"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"
Оценка 4.8

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
02.06.2017
"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.
Упражнения на грамматический строй речи.docx
Упражнения по усвоению  грамматического строя речи у  дошкольников с ОНР.   Грамматический строй речи ­ это умение словоизменять и  словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. своевременное формирование грамматического строя ребенка является  важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического  развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры,  труда и других видов детской деятельности. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми  самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную  роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень  развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной  системы ребенка. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не  сможет, не овладев грамматическим строем речи. 1. (склонение существительных – изменение их по числам и падежам) А) Множественное число. Слова расположены блоками по окончаниям и  ударению, по степени усложнения. В процессе развития речи именно так их  проще всего усваивать Я называю один предмет, а ты много таких предметов:   Конь – кони Лак ­ лаки Телевизор – телевизоры  Телефон ­ телефоны  Мышь – мыши  Дверь – двери  Лампа – лампы  Мама – мамы  Папа – папы  Сумка – сумки … Гора – горы Нора – норы   Стол – столы Шкаф – шкафы Шар – шары  Шарф – шарфы Гриб – грибы  Пол – полы Ковер – ковры Двор – дворы Нос – носы Мост – мосты   Сон – сны Ухо ­ уши День – дни Лоб – лбы Пень – пни Конь – кони   Дом – дома Глаз – глаза Луг – луга Город – города Провод – провода Холод – холода Окно – окна Облако – облака   Крыло – крылья Стул – стулья Кол – колья  Перо – перья  Дерево  ­ деревья Полено – поленья  Платье – платья    Неизменяемые: пальто, манто, колье,  кенгуру, кашпо, кашне, какаду,  шимпанзе, …   Б) Родительный падеж множественного числа существительного: Нет чего? – Стульев  или  Много чего?  ­ Стульев.         Творительный падеж Что чем делают? пилят Пилой забивают Молотком рубят Топором режут Ножницами шьют Иголкой пишут Ручкой рисуют Карандашами подметают Метлой копают Лопатой и т.д.   В) Образование существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами.  Иногда дети предпочитают в жизни пользоваться уменьшительными словами.  (Если родители говорят: «Покажи, где носик?», то и ребенок усвоит первой  именно эту форму). В таком случае это упражнение поможет ему подобрать  первоначальную форму слова.  Слова расположены блоками в зависимости от тех суффиксов, которые  используются для образования слова. Слова лучше давать именно блоками,  так проще придумывать новые слова – по аналогии.   Представь, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой  можно превращать большие предметы в маленькие. Я тебе называю  большой предмет, а ты – РРАЗ! – и делаешь из него маленький.   Большой стол, а маленький – столик, Дом – домик, Карандаш – карандашик, Нос – носик, Час – часик, Хвост – хвостик, Куст – кустик, Мост – мостик, Ключ – ключик, Шкаф – шкафчик, Заяц – зайчик, Мяч – мячик, Огурец – огурчик, Палец – пальчик, Лиса – лисичка, Коса – косичка, Вода – водичка, Сестра – сестричка, Река – речка, Рука – ручка, Ночь – ночка, Дочь – дочка, Печь – печка, Книжка – книжечка, Ложка – ложечка, Шишка – шишечка, Гриб – грибок,  Жук – жучок, Крюк – крючок, Кулак – кулачок, Каблук – каблучок, Паук – паучок, Червяк – червячок, Перо – пёрышко, Стекло – стёклышко, Солнце  ­ солнышко, Пятно – пятнышко, Бревно – бревнышко,  Дно – донышко,   Утюг – утюжок, Друг – дружок, Пирог – пирожок,  Берег – бережок, Сапог – сапожок, Луг – лужок, Круг – кружок, Флаг – флажок, Снег – снежок, Творог – творожок    Платье – платьице, Кресло – креслице, Зеркало – зеркальце, Воробей – воробышек, Хлеб – хлебушек,  И так далее.     2.  Имена прилагательные. Образование прилагательных ребенок осваивает довольно поздно – в 5­6 лет.  До этого он, конечно, может использовать некоторые прилагательные в речи  уже несколько лет: «железный», «мамин». Но самостоятельно образовывать  их – немного другой процесс. А) Относительные прилагательные (признак предмета – из какого материала  сделан предмет):    Например: Ключ из железа – он какой? (железный). Из железа, металла, чугуна, стали Из бумаги, картона, пластика, пластмассы, целлофана,  Из резины, акрила, синтетики, шерсти, шелка, драпа, кашемира, кружева,  Из стекла, фарфора, фаянса, хрусталя, золота, бриллиантов,   •         Из чего сделана посуда. (Совместите изучение темы «Посуда» с  изучением образования прилагательных. Кастрюля из стекла – стеклянная Из металла – металлическая Из дерева – деревянная Из пластмассы – пластмассовая Из фарфора – фарфоровая Из глины – глиняная  Из керамики – керамическая Из хрусталя – хрустальная    Роща, лист из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,    Сок Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще  сделать сок? Можно начать изучение образования относительных прилагательных в  супермаркете, стоя с ребенком перед полками с соком. «На коробке  нарисованы яблоки, значит, там какой сок?» Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и  согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше  внимания уделяйте звучанию окончаний. Сок  из ананаса – ананасовый апельсиновый яблочный абрикосовый сливовый лимонный банановый малиновый Наливка ананасовая апельсиновая сливовая лимонная гранатовая яблочная грушевая абрикосовая Варенье Ананасовое Апельсиновое Сливовое Лимонное Яблочное Грушевое Банановое абрикосовое       б) Притяжательные прилагательные (кому это принадлежит, чей?): Чей хвост?  Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у  зайца?» ­ «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или  кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми  суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово  «зайкиный») Хвост зайца – заячий,  Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий,  сорочий, бычий, птичий,    Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный,  тигриный (чей? А если из кого, то тигровый),    Медвежий, верблюжий, стерляжий,    Предмет чей? Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, дядин, тетин, Васин,  Петин…       3. Приставочные глаголы. Мальчик            в дом…(входит);                            из дома…(выходит);                            к дому…(подходит);                            от дома…(отходит);                            вокруг дома…(обходит);                            через дорогу…(переходит).   4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для  предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)   Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая­ пушистенький) Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький) Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький) Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький) Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький) Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький) Боров – свинья – поросёнок  и. т. д.

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"

"Упражнения по усвоению грамматического строя речи у дошкольников с ОНР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017