ГАПОУ АО «Черноярский губернский колледж»
Урок – интерактивная игра на тему: «Региональный парламент- 25 лет»
для студентов СПО
Леонтьева Елена Васильевна, преподаватель права,
истории и обществознания
Цель: содействовать формированию политической культуры студентов, пониманию важности роли и места региональной законодательной представительной власти.
Задачи:
1) расширить знания учащихся в области организации законотворческого процесса в Астраханской области;
2) способствовать формированию представлений об особенностях развития Законодательного Собрания Астраханской области на протяжении 25 лет;
3) способствовать осмыслению сущности парламентаризма, о ее структуре, составе;
4) углубить знания о роли и месте законодательного органа;
5) способствовать процессу формирования политической культуры
студентов.
Методы: анкетирование, беседа, работа со словарем, работа в группах.
Форма мероприятия: интерактивная игра.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, анкеты, флажки парламентских фракций, юридические словари, жетоны, карточки для голосования, листы с заданиями, призы (Конституция РФ), грамоты, сертификаты, магнитная доска, магниты.
Предварительная работа.
Перед началом урока, студентам раздаются жетоны с наименованием групп партийных фракций, для определения команд.
Для выявления степени знаний о парламенте Астраханской области перед началом урока среди студентов проведен социологический опрос методом анонимного анкетирования.
Предлагались следующие вопросы:
1. Есть ли в Астраханской области свой парламент?
2. Как называется современный парламент Астраханской области?
3. Кто возглавляет парламент Астраханской области?
4. Кто является Депутатом Думы Астраханской области от одномандатного избирательного округа № 14 от Черноярского муниципального района?
По итогам социологического опроса можно будет сделать вывод об уровне политической культуры студентов и степени осведомленности о парламенте Астраханской области.
Также будет проведен повторно социологический опрос по тем же вопросам после проведения урока. В результате чего, можно будет сравнить результаты предыдущего и текущего опроса.
Ход урока:
Мотивационный этап.
Преподаватель: - По итогам проведенного социологического опроса, в котором приняло участие 14 студентов, можно сделать вывод о пробелах в знаниях и степени осведомленности о парламенте Астраханской области.
Вам предлагались вопросы:
1. Есть ли в Астраханской области свой парламент? – 87 % ответило правильно.
2. Как называется современный парламент Астраханской области? – 62 % ответило правильно.
3. Кто возглавляет парламент Астраханской области? – 27 % ответило правильно.
4. Кто является Депутатом Думы Астраханской области от одномандатного избирательного округа № 14 от Черноярского муниципального района? – 54 % ответило правильно.
Организационный момент.
Преподаватель: - Урок проведем в форме интерактивной игры, вы будете работать в группах. У каждой группы уже есть свое готовое название, вам лишь остается выбрать командира и представиться. (Выбирают и представляются).
- Работая в группах и отвечая на вопросы, вы будете получать балл за каждый правильный, точный и быстрый ответ. На уроке присутствует независимый эксперт -Янцев А.И. учитель истории и обществознания.
- Начнем нашу игру с разминки, которая поможет выявить ваши знания. На уроках права, истории, обществознания мы много говорим о законах и власти, о развитии парламентаризма в России. Вы знаете, что в нашей стране все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту.
Поэтому первый вопрос вам: что значит быть гражданином или кто такой гражданин?
Каждая группа высказывает свое мнение.
(слайд 2) Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.
Все мы знаем, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной. Подумайте над следующим вопросом. Можете ли вы пойти на выборы и принять участие в голосовании?
Выслушиваем ответы каждой группы.
(слайд 3) Чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России - избиратель - должен достичь 18 лет, поэтому вы пока не можете принять участие в голосовании.
- Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы? Кого они выбирают? (Президента страны, депутатов)
- Попрошу вас сейчас поработать в группах со словарями. Попробуйте правильно сформулировать ответ на следующий вопрос: депутат – это кто? (Работа в группах, со словарями). Выслушиваю ответы.
(слайд 4) Депутат – это лицо, выбранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(слайд 4)В соответствии с Конституцией РФ ст.10 политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей.
- Как вы думаете, какой орган власти представляет парламент?
(Работа в группах, со словарями). Выслушиваю ответы.
Парламент представлен высшим законодательным органом. Законодательным органом парламент назван из-за того, что он наделен властью принимать законы, обязанные к исполнению гражданами всего государства, в т.ч. для всех ветвей власти, включая Президента, кабинета министров, суд.
(слайд 5)Исходя из двух определений,давайте попробуем определить и объяснить, как связаны между собой парламент и депутаты.
(Работа в группах). Выслушиваю ответы.
(слайд 6) депутаты избираются в законодательный орган.
- А чем занимаются депутаты в законодательном органе?
(Работа в группах). Выслушиваю ответы.
Ответ: разрабатывают и принимают законы.
- А что же такое закон?
(Работа в группах, со словарями). Выслушиваю ответы.
(Слайд 7) Закон — это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения или же свод правил, которые действуют на определенной территории, и за нарушение которых следует определенная мера наказания.
- Исходя из всего сказанного, попробуйте определить какова главная задача парламента?
(Работа в группах). Выслушиваю ответы.
(слайд 8) Главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте, рождаются законы. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Всей стадией законодательного процесса вы можете ознакомиться в брошюрах, которые лежат у вас на столах.
- Как называется парламент в Российской Федерации?
(Отвечают)
(слайд 9) Согласно Конституции Российской Федерации ст.94 и ст. 95 п.1, парламент называется Федеральным Собранием, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
- На региональном уровне?
(Отвечают)
Законодательное Собрание
- Теперь вы сможете определить, к какому представительному органу власти посвящен наш урок.
(Отвечают)
(слайд 10 ) Наш урок посвящен региональному парламенту Астраханской области, что является законодательным органом власти.
Постановка цели урока.
Преподаватель: Исходя из полученных данных социологического опроса, ответов на предложенные сегодня вопросы на уроке, мы расширим свои знания об организации законотворческого процесса в Астраханской области, восполним пробелы и углубим знания о роли и месте законодательного органа в нашей области.
- В 2019 году отмечается юбилейная дата региональному парламенту – 25 лет- 6 марта 1994 года астраханцы избрали депутатов нового законодательного органа власти – Астраханского областного Представительного Собрания. Дума Астраханской области — законодательный орган власти Астраханской области. (слайд 11) В период 1994—2001 гг. представительный орган власти Астраханской области носил название Астраханское областное представительное собрание (АОПС). 22 ноября 2001 г. переименован в Государственную думу Астраханской области. 1 января 2011 года переименована в Думу Астраханской области.
С 1994 года за 25 лет региональный парламент прошел большой путь. Это был путь, на котором встречались множество проблем и задач, которые, как казалось невозможно решить, это был путь побед и ошибок, успехов и разочарований. 25 лет — крайне малый период с точки зрения исторического времени. Но, вместе с тем, речь идет о последних из прожитых всеми нами десятилетий, которые были наполнены огромным количеством событий, которым все мы были свидетелями и непосредственными участниками. Работу Законодательного Собрания и Земского Собрания возглавляет Председатель.
(слайд 11) Председателем нынешнего 6 - го созыва регионального парламента является Игорь Александрович Мартынов (род. 27 февраля 1974 года) — российский политический деятель, председатель Думы Астраханской области с 26 сентября 2016 года.
(слайд 12)Основной формой работы являются заседания.
Структура |
|
Членов |
58 |
|
|
Фракции |
· ЕР (39) · СР (9) · КПРФ (6) · ЛДПР (4) |
Выборы |
|
Система голосования |
смешанная |
Последние выборы |
18 сентября 2016 года |
-Наш региональный парламент состоит в нынешнем созыве из 58 депутатов, которые избираются на 5 лет гражданами РФ, проживающими на территории области при тайном голосовании.
- У вас на столах карточки лиц, которые являются или же являлись депутатами. Ваша задача - в течение 2 минут выбрать тех депутатов, которые являются или являлись депутатами регионального парламента:
1. Зюганов Геннадий Андреевич;
2. Клыканов Александр Борисович;
3. Мартынов Игорь Александрович;
4. Лейфрид Александр Викторович;
5. Медведев Юрий Германович;
6. Смоляков Юрий Алексеевич;
7. Сапиро Евгений Саулович;
8. Щербаков Тимофей Александрович;
9. Орденов Геннадий Иванович
10. Владимир Вольфович Жириновский.
(Работа в группах)
Ответ эксперта: за 25 лет работы в региональный парламент Астраханской области было избрано 234 депутата. Конечно же, мы не можем всех их знать и помнить, но есть депутаты, которых знает и помнит наш народ, которые ответственно отдаются депутатской работе, выполняя ее на профессиональном уровне, на освобожденной и неосвобожденной основе на сегодняшний день.
(слайд14) Орденов Геннадий Иванович- представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области. |
Дума Астраханской области шестого созыва избрала Геннадия Ивановича
Орденова своим представителем в Совете Федерации на первом после выборов
заседании регионального парламента, состоявшемся 26 сентября.
Геннадий Орденов родился 4 сентября 1957 года в пос. Калиновка Хобдинского
района Актюбинской области Казахской ССР.
Образование высшее – в 1984 году окончил Московский институт нефтехимической и
газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности «Геофизические методы
поисков и разведки месторождений полезных ископаемых». С 2008 года по
настоящее время - заместитель генерального директора по общим вопросам ООО
«ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».
4 декабря 2011 года избран депутатом Думы Астраханской области пятого созыва.
Занимал должность первого заместителя председателя комитета Думы по местному
самоуправлению, был членом комитета Думы по аграрно-продовольственной политике,
природопользованию и экологии.
26 сентября 2016 года избран депутатом Думы Астраханской области шестого
созыва. Награжден Почетной грамотой Губернатора Астраханской области, Почетной
грамотой Думы Астраханской области.
(слайд15) Игорь Александрович Мартынов (род. 27 февраля 1974 года) — российский политический деятель, председатель Думы Астраханской области с 26 сентября 2016 года. В 2014 году был включен губернатором Александром Жилкиным в члены Совета Федерации, сменив Юрия Чаплина.
18 сентября 2016 года избран депутатом Думы Астраханской области по списку избирательного объединения "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
26 сентября 2016 года на первом заседании Думы избран Председателем Думы Астраханской области шестого созыва.
(слайд 16) Смоляков Юрий Алексеевич – Депутат
Думы Астраханской области от одномандатного избирательного округа № 14. Родился 19 августа 1952 года в г.
Волгограде. Проживает в с. Ступино Черноярского
района Астраханской области. В
настоящее время на пенсии. 18 сентября 2016 года избран депутатом Думы
Астраханской области шестого созыва.
Член комитета Думы по аграрно-продовольственной
политике, природопользованию и экологии и комитета Думы по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству. Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
(слайд 17) Законодательное Собрание образует из числа депутатов комитеты, а для решения отдельных задач – временные комиссии. Давайте посмотрим на слайд и познакомимся со структурой парламента.
В соответствии со статьей 17 Устава Астраханской области Дума Астраханской области утверждена в следующей структуре:
Председатель Думы Астраханской области;
первый заместитель Председателя Думы Астраханской области;
заместитель Председателя Думы Астраханской области;
комитет Думы Астраханской области по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии;
комитет Думы Астраханской области по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике;
комитет Думы Астраханской области по государственному устройству и местному самоуправлению;
комитет Думы Астраханской области по здравоохранению и социальному развитию;
комитет Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму;
комитет Думы Астраханской области по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи;
комитет Думы Астраханской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
фракция Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Думе Астраханской области;
фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Думе Астраханской области;
фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Думе Астраханской области;
фракция «Либерально-демократическая партия России» в Думе Астраханской области;
аппарат Думы Астраханской области.
(Слайд 18) Комитеты – это постоянно действующие органы Законодательного Собрания. Их главная задача – осуществлять предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к обсуждению на пленарных заседаниях. Комитет состоит не менее чем из 5 и не более чем из 12 депутатов. Комитеты возглавляют председатели, которые избираются открытым голосованием на заседании большинством голосов от числа депутатов.
- Предлагаю выполнить следующее задание: каждой команде будут предложены карточки с основными направлениями деятельности определенного комитета. А ваша задача определить, к какому комитету относятся вопросы или направления деятельности.На выполнение этой задачи вам дается 3 минуты.
(Работают в группах, определяют комитет).
(слайд 19) Кроме комитетов, создаются депутатские объединения – фракции, на добровольной основе. Депутатские фракции обладают равными правами по отношению друг к другу. Зарегистрированы следующие партийные фракции:
1. Фракция партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Руководитель фракции – Родненко Ирина Васильевна.
2. Фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации. Руководитель фракции – Вострецов Виктор Филиппович.
3. Фракция «Справедливая Россия» Руководитель фракции – Дунаев Евгений Сергеевич.
4. Фракция «Либерально-демократическая партия России». Руководитель фракции - Щербаков Тимофей Александрович.
- Вы, наверное, уже заметили, что каждая ваша команда представляет отдельную фракцию. И в каждой есть руководитель или же командир. Представим, что все мы депутаты, и сегодня у нас заседание депутатов студенческого собрания Черноярского района. И сегодня наша главная задача состоит в рассмотрении и принятии одного закона! Сейчас, в течение 3 минут, каждая фракция придумает и сформулирует свой закон. Постарайтесь, чтобы закон стимулировал вас к активной общественной и учебной деятельности. Затем представитель из фракций расскажет про закон, а после мы проведем голосование. Будем голосовать за тот закон, который вы считаете более приемлемым в нашем обществе. Но голосовать за свой закон нельзя. Закон, за которого проголосовало больше всего, группа получит балл.
(Работа в группах). Рассказывают о законах.
Затем раздаются листочки с соответствующими номерами законов, ставят рядом галочку и бросают в урну для голосования. Собираем листочки и подсчитываем голоса.
(слайд 20) Сейчас вашему вниманию предоставляется видеоролик, где вы узнаете историю развития и деятельности Астраханского парламента от самого начала его образования и до наших дней.
Видео «Экскурсия по Думе Астраханской области» (отрывок – 2 минуты)
(Просмотр видеоролика)
Подведение итогов. Награждение команды победителя.
Преподаватель: - Вы узнали много об истории создания и развития представительного органа власти – парламента. Думаю, что сегодняшний урок был для вас познавательным и полезным. Возможно, в будущем кто-то из вас станет депутатом, и вы сможете сделать нашу жизнь ещё лучше и краше!
Список источников:
1. Дума Астраханской области. – Режим доступа: https://astroblduma.ru/
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Юрид. лит., 2018 г.
3. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Регламентация это. - Режим доступа: http://tolkslovar.ru/r4620.html
4. Толковый словарь Даля, Ожегова, Ефремовой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://glosum.ru/
5. Устав Думы Астраханской области. Режим доступа: https://astroblduma.ru/hm/DocDum/ustav
6. Школьный юридический словарь / А.Ф. Никитин. – Изд. 2-е, доп. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.
7. Экскурсия в Думе Астраханской области. – Режим доступа: https://yadi.sk/i/POuQwlnqrKhfW
8. Юридическая энциклопедия /М.Ю. Тихомиров. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995.- 365с.
9. Great Wikipedia has got greater.-Режим доступа: https://wiki2.org/ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.