«Упражнения по развитию воображения»

  • docx
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Упражнения для детей по развитию воображения на занятиях по рисованию
Иконка файла материала статья Коннова.docx

Статья педагога дополнительного образования

  МАУДО  «ЦВР «Подросток»

Конновой Ирины Михайловны

«Упражнения по развитию воображения»

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. С помощью творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка. Они могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.

1.Упражнения на нахождение изображения в пятнах.

а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

б) Гуашь накладывается на бумагу пятном. Добавив линии, превратить красочное пятно в изображение животного, птицы, насекомого. Задания, позволяющие потренировать у ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.

2. Упражнения: «Геометрические фигуры в создании различных образов» (человек, животное, город и т.д.)

а) Составление изображений объектов.

Нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Объекты для рисовании: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

Каждую из фигур можно использовать многократно. Менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

б) « Неоконченный рисунок».

Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача - из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл.

Кружки можно заменить квадратами, овалами.

3. Упражнение «Фантастический образ».

Изобразить чудо - зверя.

Используется для тренировки творческого мышления и фантазии для любого возраста.

а) Это задание можно провести в виде групповой игры.

Первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок. Точно также поступает третий и т.д.

б) Можно выполнить данное задание индивидуально.

Ребенку предлагаются элементы реалистичных изображений животных, его задача – построить из них фантастический образ животного.

4. Упражнение «Три краски»

Задание: взять три краски наиболее подходящие друг другу (по мнению ребенка) и заполнить ими весь лист.

Придумать как можно больше названий к рисунку.

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Используя богатство эмоциональных состояний, можно успешно развивать его воображение.

5.Упражнения «Войди в образ».

а) «Полет в космос»

б) «Танец настроения»

в) «Волшебное пианино».

Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор начнет играть музыкальное произведение (а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится), музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте с помощью красок передать ваше настроение, чувства, вызванные звучащей музыкой.

6. Стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)

Задание: реалистичное изображение дерева превратить в сказочное. (Линейное изображение).

7. Упражнения «Сказочные изображения с помощью «трафарета» - руки».

а) Изображение птицы

б) Изображение дерева

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами.