Основы системы подготовки школьников с ОВЗ к олимпиаде по биологии.
Одним из направлений развития общего образования является создание системы
поиска и поддержки одаренных детей с ОВЗ. Олимпиады - одна из общепризнанных
форм работы с одаренными школьниками. Школа МБОУ СОШ «Перспектива» обучает
детей с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательной программе.
Цель программы при подготовке к олимпиаде:
-развитие
у учащихся с ОВЗ интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению
сложных заданий, способности мыслить творчески, а также воспитать в них
уверенность в своих силах.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
-выявить способных и детей, проявляющих интерес к предмету;
-использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
-создавать условия, способствующие возникновению изобретений или открытий.
Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходимо:
Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.
Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.
В системе
подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода:
• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения
нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых
необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие
за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного
материала;
• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание
образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен
порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети
Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника
олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять
самостоятельную работу учащегося. Самостоятельный творческий поиск является
самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде. Если он в какой-то
момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все
более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение
и будет удачным.
В своей системе подготовки учащихся к олимпиаде я могу выделить несколько
этапов
I. Диагностический
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее
подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Основной формой
организации учебного процесса в школах остается урок.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, различные формы работы, такие как предметные недели, кружки, элективные курсы.
На этом этапе
важно «зацепить» учащегося своим предметом. Хорошо, если это произойдёт в самом
начале изучения курса биологии.
II.Планирование
Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет
построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника.
Продолжительность занятий для отдельных учеников может быть разной
Но и отказываться от групповых форм работы не следует. В группе возможен само-
и взаимоконтроль, обмен мнениями, точками зрения, выстраивание общих гипотез и
их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических
вопросов. Общение детей разных возрастов является прекрасным стимулом к
изучению надпрограммного материала.
III.Практический
А) Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является
наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету.
Поэтому начинать надо с чтения различных книг по предмету. Много внимания
уделяется энциклопедиям. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль
начинает играть и такой информационный источник, как Интернет.
Б) Наблюдения за учениками показывают, что у многих из них хромает «словообразование».
Именно трудности в понимании смысла произносимых и используемых терминов
становятся причиной многих «учебных неудач».
Г) Способствует подготовке школьников к олимпиадам и их участие в
исследовательской работе по предмету. Лабораторные, практические работы, работа
с коллекциями, гербарием и др. формируют у учащихся практические навыки, дают
им возможность приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных
ситуациях, использования навыков логического мышления, умения обобщать и проводить
аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.
Д) Участие детей во всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии,
в различных конкурсах, интернет-олимпиадах, молодежных чемпионатах,
научно-практических конференциях.
IV. Обобщения и коррекция
Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие
возможные способы решения.
Тем не менее, можно выделить следующее противоречие. Олимпиадные задания
содержат вопросы и задания, которые требуют более высокого, качественно нового
осмысления знаний учащихся по предмету, нестандартных решений. С одной стороны,
олимпиада является востребованной формой работы с одаренными и
заинтересованными учащимися, но с другой - отсутствуют условия по подготовке
учащихся к олимпиаде, особенно в практической части заданий. При подготовке к
олимпиаде регионального и всероссийского уровня школа не в состоянии обеспечить
современного ученика необходимым лабораторным оборудованием и методиками.
Путь к биологическому Олимпу
Занятия по подготовке к олимпиаде проводятся в кабинете биологии. Сдвигается
несколько парт, раскладываются книги, устанавливаем проектор. На электронных
носителях есть тесты по всем разделам биологии, разного уровня сложности,
лабораторный практикум.
Календарный
план занятий в течение учебного года.
Сентябрь: Занятия проходят 1 раз в неделю (я веду кружок по
биологии – 1 час «Подготовка к ЕГЭ по Биологии». Приглашаются все желающие
учащиеся. Повторяются общие теоретические вопросы, техника работы с микроскопом,
проводятся наблюдения.
Октябрь. Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии.
Подведение итогов, формирование команды на муниципальный этап, подбор
теоретического материала, учебников, словарей и дополнительной литературы
Ноябрь - декабрь. Занятия проводятся 2 раза в неделю, самостоятельная работа учащихся. Углубленное изучение биологии с использованием дополнительной научно-популярной литературы. На высоком уровне объясняются узловые вопросы биологии. Проводятся индивидуальные консультации по подготовке к практическому туру олимпиады, особое внимание уделяется тем сложным моментам, с которыми учащиеся могут столкнуться на муниципальном этапе.
Муниципальный
тур Всероссийской олимпиады по биологии.
Декабрь-Январь. Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады
по биологии. Занятия проводятся на каникулах. Такие занятия всегда
согласовываются с родителями. Тематика занятий охватывает все разделы, особенно
«Цитология», «Биохимия», «Молекулярная биология», решение генетических задач, задач
на молекулярную биологию.
Февраль-март. 1-2 раз в неделю, разбор заданий регионального этапа
Всероссийской олимпиады, при затруднении ребята сами ищут ответы в имеющейся
литературе, прежде всего справочной, в Интернете на сайте Всероссийских олимпиад.
Апрель-Май. Подведение итогов. Планирование работы на лето, летние
задания.
Методика
подготовки к практическому туру.
Требования к практическому туру ежегодно возрастают. Бороться за место под
солнцем среди школ биологической направленности всё сложнее. Лабораторный
практикум в настоящее время содержит следующие пункты:
Участник должен:
Знать устройство микроскопа и бинокуляра и уметь работать с этими увеличительными приборами.
Уметь работать с лабораторными принадлежностями;
Уметь работать с определителем растений, составлять формулу, диаграмму цветка, называть его составные части, иметь представление о различных видоизменениях частей растения (корнеплоды и др.);
Уметь определять позвоночное животное, называть его составные части, иметь представление о видоизменении этих частей.
Знать ботанические названия растений и их частей, которые человек использует в пищу (крупы, плоды и др.);
Уметь распределять объекты на группы по крупным таксонометрическим единицам (отдел, класс);
Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культуры простейших и др.) и анализировать их постоянные препараты (ткани, органы);
Уметь доказывать наличие органических веществ (жиров, белков, углеводов) в растительных объектах;
Уметь по внешнему облику определять среду обитания растения или животного;
Уметь определять среды жизнедеятельности и повреждения, сделанные животными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.