Статья педагога дополнительного образования
МАУДО «ЦВР «Подросток»
Конновой Ирины Михайловны
«Упражнения по развитию воображения»
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. С помощью творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка. Они могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.
1.Упражнения на нахождение изображения в пятнах.
а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
б) Гуашь накладывается на бумагу пятном. Добавив линии, превратить красочное пятно в изображение животного, птицы, насекомого. Задания, позволяющие потренировать у ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.
2. Упражнения: «Геометрические фигуры в создании различных образов» (человек, животное, город и т.д.)
а) Составление изображений объектов.
Нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.
Объекты для рисовании: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
Каждую из фигур можно использовать многократно. Менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
б) « Неоконченный рисунок».
Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача - из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл.
Кружки можно заменить квадратами, овалами.
3. Упражнение «Фантастический образ».
Изобразить чудо - зверя.
Используется для тренировки творческого мышления и фантазии для любого возраста.
а) Это задание можно провести в виде групповой игры.
Первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок. Точно также поступает третий и т.д.
б) Можно выполнить данное задание индивидуально.
Ребенку предлагаются элементы реалистичных изображений животных, его задача – построить из них фантастический образ животного.
4. Упражнение «Три краски»
Задание: взять три краски наиболее подходящие друг другу (по мнению ребенка) и заполнить ими весь лист.
Придумать как можно больше названий к рисунку.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Используя богатство эмоциональных состояний, можно успешно развивать его воображение.
5.Упражнения «Войди в образ».
а) «Полет в космос»
б) «Танец настроения»
в) «Волшебное пианино».
Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор начнет играть музыкальное произведение (а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится), музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте с помощью красок передать ваше настроение, чувства, вызванные звучащей музыкой.
6. Стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)
Задание: реалистичное изображение дерева превратить в сказочное. (Линейное изображение).
7. Упражнения «Сказочные изображения с помощью «трафарета» - руки».
а) Изображение птицы
б) Изображение дерева
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.