Урок – игра «Маркетинговое исследование»
Методика организации и проведения занятия
Предлагаемая деловая игра моделирует маркетинговое исследование, без которого невозможно обойтись для того, чтобы понять клиентов фирмы, её конкурентов.
Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, являясь уроком - деловой игрой, в ходе которого участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в проведении качественного исследования, решении практических ситуаций по изучаемой теме, в аналитических выводах, графическом изображении информации. При этом происходит формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимание ее значения и преобразующей роли в экономике, а также развитие экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения.
Перед практическим занятием учащиеся должны прослушать лекцию по изучаемой теме. При этом на уроке учащимся необходимо применять практические приемы и методы обработки маркетинговой информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования.
Накануне урока - деловой игры проводится подготовительный этап, который заключается в самостоятельном формировании учащимися состава команд (по 6-7 человек), выборе лидеров, названий и девизов команд. Каждая группа учащихся представляет конкретного производителя. Преподаватель подготавливает критерии оценки и оценочные ведомости, необходимый дидактический материал, определяет состав жюри, в ходе игры сообщает всем командам информацию о содержании каждого этапа и задачах, стоящих перед ними.
Преподаватель в начале урока знакомит с правилами игры и ходом занятия, раздает участникам рабочий материал, объявляет жюри. В его обязанности входит также контроль за временем, отведенным на каждый этап.
Урок - игра состоит из семи этапов, проводится со всей группой учащихся, которые разбиваются на четыре команды – фирмы. Фирмы являются конкурентами. Все участники игры из других фирм являются потребителями. Цель каждой фирмы - изучить потребительские предпочтения и проанализировать деятельность конкурентов.
В начале игры фирмы получают конверты с наименованием продукции, которую они будут выпускать, определяется круг потребителей и конкурентов.
Члены жюри оценивают правильность ответов выполненных заданий, фиксируя итог каждого этапа игры по командам и отдельным игрокам в оценочной ведомости, подводят результаты игры и выявляют победившую команду. Во время подведения членами жюри итогов урока, учащиеся заполняют карту самооценки.
План урока – игры «Маркетинговое исследование»
по курсу «Интернет-маркетинг»
Тема: «Анализ и прогнозирование товарного рынка. Маркетинговое
исследование»
Цель: систематизация, обобщение и закрепление знаний по теме
Задачи:
· активизация и закрепление у учащихся знаний теоретических основ маркетингового исследования и методов обработки информации, полученных в ходе изучения темы;
· развитие практических навыков и умений при обработке маркетинговой информации, полученной при проведении маркетингового исследования;
· формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимания ее значения и преобразующей роли в экономике;
· развитие логического, экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения;
· совершенствование методики проведения уроков нетрадиционной формы;
· формирование ключевых профессиональных компетенций.
Тип урока: бинарный.
Вид занятия: практическое
Форма проведения: урок – деловая игра
Методы и приемы:
· развивающее обучение
· проблемно-поисковое обучение
· решение практических задач.
Оснащение урока:
· проектор; флешки; ноутбуки;
· таблицы
Межпредметные связи: маркетинг, статистика, менеджмент, экономика
предприятия, анализ.
Ход урока
1. Оргмомент: проверка посещаемости, готовности группы к уроку; объявление темы и цели занятия; правил игры и системы оценок, состав жюри.
2. Основная часть
Подготовительный этап. Накануне урока - деловой игры группа учащихся самостоятельно делится на 4 команды (по 6-7 человек), каждая из которых выбирает своего руководителя, название фирмы и девиз, оформляя их красочно на ватманах и эмблемах.
I этап «Создание фирм». Члены команды дают краткую характеристику выбранному руководителю, представляют свою команду, девиз, торговую марку (Максимальный балл- 5).
II этап «Интеллектуальная разминка» (Приложение 1). Участникам команд поочередно задаются вопросы по изучаемым дисциплинам
(За правильный ответ – 2 балла).
III этап «Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм». Руководителям команд – фирм задаются вопросы (Приложение 2). По результатам этого этапа проводится розыгрыш отдельных наименований продукции между фирмами, определяются фирмы - «конкуренты»
(За правильный ответ – 2 балла).
IVэтап «Маркетинговая разведка». Фирмы получают конфиденциальную информацию о деятельности конкурентов (Приложение 3) и должны её обработать, используя методы статистики:
· сравнить основные показатели деятельности, рассчитав относительные величины;
· сделать выводы.
(Максимальный балл - 5)
V этап «Пробная продажа». Команды разрабатывают подробное описание товара (спецификацию) с указанием отдельных параметров, концентрируя внимание потребителей на отличительных особенностях товара, его полезности. После ознакомления аудитории с выпускаемой продукцией, фирмы поочередно распространяют её среди потенциальных потребителей вместе с анкетами, которые позволяют выявить их предпочтения
(Максимальный балл - 3).
VI этап «Анализ результатов опроса». Необходимо проанализировать результаты анкетирования в таблице (Приложение 4), графически их представить и сделать аналитические выводы о том, на что в дальнейшем следует обратить особое внимание, какие параметры изделия следует скорректировать для увеличения сбыта (Максимальный балл - 5).
VII этап Идеология «партизанского маркетинга». Каждой команде предлагаются некоторые из возможных приёмов малозатратного маркетинга («партизанские налёты») Дж. Левинсона (Приложение 5), которые следует использовать в своей деятельности малым предприятиям. Учащимся необходимо аргументированно объяснить свою позицию по предложенным вариантам малозатратного маркетинга (За правильный ответ – 2 балла).
3. Заключительная часть
Во время подведения членами жюри итогов урока в оценочной ведомости (Приложение 6), учащиеся заполняют карту самооценки (Приложение 7). Определяется команда – победитель.
Приложение 1
Интеллектуальная разминка
1. Что изучает статистика?
2. Перечислите основные этапы экономико-статистического исследования.
3. Перечислите методы статистического исследования?
4. Для изображения какой маркетинговой информации применяют круговую диаграмму?
5. Дать определение маркетинговой деятельности.
6. Что называют внешней средой маркетинга?
7. Что называют социальным маркетингом?
8. По какой формуле определяют емкость рынка?
9. В каких единицах определяется емкость рынка?
10. Влияет ли увеличение доли рынка на достижение лидирующего положения на рынке?
11. С какой целью проводят маркетинговое исследование?
12. Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?
13. Назовите ряд внутрифирменных факторов и факторов внешней среды, которые потребовали бы проведения фирмой дополнительных маркетинговых исследований.
14. Перечислите этапы проведения маркетингового исследования.
Приложение 2
Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм
1. Капитал вырос в 5 раз. На сколько процентов он увеличился? (на 400 %)
2. Капитал уменьшился в 5 раз. На сколько процентов он уменьшился? (на 80%)
3. Капитал вырос на 50 % . Во сколько раз он увеличился? (в 1,5 раза)
4. На сколько процентов число 50 больше, чем 25? (на 100 %)
5. Одним из наиболее динамично развивающихся рынков являются рынок туристских услуг, в первую очередь такой его сегмент, как морские круизы. Предложение круизов существенно превышает спрос на них. В этих условиях туристические фирмы вынуждены искать нестандартные пути привлечения клиентов. Предложите варианты повышения конкурентоспособности туристской фирмы занимающейся организацией морских круизов. (Представление скидок детям, пенсионерам, молодоженам, вкладчикам некоторых банков; расширение географической тематики круизов и его культурной программы и т.п.)
6. Историк Арнольд Тойнби, критикуя практику маркетинга в Америке, сказал, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения необходимых материальных требований жизни. А какова ваша позиция? Обоснуйте её.
7. Какой тип исследования и почему был бы уместен, если корпорация «Макдональдс» обдумывает возможность размещения нового кафе в быстрорастущем пригороде?
Приложение 3
«Маркетинговая разведка»
№ п/п |
Основные показатели деятельности |
«Фирма» |
Конкурент |
Отклонение |
|
абсолютное, руб. |
относительное, % |
||||
1. |
Среднесписочная численность работников, чел. |
200 |
250 |
|
|
2. |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
14 200 |
14 100 |
|
|
3. |
Товарооборот, руб. |
6 800 000 |
5 500 000 |
|
|
4. |
Прибыль, руб. |
1 700 000 |
1 375 000 |
|
|
5. |
Издержки обращения, руб. |
890 000 |
605 000 |
|
|
6. |
Цена изделия, руб. (за упаковку) |
30 |
28 |
|
|
1. Сравнить основные показатели деятельности фирмы с её конкурентом, рассчитав абсолютное и относительное отклонения;
2. Сделать выводы.
Приложение 4
«Анализ результатов опроса»
№ п/п |
Группировка потребителей по уровню доходов |
Всего опрашиваемых, чел |
в том числе |
||
будут покупать |
изредка будут покупать |
не будут покупать |
|||
1. |
Доходы ниже прожиточного минимума |
|
|
|
|
2. |
Доходы выше прожиточного минимума |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
1. Заполнить статистическую таблицу.
2. Представить графически в виде столбиковой диаграммы результаты анкетирования и сделать аналитические выводы.
Приложение 5
Идеология «партизанского маркетинга»
1. Выберите фирменный цвет и используйте его как можно чаще в оформлении помещения, на ваших деловых бумагах, при маркировке товара. Так вас лучше запомнят.
2. Попробуйте изменить режим работы своей фирмы так, чтобы быть открытыми тогда, когда ваши конкуренты не работают.
3. Чем лучше у вас отношения с соседями-жителями и предприятиями – тем выше ваши прибыли.
4. Обдумайте заранее стиль своего поведения, если клиент останется недовольным вашим товаром (услугой)
Ответьте на вопросы:
1. Какие из отмеченных рекомендаций Дж. Левинсона вы считаете наиболее действительными? Аргументированно объясните свою позицию.
2. Какие другие приемы мало затратного маркетинга вы можете предложить?
Согласны ли вы со стратегией «партизанского» маркетинга? Что позитивного и негативного вы в ней находите?
Приложение 6
Оценочная ведомость
№ п/п |
Оцениваемые элементы деятельности (максимальный балл) |
Фирма1 |
Фирма2 |
Фирма3 |
Фирма4 |
1. |
Создание фирм (5 баллов) |
|
|
|
|
2. |
Интеллектуальная разминка (1 ответ – 2 балла) |
|
|
|
|
3. |
Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм(1 ответ – 2 балла) |
|
|
|
|
4. |
«Маркетинговая разведка» (5 баллов) |
|
|
|
|
5. |
Пробная продажа (3 балла) |
|
|
|
|
6. |
Анализ результатов опроса (5 баллов) |
|
|
|
|
7. |
«Партизанский маркетинг» (1 ответ – 2 балла) |
|
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Приложение 7
КАРТА САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
Группы_______Ф.И.О.____________________________________________
При выполнении практикума по теме «Анализ и прогнозирование товарного рынка. Маркетинговое исследование»
Вопросы |
Оценка |
|
да |
нет |
|
1.Активно ли работал(а) в группе? |
|
|
а) участвовал(а) в выполнении всех заданий практического занятия б) участвовал(а) в выполнении некоторых более понятных для меня заданий в) был(а) пассивным |
|
|
2.Выработал(а) умения: |
|
|
а) составлять таблицы; б) рассчитывать показатели; в) представлять экономическую информацию в виде графиков; |
|
|
г) анализировать рассчитанные показатели; д) составлять анкеты; е) проводить маркетинговое исследование. |
|
|
3.Понравилась ли технология работы на таком занятии? |
|
|
4.Полученные знания в дальнейшем обучении будут применяться? |
|
|
Список использованной литературы:
1. Жукова И.П. Новые педагогические технологии – основа практической подготовки специалиста // СПО № 4, 2007
2. Климова Ю.В. Использование активных методов обучения // Специалист, № 7, 2007
3. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Витя-Пресс, 2011. – 152с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА*ПЛЮС, 1994 г.
5. Трайнев В.А., Матросова Л.Н. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 269 с.
6. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов по курсу «Маркетинг». – М.: Финансы и статистика, 2009. – 190 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.