д.
Игра «Выполни команду»
Дети разбиваются на пары. Каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит , другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т.д. Затем игроки меняются местами.
Игра «где нахоДится кубик»
Эту игру можно проводить как индивидуально, так и вместе со всей группой. По команде воспитателя ребенок кладет кубик на стул, под стул, рядом со стулом, недалеко от стула, за стулом, впереди стула, сбоку от стула, вблизи от стула и т.д. (Кубик можно заменить другой игрушкой — на усмотрение воспитателя.) Игра «Будь внимателен»
Дети разбиваются на две команды и становятся в шеренги напротив друг друга. Воспитатель говорит, что в ответ на его слова, указывающие на расположение в пространстве, каждый ребенок должен показать это правой рукой. Данная игра проводится аналогично игре «Покажи правильно», но она посложнее для выполнения. Так как дети иногда повторяют движения своих соседей, они могут автоматически поднять левую руку, ориентаруясь на игроков напротив, которые правильно подняли правую руку. Поэтому перед началом игры нужно объяснить детям, что, еслп они стоят лицом друг к другу, то правая рука игроков одной шеренги противоположна левой руке игроков напротив, и показать это на примере.
Игра «НайДи спрятанный преДмет»
Воспитатель заранее прячет игрушку, которую дети хорошо знают. Затем вызывает одного ребенка и просит его найти спрятанный предмет, давая ему направление поиска: пройди два шага вперед, шаг налево, четыре шага к окну, два шага влево от окна и т.п. Когда ребенок найдет спрятанную игрушку, игру можно повторить с другим ребенком, перепрятав эту же игрушку или какую-нибудь другую. Если дети уже хорошо ориентируются в пространственных отношениях, они могут сами спрятать игрушку, а кто-то из них попытается ее найти, ориентируясь на команды спрятавшего.
Игра «Расскажи, что где находится»
Воспитатель раскладывает на столе предметы и просит ребенка рассказать, где находится каждый предмет. Если ребенок назвал местонахождение предметов на столе, употребляя лишь однотипные слова (слева от ..., за ним ...), можно задать ему дополнительные наводящие вопросы: а что находится между тем-то и тем-то? что лежит посередине стола? сбоку от? И т.д.
Игра «Составь рассказ по картинке»
Воспитатель раздает детям картинки с изображением разных предметов на них. Каждый ребенок должен составить связный рассказ, называя поочередно предмет на картинке и его местонахождение относительно других предметов .
Игра «Мячик-попрыгунчшс»
Дети становятся в круг. Воспитатель дает каждому ребенку теннисный мячик в руки. Затем он медленно проговаривает команды, а дети на каждую его речовку выполняют движения с мячом.
В правую руку свой мячик возьми.
Над головою его подними
И перед грудью его поддержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и друзьям улыбнись.
Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне.
Да на живот — не запутаться б мне.
Игра «Лови мяч, не зевай!»
Дети становятся в круг на некоторое расстояние друг от друга. В центре круга — воспитатель. Он дает команды, дети их выполняют, перекидывая мяч другому. Например, воспитатель бросает мяч и говорит: «Лена, лови мяч, затем передай его вправо — Оле», «Оля, передай мяч влево — Максиму» и т.д. Затем дети могут продолжить эту игру, давая самостоятельно команды друг другу.
Издательство «Школьная Пресса» предлагает серию пособий для занятий с детьми дошкольного возраста «Познание окружающего мира»:
«Изучаю цвет»
«Изучаю форму и величину предмета»
«Определяю время» (в двух частях)
«Знакомлюсь со школой» (в двух частях)
«Какие бывают магазины»
«Какие бывают вокзалы» «Какие бывают службы помощи»
«Моя Родина — Россия» (в пяти книгах с методическими рекомендациями).
Пособия представляют собой развивающий материал в картинках.
Задания, основанные на действующих программах воспитания и обучения детей в детском саду, помогут ребенку освоить навыки и умения, необходимые в повседневной жизни, а также будут способствовать СОЦИаЛЬНО-№ИХOЛOГИЧескоЙ адаптации к школе.
В этом пособии рассказывается о том, как опреДелять нахождение преДметов в пространстве дошкольник
• научится определять нахождение предметов в пространстве по отношению к самому себе;
• узнает, как определить расположение предметов в пространстве по отношению к другому человеку;
• приобретет умение определять расположение
lSBN 978-5-9219-06914
предметов в пространстве относительно друг друга,
т.е. пространственные отношения между ними.
9 785921 906914 Индекс 81483
Методические рекомендации к пособию
Итак, разберем содержание пособия постранично. Еще раз обращаем ваше внимание, уважаемые взрослые, что наши сценарии занятий носят ориентировочный характер. Они являются подсказкой для развития ваших идей и проектирования
собственных заданий ребенку.
кс. 5.
Расскажи, где что (кто) находится.
Взрослым на заметку.
Беседуя с ребенком, стремитесь, чтобы он меньше использовал односложные ответы. Если ребенок мало говорит, а больше жестикулирует (показывает пальцем) и поясняет «там (здесь) цветок», то добейтесь, чтобы он объяснил свой ответ словами, используя предлоги и наречия: вверху, внизу, на, под, над, рядом, выше, ниже и т.д. Если он затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.
Беседа с ребенком по этой картинке — своего рода диагностика, она подскажет вам, какие трудности испытывает ребенок в пространственной ориентации, в каком направлении нужно поработать с ним.
На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек.
• Расскажи о том, где находится каждый предмет . (Если умеешь уже читать — прочитай внизу подпись.) Используй слова-предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, перед и др.
• Как ты думаешь, чем любит заниматься Алеша? Как ты догадался(лась)?
Когда ты смотришь на картинку, то видишь все предметы, но один из них ближе к тебе, а другие — дальше.
• Перечисли предметы, которые расположены ближе к тебе. А какие предметы находятся ближе всего к Алеше?
• Что и где можно увидеть из окна? • Как сказать о расположении домов и деревьев?
1
Взрослым на заметку.
На с. 6—7 представлены наиболее простые варианты заданий, и если ребенок легко с ними справляется, предложите рассмотреть и описать мелкие детали: наряд куклы, узор наволочек, обоев и др. Такие задания способствуют развитию речевых умений ребенка, его наблюдательности и внимания.
кс. 6.
Кукла — на подушке.
Книга — под подушкой.
Рассмотри картинку слева. Расскаэки, что на ней изображено.
• Где сидит кукла? (На поДушке.) Как ты понимаешь это словосочетание «на подушке»? Что оно обозначает? (Оно обозначает, что кукла находится сверху подушки, т.е. она сиДит сверху на поДушке.)
• Как ты думаешь, а где находится (лежит) подушка? (ПоДушса нахоДится (лежит) на одеяле, т.е. сверху одеяла или, по-другому, поДушка лежит сверху на одеяле. )
• Есть ли у куклы бант? (Да, есть.) С какой он стороны по отношению к тебе, когда ты смотришь на картинку? (С правой стороны.) • А если ты будешь говорить, с какой стороны у куклы бант по отношению к ней самой? (По отношению к кукле бант у нее с левой стороны.) Вот видишь, местонахождение предмета в пространстве может быть разным: по отношению к себе самому или по отношению к другим предметам.
• В какую сторону смотрит кукла: влево или вправо? (Кукла смотрит
вправо, когДа ты на нее смотришь, но по отношению к самой себе она сиДит, повернувшись немного влево, слеДовательно, и смотрит — влево.)
Рассмотри картинку справа. Расскажи, что на ней изображено. • Где находится диван? (Диван стоит на полу.)
• Где лежит подушка? (ПоДушка лежит на Диване, т.е. сверху на Диване.)
• А где лежит книга? (Книга лежит под подушкой. )
• А на чем книга лежит? (Книга лежит на Диване.)
• А теперь объедини два последних ответа и дай полный ответ, где лежит книга. (Книга лежит на Диване под поДушкой.)
• Ас какой стороны ты видишь подушку и книгу на диване? (С правой стороны.)
• Апо отношению к дивану где они лежат? (Представь себя на месте дивана.) (По отношению к Дивану поДушка и книга лежат с левой стороны.)
кс. 7.
Мальчик — на стуле.
Машинка — под стулом.
Рассмотри картинку слева. Расскажи, кто (что) на ней изображен(о). Кто (что) где находится? • Что делает мальчик? (Мальчик сидит на стуле.)
• Что у мальчика на руках? (На руках у мальчика игрушечный мишка.) • Где стоит стул? (Стул стоит на полу.)
• Какая рука у мальчика лежит сверху: левая или правая? (У мальчика сверху лежит левая рука. ) А какая рука лежит снизу? (Снизу лежит правая рука.)
• С какой стороны видна спинка стула: с левой или с правой? (Спинка стула виднеется с левой стороны.) • А что находится позади мальчика? (Позади мальчика находится стена с обоями.)
Что ты можешь рассказать о предметах, изображенных на картинке справа ?
• Где находится стул? (Стул нахоДится в комнате. Он стоит на полу.) • Что находится под стулом? (Под стулом находится машинка.) • Как ты еще можешь сказать о местонахождении машинки? (Машинка стоит на полу под стулом.) • А где стоит стул: перед стеной или за стеной? (Стул стоит перед стеной.) • Попробуй составить по картинке небольшой рассказ. Примерно такой. (В комнате находится стул. Он стоит на полу. Под стулом находится машинка. Она, как и стул, тоже стоит на полу. )
Взрослым на заметку.
На с. 8—9 вашему ребенку предлагается употребить в рассказе более сложные обороты. Он должен ориентироваться на расположение предметов не только по отношению к себе, но к окну, к шторам на окне, к снеговику или ели за окном, к другим предметам. Рассказ может включать множество прилагательНЫХ, поясняющих слов.
кс. 8. На окне — цветок.
За окном — елка и снеговик.
Расскажи, что ты видишь на картинке слева.
• Где стоит цветок? (Цветок стоит на (окне) поДоконнике).
• Какой он? (Большой и красивый.) • В чем он находится? (В цветочном горшке.)
• Что еще есть на окне? (На окне висят шторы.)
• Сколько штор на окне? (Три.) (Ребенок на все вопросы дает полный ответ.) • Расскажи, где находится каждая. (Одна штора висит слева на окне. Напротив нее справа на окне висит Другая штора. Третья штора (она называется ламбрекен) висит сверху на окне.)
• К какой шторе находится ближе цветок? (Цветок находится ближе к левой шторе.) А если бы ты смотрел на окно с цветком со стороны улицы, то ближе к какой шторе стоял бы цветок? (Ближе к правой шторе.)
• А что ты видишь за окном? (За окном паДает белый пушистый снег.)
А теперь рассмотри картинку справа. Сравни ее с картинкой слева. Чем они похожи и чем различаются? • Какое время года изображено на картинках? (Зима.)
• Откуда ты смотришь на улицу? (Из окна комнаты.)
• Что ты видишь за окном на картинке справа? (За окном я вижу зеленую елку и снеговика.)
• Где находится снеговик? (Снеговик находится на снежной горке.) Опиши, что у него на голове, что — в левой «руке», что — в правой. (На голове у снеговика ведерко, в левой «руке» веточка, в правой — метла.) • А где находится елочка — слева или справа от снеговика? (Елочка нахоДится справа от снеговика.) • А где находится елочка по отношению к тебе, если ты на нее смотришь из окна комнаты? (Она находится передо мной справа. )
• Елочка находится на горке, перед горкой или позади горки? (Елочка находится перед горкой.)
кс. 9.
Над кроватью — картина. Ци кроватью — ящик с игрушками.
Рассмотри картинку слева. Расскаэки сначала, какие предметы ты здесь видишь. А теперь составь по ней небольшой рассказ. В своем рассказе опирайся на наши вопросы. • Где находится кровать? (Кровать нахоДится в комнате.)
• Где она стоит? (Она стоит на полу.)
• Где кровать находится по отношеник) к стене? (Кровать стоит у стены. Варианты — перед стеной, около стены.)
• Где висит картина? (Картина висит на стене.)
• Над чем она висит? (Она висит над кроватью.)
• Где находится коврик? (Коврик лежит на полу.)
• Коврик лежит далеко от кровати или близко? (Коврик лежит близко от кровати; у кровати, перед кроватью.) • Ты видишь подушку слева или справа на кровати? (Справа.) • А где находится одеяло? (На кровапи.) Мы часто будем давать краткие ответы, ребенка просите давать полный ответ. Это способствует развитию речи, обогащению словаря ребенка. • Во что заправлено одеяло? (В подоДеяльник.) Значит, где (в чем) лежит одеяло? (ОДеяло лежит внутри поДоДеяльника.)
• Сделай самостоятельно вывод про наволочку и подушку (что в чем (внутри чего) лежит?).
А теперь рассмотри картинку справа. Расскажи, чем она похожа на картинку слева. Чем отличается? • Что ты видишь под кроватью? (Под кроватью — ящик с игрушками.) • Как ты думаешь, этот ящик выдвигается из-под кровати? Докажи свой ответ. (Да, он выдвигается из-под кровати, так как слева от него находится задвинутый под кровать ящик, а справа от него — неполностью выДвинутый из-под кровати ящик.)
• Какие игрушки лежат в ящиках? Назови.
Взрослым на заметку.
з |
Работая по картинкам на с. 10—11, предложите вашему ребенку, чтобы он употреблял з своих рассказах по ним более сложные обороты, подбирал схожие по значению предлоги или наречия, указывающие на расположение изображенных предметов.
Он должен ориентироваться на расположение предметов не по отношению к себе, а по отношению к девочке и мальчику, вороне, бочке. Рассказ может включать множество прилагательных, поясняощих слов.
к с. 10.
Цад головой (дщери) — шарик. Под ногами (внизу) — лужа.
Расскажи, что изображено на картинке слева и ответь на вопросы. • Где находится воздушный шарик?
(Над головой Девочки.) • Что находится у девочки в правой руке? (Шарик.) А в левой? (Игрушечный мишка.) • Какая у девочки шапка на голове? (С ушками.)
Опиши ее. Помпоны на шапочке куда «смотрят» (свесились)? (Они свесились вниз).
Какая варежка у девочки — левая или правая? (Правая.) Напоминайте ребенку, что на этих рисунках мы определяем расположение предметов относительно самих предметов, а не ребенка, рассматривающего их.
А теперь рассмотри левую картинку . Расскажи, что делает мальчик. Какое время изображено на картинке? Подтверди свой ответ.
Когда появляются лужи? Где они образуются? (На земле, по-другому — на поверхности земли; ребенок может сказать: на асфальте, на Дороге и т.п.).
Что у мальчика под ногами? (Под ногами у мальчика — лужа; или поДругому — внизу под ногами у лшЛЬЧИка — лужа.)
Закончи предложение: Мальчик бегает... (по лужам).
Почему появились брызги в луже? (Из-под ноги мальчика вытеснилась вода и разлетелась брызгами.) • А что ты видишь сверху? (Сверху на землю паДают капли дождя.)
Вспомни, кто из животных любит сидеть в луже. (Лягушка.) А кто из животных купается в луже? (Воробей.)
к с. 11.
На заборе — ворона. У забора — бочка.
Расскажи, что изображено на картинке слева. Где сидит ворона? (На заборе.) Забор высокий или низкий? (Высокий.) Значит, как сидит ворона?
(Ворона сиДит высоко на заборе.)
Куда смотрит эта хитрая птица?
(Вниз. )
Что находится слева от вороны?
(Слева от нее Дерево.) • А справа от вороны? (Справа от вороны — куст.)
А где находятся дерево и куст? (Они находятся за забором; можно сказать — позади забора.) • Где растет трава? (Трава растет у забора; перед забором; около забора).
Что виднеется вдали за забором?
Рассмотри картинку справа. Составь небольшой рассказ по ней, используя слова: большая Деревянная бочка, высокий реДкий забор, жаркое лето, в бочке вода для полива огорода и т.д.
А теперь ответь на вопросы.
Где стоит бочка? (У забора.) Как можно сказать по-другому? (Перед забором, около забора.)
Ана чем стоит бочка? (На земле.) • Что находится впереди бочки, а что сзади? (Впереди бочки (перед бочкой) цветы, трава, позади бочки (за бочкой) забор, дальше — Деревья.) • Что есть на бочке? (На бочке — обручи, которые ее скрепляют.)
Взрослым на заметку.
На с. 12-15 сюжеты представленных картинок усложняются. Это уже не отдельные предметы, а иллюстрации, требующие содержательных кратких рассказов. Здесь ребенок может активно, с фантазией проявить свой словарный запас (что даст вам возмож-
ность определить, достаточен ли он для ребенка этого возраста).
Если вам удалось увлечь ребенка сокетом, вы можете пофантазировать с ним. Но сначала предложите ему ответить на вопросы. Например, пусть он пофантазирует, рассказывая по картинкам на с. 12 (почему собака перед дверью, по какому поводу папа (или гость) пришел с цветами и тортом и т.п.)
к с. 12. Перед дверью — собака. За дверью — гость.
• Где сидит собака? (Собака сиДит перед Дверью.)
• На чем она сидит? (На коврике.) • В какую сторону она смотрит? (Она смотрит вправо.)
• Как ты думаешь, собачка сидит перед дверью внутри квартиры или снаруки? Объясни свой ответ.
• Где лежит коврик? (Перед Дверью.) • С какой стороны на двери ручка с левой или с правой? (С правой.) • А где находится глазок на двери? (Глазок нахоДится посередине двери сверху. )
• Как ты думаешь, что находится за дверью?
• Рассмотри картинку справа и ответь: можно ли сказать, что мужчина стоит за дверью? (Да, можно, потому что дверь в квартиру открыли, а за мужчиной (позади мужчины) нахоДится Другая закрытая дверь на площаДке.)
• Можно ли сказать, что мужчина пришел в гости, что он — гость? Обоснуй свой ответ.
• В какой руке у мужчины букет с цветами? (В левой.) А торт в какой руке? (В правой. )
• Где находится лестница на площадке? (Справа.)
• эта лестница ведет вверх или вниз? Объясни свой ответ. • А с какой стороны по отношению к мужчине находится дверная ручка? (С правой стороны.)
• Сравни обе картинки на с. 12. Что между ними общего? Обрати внимание на коврики перед дверью. Теперь проверь себя: ты правильно ответил(а) на вопрос: где собачка сидит перед дверью — внутри квартиры или снаружи? (Правильный ответ — собачка сиДит перед Дверью внутри квартиры. Она услышала звонок в дверь. Там за дверью стоит гость.)
В кастрюле — кот.
Из кастрюли достали котика.
Рассмотри картинки на с. 13 слева и справа и составь веселый рассказ про котика-шалунишку. Не забудь описать
все предметы вокруг, где происходит действие, кто в нем участвует. (Воспитатель может сравнить рассказы детей, определить лучший, назвать победителя.) А теперь ответь на вопросы.
• Где происходит действие? (На кухне, в помещении, внутри помещения.) Докажи, что действие происходит на кухне, называя предметы кухонной утвари.
• Как ты думаешь, почему котикшалунишка забрался в кастрюлю? Он грустный или радостный?
• А что на шее у котика? (Красивый бантик.) Бантик завязан у котика с левой стороны или с правой? (С правой стороны.)
• Где находится стаканчик с салфетками по отношению к котику? (Справа.) А где стоят кастрюля и стаканчик?
(На столе.)
• Что находится позади котика? • Эти предметы за ним висят или стоят?
Рассмотри картинку справа.
• Кто увидел шалунишку в кастрюле? Откуда был извлечен котик? (Из кастрюли.)
• А где теперь стоит стаканчик с салфетками относительно кастрюли?
(Впереди слева. )
• А ложка относительно кастрюли? (Впереди справа. )
• Какие предметы находятся перед мальчиком Алешей? (Перед мальчиком — кастрюля, ложка, стаканчик с салфетками. )
• А где находятся кот и мальчик Алеша относительно предметов на столе? (Позади, или по-другому, за ними.)
Пофантазируй, что заставило котенка забраться в кастрюлю и как на это прореагировал его хозяин Алеша.
Если у тебя дома есть кот или собачка, расскажи про их шалости.
К с. 14.
За калиткой — почтальон. Под калиткой — кошка.
Рассмотри картинку слева. Расскажи, что здесь изображено. Ответь на вопросы.
• Кто стоит за калиткой? (За калиткой — почтальон.)
• Что у него в правой руке? (Письмо.)
• А какая сумка висит у него на левом плече? (Сумка почтальона.)
Пофантазируй: от кого и какие вести принес почтальон? • Где растет цветок — слева или справа от калитки? (Слева.) • А как еще можно сказать, где растет цветок (по отношению к калитже)? (Цветок растет у калитки; варианты: около калитки, рядом с калиткой, перед калиткой). Предлагая ребенку дать варианты ответов с разными предлогами, наречиями и т.д., указывающими на расположение предмета в пространстве, вы одновременно можете проверить, умеет ли он правильно употреблять (согласовывать с предлогом ИЛИ наречием) падежные окончания существительного, обозначающего местонахождение предмета.)
• Где растет трава (относительно калитки)? (Трава растет справа от калитки, перед калиткой, у калитки.)
• Что находится за спиной у почтальона? (За спиной у почтальона — деревья.)
• Деревья находятся далеко от калитки или близко? (Можно в данном случае принять такие ответы ребенка: далеко, не очень далеко, близко.)
Рассмотри картинку справа. Что ты можешь о ней рассказать?
• Есть ли здесь предметы, похожие ( по своему назначению) на предметы, изображенные на картинке слева? (Есть. Это калитка и забор.)
• А чем различаются эти предметы? (Справа калитка и забор Деревянные, слева — металлические.)
• Где сидит кошка? (Под калиткой.) • А как еще можно сказать, где находится кошка? (Перед калиткой, у калитки, внизу под калиткой.) Какой вариант ответа тебе кажется более правильным? Объясни свой ответ.
• Как ты думаешь, почему кошка присела и затаилась? Чем она увлечена?
А где находится растение — за кошкой или перед калиткой? (Растение находится за кошкой и перед калиткой. Варианты ответа: растение находится перед кошкой и около калитки; растение находится ближе к кошке, но подальше от калитки.) • Что ты можешь сказать о местонахождении кошки относительно двух предметов калитки и растения? (Кошка нахоДится между калиткой и растением.)
к с. 15.
бабушки (у ног) — кошка.
Далеко от бабушки (вдали) корова.
Немного усложним наши задания по пространственной ориентации.
Рассмотри еще один сюжет на картинке слева. Составь небольшой рассказ. Используй наши вопросы. • Где сидит бабушка: в комнате или на улице?
• Какая на ней одежда? Опиши и назови каждый предмет одежды.
• Где она сидит? Куда смотрит? • Есть ли в комнате коврик? Где он лежит?
• Где стоит стул (относительно пола, коврика и стола)?
• Где лежит кошка? Дай варианты ответов. (У ног бабушки, около бабушки, на ноге у бабушки, на коврике.) • Кошка лежит на левой ноге бабушки или на правой?
• А где находится стол относительно бабушки и стены? Дай варианты ответов. (Стол находится за бабушкой около (у) стены. Стол находится слева от бабушки у стены.)
• Что лежит на столе? Назови.
• Что висит на стене? Назови. • Что находится выше: часики или полка с посудой? А что ниже?
• Что находится слева от часиков?
• Что находится справа от полочки с посудой?
• Между какими предметами находится кувшин на столе?
• Что стоит справа от кружки? (Ребенок может сказать, что справа от кружки стоит кувшин или что справа от кружки стоят кувшина и хлеб. Оба варианта правильные.) А справа от кувшина? А слева от хлеба? (ЗДесь тоже возможны два варианта ответа: 1 ) слева от хлеба — кувшин; 2) слева
от хлеба — кувшин и кружка.)
А теперь рассмотри картинку справа. Это та же самая бабушка? Докажи свой ответ.
• Она находится в комнате или вышла на луг? (Она вышла на луг.) • В какой руке у нее палочка? (В левой руке. )
• На кого она смотрит? (На корову.) • Где находится корова: далеко или близко от бабушки? (Далеко; вдали.)
• Как ты думаешь, что находится между бабушкой и коровой? Докажи свой ответ.
• А что (кто) ближе к бабушке — деревья или корова? (Корова ближе к бабушке, чем Деревья. В данном случае мы сравнили нахождение двух предметов по отношению к бабушке.)
Задание к картинке на с. 16—17 мы предлагаем выполнить ребенку в самом конце занятий. Оно даст возможность проверить, как ребенок умеет ориентироваться в окружающей обстановке.
Взрослым на заметку.
На с. 18—19 мы предложили сюжеты условно объединенные одним ключевым словом (на с. 18 — «телега», а на с. 19 — «гараж»). Можно попросить детей, после того как они рассмотрят эти картинки и ответят на вопросы, составить маленькие рассказы, используя сразу две картинки. Например: «Для чего в хозяйстве нужна телега?». («Осенью на телеге привезут сено с поля, а ближе к зиме — дрова из леса» и т.д.) Или: «Вот какой гараж!» («Механик ремонтирует машину в гараже, а над гаражом он построил голубятню» и т.д.).
Надеемся, что, зная уровень речевого развития ребенка, вы не ограничите его рассказ 1—2 предложениями по каждой из картинок, а попросите и подскажете ему наводящими вопросами связать картины с реальной жизнью. Например: расскажи, как устроен наш гараж и что там есть, на телеге можно перевезти с поля урожай: и картофель, и тыкву, и морковь, и капусту; собрать яблоки или другие фрукты и повезти их продавать на рынок и т.п.
к с. 18.
На телеге — сено. Подадц телеги (ад телегой) — дрова.
Рассмотри левую и правую картинки на с. 18 и скажи, чем они похожи, а чем различаются.
Ответь на вопросы.
• На какой телеге лежит сено на той, что находится на левой картинке или на той, что справа на картинке? (Сено на телеге на левой картинке.) • Где стоит телега с сеном? (Около дерева. Варианты ответа: у Дерева, слева от Дерева, около Дерева слева.)
• Что выше: копна сена на телеге или дерево? (Выше — Дерево.) • Есть ли на дереве сучок? Где ты его видишь? (Слева на стволе.) • Что находится впереди телеги и дерева? (Впереди Дерева и телеги — камушки.)
• Есть ли камни слева и справа от колеса телеги? Какое это колесо — левое или правое?
• Есть ли камни справа от правого колеса? (Есть.)
• А что растет вокруг дерева? (Вокруг Дерева растет трава.)
Теперь поговорим о телеге с дровами. • Где находятся (лежат) дрова? (Позади телеги; варианты ответов: за телегой, между сараем и телегой.) • Где растет дерево? (Сбоку от сарая; вариант ответа: сбоку позади сарая. )
• А где растет трава (по отношению к телеге? Дровам? сараю)? (Трава растет перед телегой, немного подальше от дров и сарая.)
к с. 19. Под машиной— механик.
Цад гаражом — голубятня.
Расскажи, что ты видишь на картинке слева.
• Как ты думаешь, где находится машина? (В гараже.) Докажи свой ответ. • На чем стоит машина? (Машина стоит на полу гаража.) • Кто находится под машиной? (Под машиной находится механик.) • Что он делает? (Он ремонтирует машину.)
• Механик находится на полу гаража или ниже пола гаража? (Механик нахоДится ниже пола гаража.) • Какую часть машины ремонтирует механик: ту, что находится сверху, или ту, что находится снизу машины? (Механшс ремонтирует ту часть машины, которая нахоДится снизу.)
• Где же стоит механик в таком случае? (ЛТеханик стоит на полу подвала под гаражом.) (Воспитатель может попросить ребенка рассказать, приходилось ли ему бывать в гараже и наблюдать за ремонтом машины. А если он затрудняется с ответом, воспитатель сам рассказывает детям, где находится механик, ремонтируя низ машины.) • Где лежат инструменты механика — слева от него или справа? (Слева.) • Назови, если можешь, какой инструмент находится ближе всего к механику. Покажи этот инструмент.
• А какой инструмент находится подальше всех других инструментов от него? Покажи.
• Что находится между отверткой и плоскогубцами? (Между ними нахоДятся гайки.)
• Как ты думаешь: что сделает механик, когда закончит ремонт машины? (Механик сядет в машину за руль и проверит ее работу. ) • Как ты думаешь, на картинке справа тоже изображен гараж? Докажи свой ответ. (На Дверях гаража есть номер «16». )
• Гараж закрытый, тогда где, по твоему мнению, может находиться машина? (Машина может нахоДиться или внутри гаража (в гараже), или же хозяин машины выехал на ней из гаража и отправился в город и т.п.) • А что ты видишь над гаражом? (Над гаражом сооружена голубятня.) • Как можно сказать по-другому об этом? (Сверху гаража устроена голубятня. На крыше гаража (наверху) устроена голубятня.) • Где находятся голуби? (В своем домике— голубятне.) • Сколько голубей находятся слева в голубятне? (Слева — два голубя.) А справа? (Справа — один голубь).
• А какой голубь сидит в голубятне ниже всех остальных голубей? Покаэки. (Ниже всех — голубь, которого мы видим прямо перед собой. )
• Все ли голуби смотрят вперед, на нас? (Нет, не все. один голубь сиДит к нам спиной, т.е. он смотрит назад.) • А где ты видишь кусты: слева или справа от гаража? (Слева от гаража.) • Можно ли сказать, что кусты растут около гаража? рядом с гаражом? сбоку от гаража? с левой стороны от гаража? • Какие еще предметы ты здесь видишь и где они находятся относительно гаража? (Камушки. Они находятся перед гаражом; впереди гаража.) • Приходилось ли тебе видеть голубятню над гаражом? Расскажи.
Взрослым на заметку.
На картинках на с. 20 изображены два времени года — зима и лето. Спросите ребят, чем они любят заниматься зимой (кататься на санках, коньках, играть в снежки и т.д.). Предложите им составить рассказ по картинкам, вспомнить интересные смешные случаи из жизни во время катания или игры в снежки. Например: в какое время года бывает самая теплая погода? (Летом.) Чем любят заниматься дети летом? (Купаться в водоемах, кататься на велосипедах и др.) В какие игры они играют на воде? И т.п. Попросите их употреблять в своих рассказах разные слова, указывающие на местонахождение предметов в пространстве, на их пространственные отношения. Но сначала, как обычно, дети рассматривают картинки и отвечают на наши вопросы (о пространственных отношениях).
к с. 20.
С горки— на санках.
Цщгорку — с санками.
• Что ты видишь на картинках слева и справа?
• Придумай общее название к обеим картинкам. (Катание на санках. Или: Катание с горки. Или: Катание с горки на санках.)
• Что делают дети на картинке слева?
(Спускаются с горки.)
• Кто лежит на санках, а кто сидит?
• Кто находится впереди, кто — сзади?
• В какую сторону смотрит мальчик?
(Мальчик смотрит в правую от себя сторону (вправо ) на Девочек-сестренок на санках.)
• Почему, как ты думаешь? (Потому, что они находятся впереди него. Они спускаются с горки быстрее.) • Какая сестренка сидит впереди на санках, а какая позади? (Младшая впереди, а старшая — позади.) Объясни, почему они так сидят.
А теперь еще раз внимательно рассмотри картинку справа на с. 20 и скаэки: здесь изображены те же дети, что и на картинке слева? Докажи свой ответ.
• Что делают дети на картинке справа?
(Они поднимаются на горку.) • Они одинаково поднимаются на горку? (Нет, неодинаково.)
• В чем разница между ними при подъеме на горку? (Один мальчик поДнимается на горку с санками (в руках), а второй поДнимается на лыжах, он не несет лыжи в руках.) • Кто из детей находится выше, поднимаясь на горку? (Выше ребенок на лыжах — лыжник.)
• А кто находится ниже при подъеме на горку? (Ниже мальчик с санками.) • А теперь скажи, кто находится ближе к тебе: мальчик с санками, или мальчик на лыжах ?
• Сделай самостоятельно вывод, кто из детей находится подальше от тебя, когда ты смотришь на эту картинку.
• Кого видят впереди себя на горке оба мальчика? (Впереди себя на горке Дети виДят снеговика.) • Кто из мальчиков находится слева на картинке, а кто справа, когда ты смотришь на картинку? (Слева мальчик с санками, справа — мальчик с лыжами.)
А по отношению Друг к Другу кто из мальчиков слева, а кто — справа? (Слева от лыжника — мальчик с сантми, справа от мальчика с санками — лыжник.)
9
К стр. 21.
Ццводой — стрекозы. В воде — дети.
Рассмотри картинку слева и составь небольшой рассказ по ней. Можешь воспользоваться нашими вопросами.
• В какое время года и где происходит действие? (Летом, на озере; реке, воДоеме.)
• Где летают стрекозы? (Над водой.) • Обе стрекозы летят в одну сторону или в разные? Расскажи в какую — какие. (Одна стрекоза летит влево, в левую сторону), вторая — вправо, в правую сторону.) • Какая из стрекоз находится выше над водой, какая — ниже? (Ниже над водой находится первая стрекоза та, что летит влево; выше над водой нахоДится вторая стрекоза — та, что летит вправо. )
• Что растет в воде? (В воде растут камыши и лилия, цветок.) • Что на картинке мы видим впереди, ближе всего к нам? (Ближе всего к нам, впереди — цветок.)
• А что мы видим на заднем плане картинки, дальше всех других предметов? (На заднем плане, дальше всех преДметов мы видим ]шМЫШИ.)
• Какие крылья стрекозы, которая приближается к цветку, ниже над водой, какие выше? (Левые КРЫЛЬЯ стреКОЗЫ ниже над водой; правые — чуть выше, чем левые, над водой.)
Расскажи, что ты знаешь о стрекозах, их образе жизни.
Объясни, что делают дети на картинке справа.
• Где они находятся? (На реке.) А где стоят? (В воде.)
• Кто из них ближе к нам, а кто дальше от нас? (Мальчик ближе к нам, Девочка — дальше от нас. ) • А кто стоит глубже в воде — мальчик или девочка и почему? (Мальчик стоит глубже в воде, потому что он меньше Девочки.)
• Что находится позади детей на другом берегу? (Позади Детей на Другом берегу стоит Древний замок.)
Взрослым на заметку.
На с. 22 представлены сюжеты из школьной жизни, поэтому можно предварительно побеседовать с детьми на эту тему. Например: для чего в классе есть доска и почему она всегда темного цвета? Чем отличается парта от стола? Где всегда сидит учитель?
Если, как мы уже говорили ранее, ребенок умеет читать, пусть прочитает подписи под рисунками и вставит пропущенные слова на месте тире — перед доской стоит девочка; или: у доски стоит девочка. За партой сидят дети.
После такой предварительной беседы можно перейти к работе по картинкам.
к с. 22.
Перед доской (у доски) — девочка. За партой — дети.
Рассмотри левую и правую картинки на с. 22. Попробуй дать им общее название. (В классе. На занятиях в школе. На уроке в школе.) (Воспитатель сам может предложить несколько вариантов названий и выбрать вместе с детьми лучший.)
• Где находится девочка? (Девочка стоит перед доской; у доски.) • Как говорят про девочку, которая ходит в школу? Кто она? (Школьница. Ученица.)
• Что делает девочка-щкольница у доски? (Она отвечает урок — решает задачки.)
• Где она записывает свое решение? (На школьной Доске.)
• В какой руке девочка держит мел?
(В правой руке.)
• Как она повернулась: лицом к доске или спиной к доске? Почему? Объясни свой ответ.
• Как ты думаешь, остальные ученики находятся впереди девочки или позади? (Впереди, перед девочкой.) • А ты уже знаешь правила поведения в школе? Как надо стоять, когда отвечаешь урок, когда пишешь решение задания на доске, когда отвечаешь учителю и т.п.? Расскажи.
• Как ты думаешь, почему на картинке справа мальчик-школьник стоит, а девочка-школьница сидит? (Если учитель не вызывает ученика к Доске, а спрашивает его о чем-то с места ( когДа он сиДит за партой), этот ученик должен поДняться с места и отвечать, стоя за партой.)
• Соседка по парте сидит слева от мальчика или справа? (Справа от мальчика, но по левую руку (слева) от себя.)
• Подумай: почему девочка смотрит так на мальчика? Обоснуй свой ответ.
Пофантазируй, как ты пойдешь в школу, с кем ты захочешь сидеть за партой: с мальчиком или с девочкой, как ты будешь учиться, будешь ли ты подсказывать тому, кто плохо выучил урок, и т.п.
к с. 23.
По морю плывет лодка. В небе летит птица.
Взрослым на заметку.
Рассмотрев картинки (на с. 23) и ответив (в виде рассказа) на несложные вопросы, в конце занятия разучите с ребенком короткие четверостишия.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Высоко в голубой дали
Над землей летят журавли.
Летят они, курлычут,
Нас за собою кличут.
Рассмотри картинку слева. Составь по ней небольшой рассказ. Постарайся использовать наши слова и словосочетания: плывет, лоДка, по морю, шторм, высоко в небе, волны, на лоДке парус, левый бок, накренилась над водой, впереДи и позаДи лодки, нырять по волнам. (Воспитатель может провести соревнование на лучший рассказ, отметить победителей . )
• Что ты видишь на картинке справа? Расскажи, что делает птица. Где она летит? Она летит высоко или низко над землей? Что находится выше: птица или облака? Куда (в какую сторону) летит птица? Сейчас во время полета какая часть тела птицы выше всех других частей? И т.д. (Напомните ребенку, что нужно стараться давать не односложные, а полные ответы.)
Взрослым на заметку.
На с. 24, 25, 26 представлены рисунки о нахождении в пространстве животных, хорошо известных детям. Думается, ребенку будет интересно вспомнить и рассказать о животных из любимых мультфильмов, сказок и рассказов.
Попытайтесь строить вопросы так, чтобы решать сразу несколько задач: • учить детей согласованию существительных, прилагательных, предлогов, наречий; • обучать умению строить полные предложения;
• пополнять словарный запас;
• учить ориентироваться в пространстве.
Предложите ребенку предварительно подобрать разные определения к любимым героям. Например: что можно сказать о бельчатах, лисичке, медвежонке и зайчике? (Шустрые, хитрая, неуклюжий, трусливый.) Вспомните загадки и стихи:
Хороша кума принаряжена.
Шерсть пушистая, золотистая;
На груди — жилет, а на шее — галстук.
Ходит тихохонько, к земле пригибается, Будто кланяется.
Свой пушистый хвост носит бережно.
(Лиса)
С ветки на ветку быстрый, как мяч.
Скачет по лесу рыжий циркач,
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
( Белка)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы —
Уши — выше головы.
(Заяц)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под снежный вой, Спит в избушке снеговой
( медведь)
Можно уже по стихам-загадкам спросить детей, где что у кого находится, что и как каждый из героев-зверят делает, тем самым проверяя их умение определять нахождение в пространстве предметов, ориентироваться в пространстве.
А затем переходите непосредственно к работе по картинкам.
к с. 24.
Из дупла выглядывают бельчата.
В дупло заглядывает белка-мама.
Рассмотри обе картинки на с. 24. Это одна и та же картинка, как ты думаешь?
• Чем отличается картинка слева от картинки справа ?
• Где сидят бельчата на картинке слева? (Они сиДят в Дупле.) Но как они сидят в дупле? (Они выглядывают из Дупла.)
• Можно ли сказать, что мы видим бельчат, выглядывающих наружу из дупла? (Да, можно.) • А что висит над головами бельчат сверху? (Над головами бельчат сверху висят грибочки.)
• На чем висят грибочки (на чем они находятся)? (Грибочки висят на веревочке; они находятся на веревочке.)
Пофантазируй немного: почему бельчата выглядывают из дупла и куда могла уйти их мама-белка?
А теперь расскажи, что делает белкамама на картинке справа. (ЗагляДывает в Дупло. Дети дают полный ответ — по вопросу . )
• А как ты думаешь, почему мамабелка не видит своих бельчат в домикедупле? (Бельчата спрятались в Дупле, услышав, что кто-то приближается к нему.) (Пусть дети пофантазируют.)
• Есть ли на дереве с дуплом веточка?
(Да, есть.)
• Веточка находится слева на дереве или справа? (Справа.) • А где находится веточка по отношению к белочке-маме? (Над головой белочки-мамы; выше белочки.)
Взрослым на заметку.
Обратите внимание детей на глаголы действия: выглядывают — заглядывает. Эти слова имеют один корень — гляд. Но приставки вы- и за- придают глаголам разное значение: выглядывают — значит смотрят наружу, заглядывают — значит смотрят вовнутрь. Похожие пары глаголов действия (с одинаковым корнем) мы предложили и на следующих картинках (на с. 25 и 26).
Пусть дети попробуют объяснить их зна-
К с. 25.
К медвежонку бежит зайчик. От лисы убегает зайчик.
Рассмотри обе картинки на с. 25. Есть ли здесь общий герой? Назови его. • Что делает зайчик на картинке слева? (Бежит к меДвежонку.) • А где находится медвежонок? (Медвежонок стоит под кустом малины.) Впереди куста или позади? (Впереди.) • Он перед зайчиком или позади зайчика (за зайчиком)? (Медвежонок перед заЙчшсом. )
• Что в корзине (внутри корзинки) у медвежонка? (В корзинке (внутри корЗинки) лежат ягоды.) • Есть ли на картинке цветы? Где они находятся по отношению к меДвежонку — слева или справа? (Справа.) А по отношению к зайчику — слева или справа? (Слева.)
• А что находится дальше всего от тебя, когда ты смотришь на картинку? (Кустик малины дальше.) А кто (или что) ближе к тебе находится? (Ближе ко мне — зайчик.)
• А почему зайчик убегает от лисы на картинке справа, как ты думаешь?
• Какой лапой опирается на посох лиса — левой или правой? (Лиса опирается на посох левои передней лапой.) (Если ребенок не укажет в ответе, что это левая передняя лапа, попросите его уточнить наводящим вопросом.) • В какую сторону идет лиса? (В правую сторону; направо.) • А в какую сторону убегает зайчик?
(В левую сторону; налево.) • Попробуй самостоятельно объяснить значение пары слов: бежит к — убегает от. (Бежит к — значит приближается к кому-то (чему-то). Убегает от — значит удаляется, уходит от кого-то (чего-то). ) • Придумай общий рассказ по двум картинкам. (Почему убегал зайчик? кого он испугался? К кому он прибежал? И т.д.)
к с. 26.
Под куст прыгает заяц.
Из-под куста выпрыгивает заяц.
Рассмотри обе картинки. Расскажи, что делает заяц на каждой из них.
Это один и тот же заяц? А куст?
Подумай, как можно по-другому рассказать, что делает зайчик на левой и на правой картинках.
Можно ли сказать так: заяц бежит к кусту (приближается к кусту) на левой картинке? А на картинке справа заяц бежит от куста (удаляется от куста)?
Взрослым на заметку.
На картинках на с. 27 изображены хорошо известные ребенку деревья. Прежде чем отвечать на наши вопросы по картинкам, позволяющие определить умение ребенка ориентироваться в пространстве, попросите его рассказать, чем отличаются деревья и по какому главному признаку он сразу отличит березу от всех других деревьев. Упражняя детей в определении направления (слева, справа) от предмета, можно поиграть с ними в игру. Вы называете предмет и предлагаете задания ребенку. Например: «Сделай 2 шага влево от стула и З шага к двери». Обратите его внимание, что при этом он должен поворачиваться к предмету, который вы называете.
к с. 27.
Слева от березы — гриб.
Справа от рябины — пенек.
Рассмотри картинку с березкой. Где ты видишь гриб? (Слева от березы.) • Есть ли сук на стволе березы? С какой стороны он находится на стволе? (С левой стороны.)
• Сколько слева веток на березе, сколько — справа? (Слева — три ветки на березе, справа — одна ветка.)
Рассмотри картинку справа. Где ты видишь пенек? (Справа от рябины.) • Сколько стволов у рябины? К какому стволу пенек стоит ближе — к тому, что ты видишь справа, к тому, что ты видишь слева, или к тому, что находится между левым и правым стволом? (Пенек ближе к тому стволу, что мы видим справа.)
• А где растет трава — спереди (впереди) или позади (сзади) пенька? (И спереди (впереди), и позади (сзади) пенька.)
• Где висят плоды рябины? (На ветках.) Плоды находятся выше пенька или ниже? (Выше.)
Взрослым на заметку.
Веселые котята на с. 28 помогут ребенку подготовиться к игре, если он правильно ответит на все вопросы с использованием предлогов и слов-наречии: впереди, позади, сбоку от, слева от и др., указывающих, где находится тот или иной предмет.
к с. 28.
Вцередц кошки (перед кошкой) мисочка с молоком. ЦщДдЦ КОШКи (за кошкой) — мышка, горшочек и кувшин.
• Что ты видишь на картинке слева? • Где сидит кошка? • Что находится впереди кошки? А перед кошкой?
• Что ближе к тебе — мисочка с молоком или кошка?
• Как сидит кошка — с какой стороны ты видишь ее хвостик? (С правой.)
• А что ты можешь сказать о кошке на картинке справа?
• На чем она лежит? С какой стороны картинки у нее голова, когда ты смотришь на кошку, а с какой — хвост? • Что еще ты видишь на картинке? Назови.
• Где находятся мышка, горшочек и кувшин относительно кошки? (Позади кошки, за кошкой.) • Как стоят горшочек и кувшин по отношению друг к Другу? (Они стоят рядом; близко друг от Друга.) • Что слева горшочек или кувшин? А справа?
• А где находится мышка по отњошению к горшочку и кувшину? (Справа от них, но слева от себя.) • Подумай, к чему крадется мышка. Составь небольшой рассказ по этой картинке.
А теперь давай поиграем в игру «Ищем спрятанную игрушку по чертежу». Воспитатель предварительно прячет игрушку и делает несложный чертеж-план, по которому он вместе с ребенком будет искать спрятанное. Ребенок с радостью и очень быстро поймет правила и последовательность действий и, может быть, сам захочет создать свой план! Поддержите его стремление, подскажите, если что-то ему не удается. Можно провести такую игру и в группе, меняя ищущего и план, где спрятана игрушка.
к с. 29.
Сбоку от котенка — мышка. Слева от котенка — мячик.
Сравни две картинки на с. 29. Здесь изображен один и тот же котенок? Докажи свой ответ.
• Есть ли какое-то различие между ними? Что ты можешь сказать про бантики на котенках? (На картинке слева бантик на шее у котенка справа, а на картинке справа бантик на котенке слева.)
• Чем же различаются картинки?
• На какой картинке есть мышка? Где она находится? (Сбоку от котенка.) Можно уточнить у ребенка: с какого бока по отношению к котенку? (С правого бока.) А если по отношению к тебе, когда ты смотришь на эту картинку — где находится мышка — слева или справа от котенка? (Слева от копенка.)
• А где находится мячик на правой картинке? (Слева от котенка; возможны варианты — рядом с котенком слева, около котенка слева.) (Приучайте детей к тому, чтобы они могли правильно давать другие варианты ответов на пространственную ориентацию.)
• А как ты думаешь, что больше нравится котенку — играть с мышкой или играть с мячиком? Объясни свой ответ.
Взрослым на заметку.
На картинках на с. 30—31 изображены пейзажи. Подскажите ребенку, что в описательных рассказах необходимо употреблять слова, с помощью которых можно передать настроение и красоту природы, окружающего. (Речная гладь, плакучая ива, багряный закат.) Ориентируйте их на использование в своих рассказах слов вблизи и вдали, которые в сочетании с предлогом «от» указывают на предмет, от которого мы как бы указываем расстояние, или сравниваем расстояние по отношению к самому ребенку или другому предмету.
к с. 30.
Далеко от берега — лодка.
Близко от корабля — лодка.
Расскажи, что ты видишь на картинке слева.
• Что растет на берегу? (Кусты, деревыя.) Лодка находится у берега (около берега) или далеко от берега? (Далеко от берега.)
• Кто сидит в лодке? (Рыбак.)
• С какой стороны лодки рыбак опустил удочку в воду? (С правой стороны лодки.)
• А где находится весло? (С левой стороны лодки.)
• Где стоит ведро в лодке — перед рыбаком или позади рыбака (за рыбаком)? (Перед рыбаком. ) • Что находится в лодке между ведром и рыбаком? (Между ведром и рыбаком — скамейка.)
А теперь рассмотри картинку справа. Расскажи, чем она отличается от картинки слева.
• Корабль и лодка находятся близко от берега или далеко? Докажи свой ответ.
• А лодка находится близко от корабля или далеко? Докажи свой ответ.
• Корабль ты видишь справа от лодки с рыбаками или слева? (Слева от лодки.) А рыбаков в лодке — слева от корабля или справа? (Справа.) • Что на корабле выше всего? (Выше всего — труба.)
Расскажи, приходилось ли тебе путешествовать на большом корабле.
к с. 31.
Вблизи от озера (у озера) — дом. Вдали от озера — горы.
Рассмотри картинку слева. Расскаэки, что ты видишь.
• Где стоит дом? (Вблизи от озера; у озера.) Докажи свой ответ. • Можно ли сказать, что дом стоит на берегу озера? (Можно.) • Как можно спуститься от дома к озеру. (По лестнице, спускающейся от дома вниз к воде.)
• Есть ли деревья около дома? Слева или справа от дома, за домом?
• А что ты видишь вдали от дома? (Лес.)
• Что находится посередине озера?
(Островок с Деревьями.)
• Есть ли здесь птицы? Где они летят?
(Они летят высоко над озером.) А что ты можешь рассказать о картинке справа? Что ты видишь на переднем плане озера? (На переднем плане озера камыши. Над ними летает стрекоза.)
• Есть ли на этом озере тоже островок?
Где он находится? Что на нем растет?
• Что ты видишь вдали от озера?
(Горы.)
• Что, по твоему мнению, ближе к противоположному берегу озера — островок или горы?
• Что находится перед горами? (Деревья.) • А что ты видишь между горами и озером?
• Какая картинка с озером тебе понравилась больше и почему: та, что слева, или та, что справа?
кс. 32. Расскажи, где что (кто) может находиться.
Взрослым на заметку.
На этой странице дана сюжетная картинка, а сверху над картинкой и внизу под картинкой размещены отдельные предметы.
Ребенок должен разместить эти предметы (но прежде назвать каждый из них: вверху — белочка, птица, облако, птенцы в гнезде; внизу — ежик, грибочки, мышка, желуди) на сюжетной картинке-пейзаже, где находятся Маша и Алеша. Ребенок рассказывает, куда он поместил тот или иной предмет, но вы еще раз обратите его внимание на вопрос задания: где может находиться этот предмет? Если он затрудняется, задайте ему наводящие вопросы. Например, ребенок поместил грибы слева от дерева или белочку в дупле и т.д. А вы спросите его: «А где еще могут расти грибы?» (На полянке, слева и справа от дерева...), «А где еще может находиться белочка?» (На ветке дерева, на земле...) И так — по каждому предмету.
Постарайтесь построить работу с ребенком по этой картинке таким образом, чтобы он максимально проявил умения ориентироваться в пространстве, усвоенные на предыдущих занятиях по нашей книге, а также опираясь на свой личный опыт.
А чтобы с этой картинкой вашему ребенку было интересно работать, мы предлагаем использовать подборку литературного материала.
В дупле на старом дубе Живу в густом лесу.
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу.
(Белка)
Маленькие мы зверьки,
Сверху — серенькие шубки,
Сзади — длинные хвосты, Черненькие у нас глазки,
Острень кие зубки
( Мышки)
Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой, С бархатной подкладкой.
( Гриб)
Озорной мальчишка
В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.
(Воробей)
Лежала между елками
Подушечка, на ней — иголки. Тихонько под кустом лежала, Потом вдруг убежала.
(Еж)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)
В конце этого занятия попросите ребенка составить рассказ, упомянув всех героев и все предметы на картинке, в том числе расположенные на картинке по его желанию (на усмотрение ребенка). Можно провести игру-соревнование «Чей рассказ интереснее», поощрить победителей.
к с. 16-17.
В заключение ребенок должен выполнить последнее задание книги.
«Расставь в комнате недостающие предметы ».
Прежде чем расставлять недостающие предметы, попросите ребенка составить описательный рассказ о том, что уже (и где) находится в комнате. Желательно, чтобы он только после этого приступил к расстановке в комнате недостающих предметов, нарисованных, как мы уже сказали, слева, справа и внизу под картинкой.
Пусть ребенок называет предмет, говорит и показывает, куда он его поставит, объясняя его расположение в пространстве комнаты.
Задание усложните вопросами:
• А что ты поставишь рядом с ... ? • Где лучше повесить картину, на левую стену или на правую и почему?
• Догадайся, сколько человек может разместиться за столом и какого столового прибора будет не хватать одному? И т.д.
В предисловии мы уже говорили о том, что беседу и задания по этой картинке лучше провести в конце занятий как итоговую игру, которая, вместе с тем, позволит вам диагностировать не только степень усвоения ребенком предложенного в книге материала, но и сформированность у него пространственных представлений, умения самостоятельно ориентироваться в пространстве. Эти знания и умения помогут вашему воспитаннику легче адаптироваться к окружающему миру, к дальнейшему успешному обучению в школе.
Успехов вам и вашему ребенку!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.