УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАВНОУСКОРЕННОГО И РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЙ
Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
физика
7 кл—10 кл
20.02.2018
В методической разработке предложено изучать равноускоренное и равномерное движения в курсе физики средней школы на одном уроке, то есть методом укрупнения дидактических единиц. В начале вводится понятие равноускоренного движения, а затем рассматривается равномерное движение, а не наоборот, как обычно, в учебниках средней школы.Файл представлен в формате Word 2010.
РАВНО-Е И РАВНОУСК-Е ДВИЖЕНИЕ.docx
В копилку методических находок _____________________________
УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РАВНОУСКОРЕННОГО И РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЙ
Известный учитель физики Сергей Васильевич Громов в своём учебнике
10 класса (Громов С.В. ФИЗИКА 10, М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2001)
предложил изучать равноускоренное и равномерное движение в одном
параграфе (на одном уроке), т.е. методом укрупнения дидактических единиц.
В начале параграфа отмечается, что самым простым из ускоренных
движений является равноускоренное движение – движение с постоянным
ускорением. Таким образом, вначале вводится понятие равноускоренного
движения, а затем рассматривается равномерное движение, а не наоборот как
в других учебниках. Отмечается, что уравнения равноускоренного движения
описывают и равномерное движение, известное из курса физики 7 класса.
Подчеркнём, что равномерное движение является частным случаем
равноускоренного движения и что при таком движении скорость постоянна (υ
onst), и потому, чтобы получить нужные формулы, следует в
0 =
уравнениях равноускоренного движения положить ускорение равным нулю, а
υ 0 равным просто
υ
. Полученные формулы позволяют решать основную
задачу механики для равномерного движения. Немаловажно при этом
построить вместе с учащимися рядом друг с другом и рассмотреть графики
скорости равноускоренного и равномерного движений:
= с
υ
υ
υ
t t
Рис. 1. График скорости Рис. 2. График скорости
равноускоренного движения равномерного движения
Согласившись в этом с коллегой, предлагаем развить теорию изложения
равноускоренного и равномерного движений формулированием следующих
«двухэтажных определений» (укрупнения дидактических единиц):
Равноускоренное с постоянным ускорением
движение – движение, .
Равномерное без ускорения Для учащихся 7го класса, которые не изучают понятие ускорения,
можно дать следующие формулировки неравномерного и равномерного
движений:
Неравномерное
движение – движение, при котором тело за одина
Равномерное
разные
ковое время проходит пути.
равные
важный пример равноускоренного движения –
Далее приводим
свободное падение тел.
В нашей практике обучения физике методом укрупнения дидактических
единиц используются специальные логические средства оформления учебной
информации. Эти логические приёмы позволяют достичь более осознанных
знаний у учащихся и вызывают неподдельный интерес к учебным предметам.
БОГАЕВ Д.П.,
учитель физики
МОКУ «БагаЧоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района Республики Калмыкия
1. 1. Богаев Д.П. Копилка методических находок. Предложения и
Литература
советы учителя физики, Эл., ЗАОр «НПП «Джангар», 2016, сс. 5860.
2. Громов С.В. ФИЗИКА 10 класс, М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2001, с.с.
2529.
3. Громов С.В. О программах и учебниках по физике для IX – XI
классов, ж. «Физика в школе» , № 4, 1996, с., 76.
4. Пёрышкин А.В. ФИЗИКА 7 класс, М., ДРОФА, 2014, с.с. 43, 44.
5. Шевенов Б.А. Укрупнение учебной информации при изучении
физики, Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1987, с.5.
УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАВНОУСКОРЕННОГО И РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЙ
УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАВНОУСКОРЕННОГО И РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.