Универсальные учебные действия
Оценка 4.6

Универсальные учебные действия

Оценка 4.6
Презентации учебные
doc
математика
Взрослым
04.05.2017
Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком- совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
УУД.doc
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Тема практикозначимого проекта «Универсальные учебные действия ­ формирование и развитие на уроке». Выполнила: Шкуратова Наталья Александровна, Зам.директора, ГБОУ НПО ПУ №136 МО Научный руководитель: Ефимова Е.В., к.п.н., Доцент кафедры развития образования. Москва 2013г. I. II. 1) 1) Введение. Утверждение ФГОС 3 поколения Что такое «универсальные учебные действия» (УУД). Развитие   личности   в   системе   начального   профессионального образования III. 1) 2) 3) Виды УУД личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические, познавательные и знаково­ символические; 4) коммуникативные действия. Функции УУД Итог развития познавательных  универсальных учебных действий Приемы   активизации   учебной   деятельности,   обеспечивающие IV. V. VI. формирование УУД. VII. Формирование и развития универсальных учебных действий на уроке математике 1) Уровни математической компетентности Формирование компетентностей VIII. Введение. 20   мая     2010   года   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской   Федерации   за   №   555   утверждён   ФГОС   начального профессионального   В   Российской   Федерации устанавливаются   федеральные   государственные   образовательные   образования.   стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего,   начального основного   общего,   среднего     общего, (полного)   среднего   профессионального   и   высшего профессионального, профессионального   образования   образовательными   учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Необходимость   введения   нового   ФГОС   НПО   вытекает   из   новых   отражающих   трансформацию   России   из социальных   запросов, индустриального   в   постиндустриальное   (информационное)   общество, основанное   на  знаниях  и   высоком  инновационном   потенциале.   Процессы глобализации,   информатизации,   ускорения   внедрения   новых   научных открытий,   быстрого   обновления   знаний   и   появления   новых   профессий выдвигают   требования   повышенной   профессиональной   мобильности   и непрерывного   образования.          Новые   социальные   запросы   определяют новые  цели образования  и  стратегию его развития. В   связи   с   этим   приоритетным   направлением   становится образовательных потенциала новых обеспечение развивающего     стандартов. Развитие   личности   в   системе   образования   обеспечивается, прежде   всего,   через   формирование   универсальных   учебных   действий (УУД),   которые   выступают   инвариантной   основой   образовательного   и воспитательного   процесса. Овладение   учащимися   универсальными учебными   действиями   выступает   как   способность   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного   присвоения нового социального опыта.   УУД   создают возможность самостоятельного успешного   усвоения   новых   знаний,   умений   и   компетентностей,   включая организацию усвоения, то есть умения учиться.           Современное   общество   характеризуется   стремительным   развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки,   что   на   протяжении   жизни   человеку   приходится   неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   СМИ   и   сети   Интернет   приводит   к   тому,   что   школа перестает   быть   единственным   источником   знаний   и   информации   для школьника.   Приоритетной   целью     образования   становится   развитие   у учащихся   способности   самостоятельно   ставить   учебные   цели, проектировать   пути   их   реализации,   контролировать   и   оценивать   свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.       Достижение   данной   цели   становится   возможным   благодаря    формированию   системы   универсальных   учебных   действий.   Близкими   по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности»,   «надпредметные   действия».   Формирование   общеучебных действий   в   прогрессивной   педагогике   всегда   рассматривалось   как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная   притча,   чтобы   накормить   голодного   человека   можно   поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда   человек,   научившийся   рыбной   ловле,   уже   никогда   не   останется голодным. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе   образования   обеспечивается   прежде   всего   формированием универсальных учебных действий (УУД),  выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных   действий   также   учитывает   опыт   компетентностного   подхода,   в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.              Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора   и   структурирования   содержания   образования,  приемов,   методов, форм   обучения,   а   также   построения   целостного   образовательно­ воспитательного процесса. Овладение   учащимися   универсальными   учебными   действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет   к   формированию   способности   самостоятельно   успешно   усваивать новые   знания,   умения   и   компетентности,   включая   самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так   и   в   строении   самой   учебной   деятельности,   включая   осознание   ценностно­смысловых   и   операциональных учащимися   ее   целей, характеристик. Что же дают УУД (универсальные учебные действия)? Функции универсальных учебных действий включают:    ­ обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые   средства   и   способы   их   достижения,   контролировать   и оценивать процесс и результаты деятельности; ­   создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   ее самореализации   на   основе   готовности   к   непрерывному   образованию, необходимость которого обусловлена   поликультурностью общества и высокой  профессиональной мобильностью; ­   обеспечение   успешного   усвоения   знаний,   умений   и   навыков   и формирование компетентностей в любой предметной области. В основе концепции УУД лежит системно­деятельностный подход, который обеспечивает:  формирование   готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию;  проектирование   и   конструирование   социальной   среды   развития обучающихся в системе образования;   активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3)   познавательные,   включая   логические,   познавательные   и   знаково­ символические;  4) коммуникативные действия. Личностные действия   позволяют   сделать   учение   осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными   жизненными   целями   и   ситуациями.   Личностные   действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,   выработать   свою   жизненную   позицию   в   отношении   мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего. Регулятивные действия   обеспечивают   возможность   управления познавательной   и   учебной   деятельности   посредством   постановки   целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной   деятельности   обеспечивает   базу   будущего   профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия   включают   действия   исследования,   поиска   и отбора   необходимой   информации,   ее   структурирования;   моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества –   умение   слышать,   слушать   и   понимать   партнера,   планировать   и согласованно   выполнять   совместную   деятельность,   распределять   роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и   компетентностей   на   основе   формирования   умения   учиться.   Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Рассмотрим   все виды   универсальных   учебных   действий подробно, попутно   выделяя   приемы   активизации   учебной   деятельности, обеспечивающих   их   достижение   и   формирование   компетентности учащихся. 1. Личностные учебные действия. Обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся: Как понять себя и чувства другого?   знание моральных норм, умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами,  умение выделять нравственный аспект поведения. Осваивая   личностные   универсальные   умения,   учащийся   более успешно   принимает   нормы   поведения   в   обществе,   учится   правильно оценивать   себя   и   свои   поступки.   Он   начинает   осознавать   свою сопричастность   к   стране,   в   которой   он   живет,  и,  как   следствие,   у   него воспитывается   чувство   патриотизма,   возникает   потребность   в   изучении истории   своего   государства.   Каждый   из   нас   живет   в   определенном обществе   и   умение   сосуществовать   в   нем   с   другими   людьми   —   залог полноценной   жизни.   В   этом   заключен   нравственный   аспект:   умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом   требуется,   например,   эмоциональная   поддержка,   а   может   быть какая­либо другая помощь.             Также   обучающийся     учится   сам   противостоять   действиям   и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках предлагаются следующие виды заданий:       участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия  дневники достижений  2. Регулятивные учебные  действия. Что входит в умение учиться? Для   успешного   существования   в   современном   обществе   человек должен   обладать   регулятивными   действиями,   т.е.   уметь   ставить   себе конкретную   цель,   планировать   свою   жизнь,   прогнозировать   возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и   задачи,   но   не   помогают   в   освоении   способов   преодоления   жизненных проблем.           Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого   их   родители   нанимают   репетиторов,   тратят   время   и   средства   на подготовку   к   экзаменам.   В   тоже   время   школьник   обладая   умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны   быть   сформированны   регулятивные   УУД,   а   именно:   школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.          Сейчас   любую   нужную   нам   информацию   мы   можем   черпать   из интернета, а зазубривать какие­то сведения необязательно. Главное сегодня ­ это уметь пользоваться этими сведениями. Наша   жизнь   непредсказуема.   Возможно   через   несколько   лет   при поступлении   в   ВУЗ   или   другие   учебные   учреждения   школьнику потребуются   такие   знания,   которые   в   школе   сейчас   преподаются   в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение   учиться   необходимо   для   каждого   человека.   Это   залог   его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста. Регулятивные учебные   действия   обеспечивают   учащимся организацию их учебной деятельности:  Целеполагание как   постановка   учебной   задачи   на   основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.  Планирование –   определение   последовательности промежуточных   целей   с   учетом   конечного   результата,   составление плана и последовательности действий.  Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.  Контроль –   сличение   способа   действий   и   его   результата   с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.  Коррекция –   внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в план, и способ действия.   Оценка – осознание уровня и качества усвоения. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках возможны следующие виды заданий:         «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) диспут заучивание материала в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) 3. Познавательные универсальные действия. Как сделать учебу интересней? Выделяют 3 вида познавательных учебных действий    общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.  Общеучебные универсальные действия:  Самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной цели;  Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью   компьютерных средств;   Структурирование знаний; Осознанное   и   произвольное   построение   речевого   высказывания   в устной и письменной форме;  Выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задачи   в зависимости от конкретных условий;  Рефлексия   способов   и   условий   действия,   контроль   и   оценка процесса и результатов деятельности.  Смысловое   чтение   как   осмысление   цели   чтения   и   выбор   вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных   текстов   различных   жанров;   определение   основной   и второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и   восприятие текстов художественного, научного,   публицистического и официально­ делового стилей.  Постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное создание алгоритмов деятельности.  Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,   где   выделены   существенные   характеристики   объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая).  Преобразование модели с целью выявления общих законов.  Логические универсальные действия:  Анализ   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных);   Синтез – составление целого из частей; Сравнение   с   целью   выявления   черт   сходства   и   черт   различия, соответствия и несоответствия.  Выбор   оснований   и   критериев   для   сравнения,   сериации, классификации объектов.        Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно­следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Формулирование проблемы; Самостоятельное   создание   способов   решения   проблемы творческого и поискового характера.             Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ,   синтез,   сравнение,   классификация,   доказательство,   выдвижение гипотез и т.д.).         Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой­ либо   темы.   Ребенок   как   бы   превращается   в   маленького   ученого,   перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения,   сделать   вывод,   а   также   самому   оценить   собственный результат.  Кроме   появления   интереса   к   знаниям,  который,  как   правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.      Для формирования познавательных учебных действий целесообразно на уроках включать следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем­опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями              мнемотурнир составление собственного портфолио. Коммуникативные действия. 4. Умеем ли мы общаться?           Обеспечивают   социальную   компетентность   и   учет   позиции   других людей,   партнеров   по   общению   или   деятельности;   умение   слушать   и вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:  Планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   со сверстниками   –   определение   цели,   функций   участников,   способов взаимодействия;    Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.  Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;  Владение монологической и диалогической формами речи.             Обучающиеся   учатся   взаимодействовать   в   социуме,   приобретают умения   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.             В стенах училища ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать   между   собой.   Происходит   это   часто   на   интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует   целенаправленно   обучать   учеников   правильно   отстаивать   свое мнение,   аргументировано   убеждать   другого   человека,   а   также   уметь соглашаться   с   оппонентом.   Необходимо   учить   подрастающее   поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты,  осуществлять   взаимопомощь,  а  также   эффективно   добывать знания   и   приобретать   соответствующие   умения   при   взаимодействии   со сверстниками.          Немаловажно научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах   в   группах,   а   также   очень   пригодится   в   последующей   взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:        составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда магнитофонный опрос «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,…        Итак, что же дают универсальные учебные действия? ­   обеспечивают   учащемуся   возможность   самостоятельно   осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; ­   создают   условия   развития   личности   и   ее   самореализации   на   основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться   во   взрослой   жизни   обеспечивает   личности   готовность   к непрерывному   образованию,   высокую   социальную   и   профессиональную мобильность; ­   обеспечивают   успешное   усвоение   знаний,   умений   и   навыков, формирование   картины   мира,   компетентностей   в   любой   предметной области познания.         Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется с учётом   возрастных   особенностей   развития   личностной   и   познавательной сфер   подростка.   Универсальные   учебные   действия   представляют   собой целостную   систему,   в   которой   происхождение   и   развитие   каждого   вида учебного   действия   определяется   его   отношением   с   другими   видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание   и   способы   общения   и   коммуникации   обусловливают развитие   способности   обучающегося   к   регуляции   поведения   и деятельности,   познанию   мира,   определяют   образ   «Я»   как   систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в   программе   развития   универсальных   учебных   действий   уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование компетентностей учащихся на уроках математики.             Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.   В   связи   с   практической   ориентированностью   современного образования   основным   результатом   деятельности   образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе,   а   набор   ключевых   компетентностей   (ценностно­смысловая,   учебно­познавательная, общекультурная,  коммуникативная, социально­трудовая,  личностная)        Компетенция—   это   готовность   (способность)   ученика   использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности   информационная, в   жизни   для   решения   практических   и   теоретических   задач.   Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и   предметные   компетенции   —   это   специфические   способности, необходимые   для   эффективного   выполнения   конкретного   действия   в конкретной  предметной   области  и   включающие   узкоспециальные  знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.          В   частности, математическая компетенция —   это   способность структурировать   данные   (ситуацию),   вычленять   математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать   ее,   интерпретировать   полученные   результаты.   Иными   математическая   компетенция   учащегося   способствует словами, адекватному   применению   математики   для   решения   возникающих   в повседневной жизни проблем. Совокупность  компетенций, наличие знаний и  опыта, необходимых для   эффективной   деятельности   в   заданной   предметной   области, называют компетентностью.   Компетентность   проявляется   в   случае применения   знаний   и   умений   при   решении   задач,   отличных   от   тех,   в которых эти знания усваивались.     Компетенция включает   совокупность   взаимосвязанных   качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по    отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.          Компетентность –   владение,   обладание   человеком   соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Уровни математической компетентности Первый уровень (уровень воспроизведения)         Второй уровень (уровень установления связей)         Третий уровень (уровень рассуждений) 1)Уровень   воспроизведения. Прямое   применение   в   знакомой   ситуации известных   фактов,   стандартных   приемов,   распознавание   математических объектов   и   свойств,   выполнение   стандартных   процедур,   применение известных   алгоритмов   и   технических   навыков,   работа   со   стандартными, знакомыми   выражениями   и   формулами,   непосредственное   выполнение вычислений.         2)   Уровень   установления   связей. Строится   на   репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики   надо   использовать   и   какие   известные   методы   применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения,   они   предполагают   установление   связей   между   разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.         3) Уровень   рассуждений.   Строится   как   развитие   предыдущего   уровня. Для   решения   задач   этого   уровня   требуются   определенная   интуиция, размышления   и   творчество   в   выборе   математического   инструментария, интегрирование   знаний   из   разных   разделов   курса   математики, самостоятельная   разработка   алгоритма   действий.   Задания,   как   правило, включают   больше   данных,   от   учащихся   часто   требуется   найти закономерность,   провести   обобщение   и   объяснить   или   обосновать полученные результаты.        Компетентностно ­ ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного   применения   знаний,   обобщения   и   систематизации   знаний, урок   контроля,   оценки   и   коррекции.   Если   на   уроках   математики систематически   использовать   компетентностно­ориентированные   задачи, это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая  грамотность учащихся.На  уроках математики необходимо формировать такие компетенции:  информационная;  коммуникативная;  исследовательская;  готовность к самообразованию. Формирование компетентностей    1) информационная можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может   быть   сформулирован   следующим   образом:   переведите   в графическую   (словесную)   форму;   если   возможно,   хотя   бы   приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих   данных   какая­то   закономерность   и   др.   Выполнение   задания   извлечение предполагает   планирование   информационного   поиска, вторичной информации, осуществление первичной обработки информации. 2) коммуникативная    можно   использовать   групповую   форму   организации   познавательной                         деятельности учащихся на уроках. Например: каждой группе предлагается решить   задачу   предложенным   способом   и   доказать   правильность   своего решения оставшимся группам. Пример: при изучении темы “Применение подобия треугольников” трем группам предлагается решить задачу одним из способов:  Определить высоту предмета: а) С помощью вращающейся планки. б) С помощью тени. в) С помощью зеркала. 3) исследовательская    учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать                         все   возможные   варианты   и   сделать   определенный   вывод.   Например: телефонная   компания   предоставляет   на   выбор   три   тарифных   плана (табличное представление данных).  Или   задачи,   в   которых   необходимо   проанализировать   предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат:  – учебный эксперимент;  – практические работы;  – домашнее задание поисковой направленности; – интерактивные занятия;  – задачи исследовательского характера. 4) готовность к самообразованию    учащимся   необходимо   предлагать   самостоятельно   изучить   некоторый                         теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:  – использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;  – работать со справочниками;  – использовать Интернет­ресурсы;  – подготавливать презентации            Компетентностный подход к целям образования с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов образования следующие способности ученика: Разбираться   в   ключевых   проблемах   современной   жизни:   экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных. Ориентироваться   в   мире   духовных   ценностей,   отражающих   разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы. Реализовать   себя   в   определенных   социальных   ролях   (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.). Решать   задачи,   общие   для   различных   видов   профессиональной   и   иной деятельности. Решать   проблемы   профессионального   выбора,   включая   подготовку   к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены   технологий,   динамичного   развития   социальных   отношений гражданин   современного   российского   общества   должен   обладать следующим набором ключевых компетентностей:  готовность делать осознанный и ответственный выбор,      технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность.          Готовность   делать   осознанный   и   ответственный   выбор означает способность   проанализировать   ситуацию,   определить   свои   приоритеты, поставить   цели   и   соотнести   их   с   устремлениями   других   людей, спланировать   результат   своей   деятельности   и   разработать   алгоритм   его достижения,   оценить   результаты   своей   деятельности   в   контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами. Наличие   этой   компетентности   позволяет   выявить   проблему,   принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.      Технологическая компетентность означает способность человека понять, присвоить   и   реализовать   инструкцию,   описание   технологии,   алгоритма деятельности,   и   его   установки,   не   позволяющие   нарушать   технологию деятельности.        Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой   новую   задачу,   способен   выявлять   пробелы   в   своих   знаниях   и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той   или   иной   информации   для   своей   деятельности,   осуществлять информационный   поиск   с   использованием   различных   средств,   извлекать   представленных   на информацию   из   источников   разных   видов, разнообразных носителях.   Информационная компетентность означает способность выпускника   критически   оценивать   и интерпретировать, анализировать   полученную   информацию   с   позиции   решаемой   им   задачи,   систематизировать, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при   планировании   и   реализации   своей   деятельности   в   той   или   иной ситуации,   структурировать   имеющуюся   информацию,   представлять   ее   в различных   формах   и   на   различных   носителях,   адекватных   запросам потребителя информации. Социальная компетентность   означает,   что   человек   способен соотносить   свои   устремления   с  интересами   других   людей   и   социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения   задачи;   продуктивно   взаимодействовать   с   членами   группы, решающей   общую   задачу;   анализировать   и   разрешать   противоречия, препятствующие эффективности работы команды. Коммуникативная компетентность   означает   готовность   ставить   и   достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций   и   уважительного   отношения   к   ценностям   (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2008. 2.   А.Л. Мальчукова зрелости старшеклассников. Констатирующий эксперимент в педагогике». – СПб.:   «Становление   социальной   Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 4. 5. «Акмеология: Учебник»/ под ред. А.А. Дергача. – М.: РАГС, 2006 Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» – М.2006 6. Т.Н.   Беркалиев   «Развитие   образования:   опыт   реформ   и   оценки прогресса школы» – Спб. 2007 7. 8. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» – М. 1993 Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» – М.1998

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017