Владение любым видом речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка согласно требованиям ФГОС при отсутствии языковой среды осуществляется при помощи системы упражнений. Каждая такая система состоит из комплекса упражнений, которые предвидят овладение лексическими умениями.
По критериям направленности упражнений на восприятие или выдачу информации, можно выделить следующие упражнения:
рецептивные,
репродуктивные,
рецептивно – репродуктивные,
продуктивные,
рецептивно-продуктивные
Рецептивные действия
Понимание значения слова по аналогии
Зрительное или слуховое восприятие лексических единиц
Узнавание слов
Понимание лексических единиц
Продуктивные действия
Это чистое самостоятельное высказывание, где содержание высказывания определяет сам говорящий, а если содержание задано темой, то последовательность и наполнение высказывания.
Упражнения на рецепцию предназначены для развития интонационного слуха.
Задания могут быть следующими:
1) послушайте поручения, которые родители дают детям.
Поднимите руку, когда услышите, что поручение сделано в форме просьбы: интонация вверх;
2) прослушайте поручения, которые дают детям мама и папа (делают ли они это в форме просьбы). +/-
3) послушайте поручения, которые дают родители;
определите, где просьба, а где приказ;
4) Вставьте пропущенные буквы в словах
Аналитические упражнения, необходимые для формирования рецептивных и рецептивно-репродуктивных функциональных и композиционных умений говорения:
1. Match the techniques of description and their names. (Сопоставьте определение вида высказывания и его название).
2. Find the main idea. (Найдите формулировку главной мысли).
3. Match the set phrases and the ways of description. (Сопоставьте устойчивые фразы и способы описания, с которыми они употребляются).
4. Name the way of description and complete it. (Определите способ описания и продолжите его).
Таким образом, в соответствии ФГОС, на урока иностранного языка учителям необходимо использовать следующие интерактивные приемы работы:
- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;
- метод карусели / «идейная» карусель;
- аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;
- «ажурная пила»;
- Броуновское движение;
-«дерево решений»;
- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
-конференции / дискуссии;
- ролевые / деловые игры;
- дебаты.
Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.
Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:
Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме
В заключение необходимо отметить, что все приемы обучения иностранному языку соответствуют требованиям ФГОС и развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование данных приемов и упражнений на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.