Урок – проект
по литературному чтению
«Сочиняем волшебную сказку»
Подготовила:
Харисеева Асият Гулиевна
педагог –воспитатель гимназического класса
МКОУ «Прогимназия №10«Сказка» г.Хасавюрт
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Урок–проект«Сочиняемволшебнуюсказку»………………………3
2. Списокиспользуемойлитературы……………………………………..10
3. Приложения………………………………………………………………11
Урок–проект«Сочиняемволшебнуюсказку»
потеме«Устноенародноетворчество»
Цель:обобщитьзнанияобустномнародномтворчестве, развиватьречь, артистизм, творческиеспособностиивоображение, умениеработатьсамостоятельно, впарах, группах, прививатьпривитьлюбовькчтению, воспитыватьчувствоответственности.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты:
- осознаниезначимостичтениядлясвоегодальнейшегоразвития;
- знакомствоскультурно-историческимнаследием, общечеловеческимиценностями;
- высказываниесвоейточкизренияиуважениемнениясобеседника.
Метапредметныерезультаты:
- овладениеспособностьюприниматьисохранятьцелиизадачиучебнойдеятельности, поискасредствеёосуществления;
- освоениеспособамирешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
- развитиеуменияопределятьнаиболееэффективныеспособыдостижениярезультата;
- развитиенавыковиспользованияразличныхспособовпоискаучебнойинформации .
Предметныерезультаты:
- формированиенеобходимогоуровнячитательскойкомпетентности;
- овладениетехникойчтения, приёмамипониманияпрочитанногоипрослушанногопроизведения;
- выработкаумениясамостоятельновыбиратьинтересующуюученикалитературу; составлятьнесложныемонологическиевысказыванияопроизведении (героях, событиях), устнопередаватьсодержаниетекстапоплану; декламировать (читатьстихинаизусть) стихотворныепроизведения, выступатьпередзнакомойаудиториейснебольшимисообщениями.
Оборудование:компьютер, презентация, карточкисзаданиямидлягрупп, выставкарисунков, книг, театральныекостюмы, мр3 записи.
Планурока
1. Организационныймомент
2. Мотивациякучебнойдеятельности
3. Созданиепродуктапроектнойдеятельности
4. Презентацияпродуктапроектнойдеятельности
5. Физкультурнаяминутка
6. Оцениваниерезультатапокритериям
7. Рефлексия
8. Домашнеезадание
Ходурока
I. Организационныймомент
Многожанровестьнасвете: басни, повести, рассказ,
Носрожденьялюбятдетиволшебствоимирприкрас.
Чтонашмаленькийнародвмирволшебныйунесет?
Полныйсмеха, света, краски, азоветсячудо–сказки!
Звучитпесня«Вмиремногосказок» (записьмр3)http://muz-color.ru/
II. Мотивациякучебнойдеятельности
Действительносказокоченьмного. Мирдетстваначинаетсясмирасказок. Давайтевспомним, какиежанрыустногонародноготворчествамыужезнаем? (Потешка, загадка, пословица, поговорка, прибаутки, песни, былины, сказки, легенды).
Когдамыначалиизучатьразделустногонародноготворчества, мыначалиработатьнадсозданиемпроекта«Волшебнаясказка». Исегоднямыподошликфиналунашегопроекта–защитеипрезентациисвоихработ.
Давайтевспомним, какиецелиизадачимытогдапоставилипередсобой, авконцеурокавыясним, удалосьлинамихдостигнуть. (Приложение 1 Презентация) (Слайд 2,3,4).
Цели:способствоватьповышениюинтересакчтению, развитиютворческихипознавательныхспособностейчерезсказки, изучитьжанрыустногонародноготворчестваинаучитьразличатьих, определятьособенностиволшебнойсказки, узнатьонародныхпромыслахнашегокрая.
Задачи: сформироватьумениедобыватьзнания, извлекатьинформацию, сочинитьсказки, рисоватькнимрисунки; сделатькнижки–самоделки, подготовитьвыставкурисунков, выставкуизделийнародныхпромыслов.
Этапыработынадпроектом
1.Выбортемыпроекта.
2. Распределениенатворческиегруппы.
3. Коррекционнаяработагруппиучителяспривлечениемродителей.
4. Презентацияготовогопродукта.
5. Защитапроекта.
Составтворческихгруппиихзадания
1 группа«Сказочники» - сочинитьволшебнуюсказку
2 группа«Художники–оформители» - нарисоватьрисункиксказкам
3 группа«Критики» - оценитьправильностьвыполнениязаданийгруппами
4 группа–«Актеры» - сыгратьвтеатресказок.
III. Созданиепродуктапроектнойдеятельности
Передтем, какмыперейдемкпрезентациямвашихработ, яхочупровестисвамиигру«Вопрос–ответ». Правилаигрытакие: каждаягруппаполучаеткарточкусзаданиями, ознакомившисьсзаданием, выдолжнызадать 1 вопросдругойгруппе, новызаранеедолжнызнатьнанегоответ. Заправильныйответгруппаполучаетдополнительныйбалл. Командирыгруппполучитезадания. (Слайд 5) Идетигра. (Приложение 2)
IV. Презентацияпродуктапроектнойдеятельности
Спасибовамзаигру. Сейчасгруппакритиковполучаетоценочныелисты, кудабудетвноситьрезультатыизамечанияповыступлениямгрупп. Хочузаметить, чтовгруппукритиковвошлиребята, которыезнаютвсетонкостиустногонародноготворчества. Аработукритиковбудуоцениватьяиродители. (Приложение 3)
Изучаяраздел«Устноенародноетворчество», мыпознакомилисьснароднымипромыслами–этопосуда«Гжель», Дымковскаяигрушка, Богородскаярезнаяигрушка, Хохлома. Народноедекоративноеискусство - этобогатый, гармоничныймир, вкоторомотраженаисторическаяпрактикапознанияиосвоениеокружающейдеятельности, общественныйпорядокибыт. Внародномтворчествепроявляетсясложныймирчеловеческихчувствипереживаний, отражаетсябудущее. Группакритиковтоже, какивы, ребята, выполнялазадание, работаянадпроектом. Ониузнавалиуродителей, бабушек, жителейнашегопоселка, какимвидомтворчествазанималисьизанимаютсявнастоящеевремяжителигорода. Ониподготовилисообщениеивыставкуработнародныхпромыслов. Давайтеихпослушаем.
(Ребятавсвоемсообщениирассказываютисториинародныхпромыслов, которымизанималисьвнашемкрае: вышивка, народнаяигрушка, декоративнаяроспись, деревообрабатывающийпромысел).
Внастоящеевремяжителинашегопоселказанимаютсятакимивидамитворчества: вышивка, плетениеизлозы, народнаяигрушка. Предоставленыфото. Приложение 6).
Сказка — ложь, давнейнамек, добрыммолодцамурок. Такчтожетакоесказка? Аволшебнаясказка? Счегоначинаетсясказка? Навсеэтивопросынамответятребятагруппы«Сказочников». Работаянадпроектом, онимногопотрудились, чтобысказкасталаволшебной, чтобывы, ребята, смоглиееуслышатьиимеливозможностьпрочитать.
Спомощьюсказкиможноверитьивоплощатьвреальностьволшебствоичудеса, сказкаможетстатьзаветнойволшебнойпалочкойврукахзаботливоймамы. Каждаямамавдуше–настоящаяисамаялучшаявмиресказочница.
Длятого, чтобыродиласьсвоясказка, нужнонемноговдохновенияивоображения, желанияивремени!
Ребята, авызнаете, каксоздаютсякнигисосказками? Хотитеузнать? Обэтомнамрасскажутребятатворческойгруппысказочников.
Презентациякниг - проектов«Волшебнаясказка». (Слайд 6)
Ученикирассказывают, изчегосостоиткнига, изкакихчастейдолжнасостоятьсказка, каконисочинялисказку.
Результатпроекта- авторскаякнигаволшебныхсказоксподборкойилюстрацийккаждойсказке.
Спасибо, ребята, вымолодцы! Янадеюсь, группакритиковправильноисправедливооценилавашуработуиготоваогласитьсвоюоценкугруппесказочников.
V. Физкультурнаяминутка (Приложение 4)
https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU
Ребята, мысвамиувидели, какиеяркиеикрасочныерисункисопровождалисказку. Икаксказалиребята–сказочники, чтобыпридуматьсказку, надоеепредставить, нарисовать. Этимзаданиемзанималасьнашавтораягруппахудожников. Сейчасребятаэтойгруппыприступаюткзащитесвоихработ, агруппакритиковсноваоцениваетработупооценочнымлистам. (Слайд7) Ученикиудоскипредставляютсвоирисунки.
Молодцы, ребята, отличносправилисьсработой. Сказочникисочинилисказку.
Художникинарисоваликнейрисунки, осталосьделозаактерами, которыепомогутнаможивитьсказку. Изучаяразделустногонародноготворчества, аименнонародныесказки, мыдавалихарактеристикигероевсказок, положительныхиотрицательных. Назовитеположительныхгероевсказок, которыемыизучали.( СестрицаАленушка, братецИванушка, царь, волк, ИванЦаревич). Атеперьназовитеотрицательныхгероевсказок (ведьма, братьяИванаЦаревича). Каксложно, наверное, иногдаприходитсяактерамигратьролиразныхгероев, плохихихороших, злыхидобрых.
Мычастовжизнииграемкакие-тороли. Эторольученикавшколеилирольпослушногоребенкадома, или, наоборот, вредногоинепослушногоребенка, плаксу, жадину, ябеду, драчуна. Видите, каквсказкеролиразделилисьнаположительныеиотрицательные? Новседетихотятигратьрольтолькоположительныхгероев. Иэтонеслучайно. Ведьсказкаучитвсемухорошему, доброму. Имы, читаясказку, стремимсябытьпохожиминаположительныхсказочныхгероев. Каквыглядятгероисказок? Вочтоодеты? Какведутсебя?....
Этимзаданиемзанималасьнашагруппаактерскогомастерства. Заданиедлягруппыактеров–изобразитьнамсказочныхгероев. 1 пара–царяиЕленуПрекрасную;
2 пара–дедибаба;
3 пара–волкилиса;
4 пара–поросенокибабаяга.
Ученикиуходятзаширму, гдеизпредложенныхкостюмовподбираютсебеподходящийкостюмпозаданию. (Слайд8).
VI. Оцениваниерезультатапокритериям
Словопредоставляетсягруппекритиков. Ребята, авысогласныскритиками?
(ответыдетей - да, нетипочему).
Дети, вывсемолодцы. Всесправилисьсзаданием. Увасвсеполучилось.
VII. Рефлексия
Взаключениенашегопроектаябыхотелавзятьувасинтервью. Ответьтенавопросы.
- Вампонравилсяпроект«Волшебнаясказка»?
- Чтобывыизменилиилисделалипо-другомувработепроекта?
- Длячегомысвамисоздавалиэтотпроект?
Заканчиваянашурок, япредлагаюпрослушатьпесню«Сказкагуляетпосвету», возможно, вашасказкаещегде-тогуляетпосвету.
Спасибозаурок! (Приложение 5)
СписокИСПОЛЬЗОВАННОЙлитературы
Методическиеиучебныепособия:
1.Проектнаядеятельностьвначальнойшколе/авт.-сост. М.КГосподниковаидр. –Волгоград: Учитель, 2009.
2.ЦируликН.А. Работаемпометодупроектов // Практикаобразования. 2006. № 4.
Списоклитературы:
1. БелобородовН.В. Социальныетворческиепроектывшколе. М.: Аркти, 2006.
2. БычковА.В. Методпроектоввсовременнойшколе. –М., 2000.
3. ГузеевВ.В. Методпроектовкакчастныйслучайинтегрированнойтехнологииобучения. // Директоршколы. – 1995. - №6.
4. ЗемлянскаяЕ.Н. Учебныепроектымладшихшкольников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
5. КалугинМ.А. Послеуроков: кроссворды, викторины, головоломки. –Ярославль, 1997.6.
6. НовиковаТ. Проектныетехнологиинаурокахивовнеурочнойдеятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Интернетресурсы:
1. https://infourok.ru/
2. http://uchitelya.com/literatura/3
3. https://koncpekt.ru/
4. https://www.youtube.com/watch?v=ZCuRbT6MGU0
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа«Сказочники»
1. Чтообозначаетсловофольклор?
2. Мастеракакогонародногопромысларасписывалидеревяннуюпосуду?
3.Ккакойгруппесказокотноситсясказка«Сивка-бурка»?
4. Укажиконцовкусказок.
1) жил-был…
2) затридевятьземель, втридевятомцарстве…
3) сталионижить-поживатьидобранаживать
4) ижилионидолгоисчастливо.
2 группа«Художники»
1. Чтотакоепотешка?
2. Естьликонецудокучнойсказки?
3. Какиевызнаетевидысказок?
4. Какоечисло, чащевсеговстречаетсявсказках?
3 группа«Критики»
1. Вкакомнародномпромыследляросписииспользуютсиниеибелыецвета?
2. Ккакойгруппесказокотноситсясказка«Иван-царевичисерыйволк»?
3. Чтообозначаетсловонаутёк
4. Укажизачинсказок.
1) жил-был…
2) затридевятьземель, втридевятомцарстве…
3) сталионижить-поживатьидобранаживать
4) ижилионидолгоисчастливо.
4 группа–«Актеры»
1. Чтотакоеустноенародноетворчество?
2. Относятсялиприбауткикнародномутворчеству?
3. Назовитевидынародныхпесен?
4. Чтозначит - волшебнаясказка?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТПРОЕКТА
«Волшебнаясказка»
Название |
ОЦЕНКИ |
|||
|
1гр. «Художники» |
2гр. «Сказочники»
|
3гр. «Актеры»
|
4гр. «Критики» |
Подготовка |
|
|
|
|
Использованиедоп. материала |
|
|
|
|
Представление |
|
|
|
|
Творчество |
|
|
|
|
Понятнаяречь |
|
|
|
|
Умениеработатьвкоманде |
|
|
|
|
Итоговаяоценка |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.