Урок русского языка в 6 классе
Тема: Употребление наклонений глагола
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: групповая работа.
Цель урока: закрепить знания о наклонениях глагола; способствовать развитию творческих особенностей учащихся; воспитывать любовь к богатству выразительных возможностей русского языка.
Задачи: развитие разговорной и письменной речи учащихся; формирование чувства уважения и любви к родному языку и культуре
Ход урока
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М.Достоевский.
Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания. Чтение текстов-инструкций.
2.Повторение пройденного материала по глаголу:
Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
Как определить правильно какого вида глагол?
Как изменяются глаголы?
Сколько наклонений у глагола и какие?
Глаголы каких наклонений вы видите в эпиграфе? Назовите их.
Умнички, умеете быстро находить и определять наклонения глаголов в тексте.
Записи в тетрадях.
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Употребление наклонений».
Пока записываете, подумайте над целями, которые вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке.
Закрепление материала.
Теперь мы с вами выполним небольшое задание и закрепим ваши знания.
3 человека выполняют задание у доски, остальные в тетрадях. Нужно распределить глаголы в 3 столбика, т.е по 3 наклонениям глагола. 1 ученик – изъявительное, 2 – условное, 3 – повелительное.
Глаголы: погулял бы, подожди, прилетел, купил, знаю, позвольте, подарил бы, возьмите, приклеился, убедил бы, поеду.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Работа с учебником.
Ребята, открываем учебники параграф 77 и выполняем упражнение…..
(работа с упражнениями учебника по выбору учителя).
Какой вывод можно сделать из данного упражнения?
Творческое задание.
Вы любите ходить в гости?
Как нужно себя вести?
Следующее задание. Как вы помните, на прошлом уроке мы с вами знакомились со специальными текстами, которые называются инструкциями. Что же это такое, кто мне напомнит?
Отлично, ребята! А сейчас Вам предлагается составить памятку «Как вести себя в гостях» из нескольких предложений. Это может быть 2,3,5 предложений. Работаете в парах.
Пример памятки
Что заметили в данной памятке? (глаголы в повелительном наклонении).
Проверка нескольких работ по желанию.
Чтение стихотворения.
А теперь, ребята, внимательно послушайте стихотворение Григория Остера.
Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше, чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками – ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи, сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье – трудно будет вынимать.
Правильно ли поступил лирический герой?
Есть ли в данном стихотворении глаголы повелительного наклонения?
На самом деле это стихотворение называется «Вредные советы».
В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.
(Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, после чего показывается слайд, небольшая беседа о данных глаголах)
· Учись внимательно слушать собеседника.
· Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.
· Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.
· Уважай собеседника.
· Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
· Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
Работа с текстом.
В конце нашего урока предлагается сделать еще одно задание. В тексты, которые лежат у вас на партах, нужно вставить подходящие по смыслу глаголы. Работаете в парах. А потом мы сравним полученный текст с авторским.
(Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров.
После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи.
Подведение итогов урока.
· Какую роль играют глаголы в нашей речи?
· Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого: “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”?
Рефлексия:
Что для вас было легко и просто?
В чем испытывали трудность?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.