Основы системы подготовки школьников с ОВЗ к олимпиаде по биологии
Оценка 4.7

Основы системы подготовки школьников с ОВЗ к олимпиаде по биологии

Оценка 4.7
DOCX
21.04.2021
Основы системы подготовки школьников с ОВЗ к олимпиаде по биологии
Документ Microsoft Word (5).DOCX

Основы системы подготовки школьников с ОВЗ к олимпиаде по биологии.


Одним из направлений развития общего образования является создание системы поиска и поддержки одаренных детей с ОВЗ. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Школа МБОУ СОШ «Перспектива» обучает детей с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательной программе.

Цель программы при подготовке к олимпиаде:

-развитие у учащихся с ОВЗ интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

-выявить способных и детей, проявляющих интерес к предмету;

-использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;

-создавать условия, способствующие возникновению изобретений или открытий.

Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходимо:

Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода:
• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащегося. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде. Если он в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
В своей системе подготовки учащихся к олимпиаде я могу выделить несколько этапов
I. Диагностический
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, различные формы работы, такие как предметные недели, кружки, элективные курсы.

На этом этапе важно «зацепить» учащегося своим предметом. Хорошо, если это произойдёт в самом начале изучения курса биологии.
II.Планирование
Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника. Продолжительность занятий для отдельных учеников может быть разной
Но и отказываться от групповых форм работы не следует. В группе возможен само- и взаимоконтроль, обмен мнениями, точками зрения, выстраивание общих гипотез и их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов. Общение детей разных возрастов является прекрасным стимулом к изучению надпрограммного материала.
III.Практический
А) Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету. Поэтому начинать надо с чтения различных книг по предмету. Много внимания уделяется энциклопедиям. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет.
Б) Наблюдения за учениками показывают, что у многих из них хромает «словообразование». Именно трудности в понимании смысла произносимых и используемых терминов становятся причиной многих «учебных неудач».
Г) Способствует подготовке школьников к олимпиадам и их участие в исследовательской работе по предмету. Лабораторные, практические работы, работа с коллекциями, гербарием и др. формируют у учащихся практические навыки, дают им возможность приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логического мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.
Д) Участие детей во всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии, в различных конкурсах, интернет-олимпиадах, молодежных чемпионатах, научно-практических конференциях.
IV. Обобщения и коррекция
Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения.
Тем не менее, можно выделить следующее противоречие. Олимпиадные задания содержат вопросы и задания, которые требуют более высокого, качественно нового осмысления знаний учащихся по предмету, нестандартных решений. С одной стороны, олимпиада является востребованной формой работы с одаренными и заинтересованными учащимися, но с другой - отсутствуют условия по подготовке учащихся к олимпиаде, особенно в практической части заданий. При подготовке к олимпиаде регионального и всероссийского уровня школа не в состоянии обеспечить современного ученика необходимым лабораторным оборудованием и методиками.
Путь к биологическому Олимпу
Занятия по подготовке к олимпиаде проводятся в кабинете биологии. Сдвигается несколько парт, раскладываются книги, устанавливаем проектор. На электронных носителях есть тесты по всем разделам биологии, разного уровня сложности, лабораторный практикум.

Календарный план занятий в течение учебного года.
Сентябрь: Занятия проходят 1 раз в неделю (я веду кружок по биологии – 1 час «Подготовка к ЕГЭ по Биологии». Приглашаются все желающие учащиеся. Повторяются общие теоретические вопросы, техника работы с микроскопом, проводятся наблюдения.
Октябрь. Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии. Подведение итогов, формирование команды на муниципальный этап, подбор теоретического материала, учебников, словарей и дополнительной литературы

Ноябрь - декабрь. Занятия проводятся 2 раза в неделю, самостоятельная работа учащихся. Углубленное изучение биологии с использованием дополнительной научно-популярной литературы. На высоком уровне объясняются узловые вопросы биологии. Проводятся индивидуальные консультации по подготовке к практическому туру олимпиады, особое внимание уделяется тем сложным моментам, с которыми учащиеся могут столкнуться на муниципальном этапе.

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по биологии.
Декабрь-Январь. Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады по биологии. Занятия проводятся на каникулах. Такие занятия всегда согласовываются с родителями. Тематика занятий охватывает все разделы, особенно «Цитология», «Биохимия», «Молекулярная биология», решение генетических задач, задач на молекулярную биологию.
Февраль-март. 1-2 раз в неделю, разбор заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады, при затруднении ребята сами ищут ответы в имеющейся литературе, прежде всего справочной, в Интернете на сайте Всероссийских олимпиад.
Апрель-Май. Подведение итогов. Планирование работы на лето, летние задания.

Методика подготовки к практическому туру.
Требования к практическому туру ежегодно возрастают. Бороться за место под солнцем среди школ биологической направленности всё сложнее. Лабораторный практикум в настоящее время содержит следующие пункты:
Участник должен:

Знать устройство микроскопа и бинокуляра и уметь работать с этими увеличительными приборами.

Уметь работать с лабораторными принадлежностями;

Уметь работать с определителем растений, составлять формулу, диаграмму цветка, называть его составные части, иметь представление о различных видоизменениях частей растения (корнеплоды и др.);

Уметь определять позвоночное животное, называть его составные части, иметь представление о видоизменении этих частей.

Знать ботанические названия растений и их частей, которые человек использует в пищу (крупы, плоды и др.);

Уметь распределять объекты на группы по крупным таксонометрическим единицам (отдел, класс);

Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культуры простейших и др.) и анализировать их постоянные препараты (ткани, органы);

Уметь доказывать наличие органических веществ (жиров, белков, углеводов) в растительных объектах;

Уметь по внешнему облику определять среду обитания растения или животного;

Уметь определять среды жизнедеятельности и повреждения, сделанные животными.


 

Основы системы подготовки школьников с

Основы системы подготовки школьников с

Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний

Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний

Но и отказываться от групповых форм работы не следует

Но и отказываться от групповых форм работы не следует

С одной стороны, олимпиада является востребованной формой работы с одаренными и заинтересованными учащимися, но с другой - отсутствуют условия по подготовке учащихся к олимпиаде, особенно…

С одной стороны, олимпиада является востребованной формой работы с одаренными и заинтересованными учащимися, но с другой - отсутствуют условия по подготовке учащихся к олимпиаде, особенно…

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по биологии

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по биологии

Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культуры простейших и др

Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культуры простейших и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2021