урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 4.doc

 

УМК «Школа России» 4 класс  литературное чтение раздел «Делу время - потехе час»

Тема:  Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели: познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества лично­сти; учить читать текст выразительно, передавая настроение с по­мощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание раздела, читать вслух с постепенным пе­реходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирова­ние вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художествен­ного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опор­ных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договаривать­ся о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

—  У вас в руках вторая часть учебника «Литературное чтение». Сравните обложки обеих частей. Что вы можете предполо­жить по ним?

—  Итак, вы готовы работать? Тогда начинаем! Делу время - потехе час

II Речевая разминка

Прочитайте загадки, отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

—  Прочитайте загадки скороговоркой.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)

—  Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)

УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ

—  Как вы понимаете его смысл?

—  О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

—  Расшифруйте полное имя автора сказки, которую мы будем читать на уроке, а также название города, в котором он вы­рос. (Евгений Львович Шварц, Майкоп.)

 

1

2

3

4

5

6

5

а

б

в

г

д

е

4

ж

3

и

й

к

л

3

м

н

О

п

р

с

2

т

У

ф

X

Ц

ч

1

ш

Щ

ь

э

ю

я

6, 5;3, 5; 4, 5; 6, 5; 2,3; 3,4; 4,4 6,4;3, 1; 3,5; 3,3; 3,5; 3,4; 6, 2 1,1; 3,5; 1,5; 5,3; 5, 2 1,3; 1,5; 4, 4; 5, 4; 3,3; 4,3

—  Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем по­знакомимся.

—  Чему научимся?

—  Чему будем учиться?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

—  Что вы знаете об этом писателе?

—  Какие его произведения читали? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над «Сказкой о потерянном времени»

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися на с. 4—16 второй части учебника.)

—  Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

—  Какой раздел мы начали изучать?

—  С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

—  Какое произведение читали?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Найти толкование непонятных слов и вы­ражений.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.Л. Шварца

Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинци­альном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в без­выходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так ма­ленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похо­жие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что заро­дилось в майкопские годы».

 

Тема:  Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулиро­вание учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного тек­ста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро-ектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Отработка навыков разных видов чтения.)

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста!

Он тут, Его учебником зовут.

В. Берестов

Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически).

—  Приготовьтесь читать выразительно.

—  Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)

—  Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?

(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

III. Работа по теме урока

— Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая).

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ— (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди оде­жды, например полы пиджака).

—  Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)

—  Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)

—  Что вы узнали о Пете Зубове?

—  Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

—  Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

—  Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

—  Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

—  Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.

—  Прочитайте о превращении стариков в ребят.

—  Одинаково ли было поведение детей?

—  Почему они смогли победить волшебников?

—  Как вы относитесь к ребятам?

—  А как к ним относится автор?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же ска­зочник!

— Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник — это ты».

По воспоминаниям художника И. Игина, этот разговор про­изошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.

—  Он действительно писал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

—  Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

—  Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну, с. 8.)

—  Поделим сказку на части и составим ее план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

—  Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чивается каждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

I часть

С начала до слов «И вот однажды пришел Петя Зубов в шко­лу...» (с. 4).

II часть

До слов «Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

III часть

До слов «"Хорошо бы отдохнуть"», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик» (с. 6).

IV часть

До слов «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счет в стол...» (с. 8).

VУчасть

До слов «Город еще не проснулся» (с. 10).

VI часть

До слов «Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11).

VII часть

До слов «Какие-то школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

VIII часть

До слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» (с. 14).

IX часть

От слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» до конца (с. 16).

 План сказки

1. Мальчик Петя Зубов.

2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика.

3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

4. В лесном домике.

5. Опасение волшебников.

6. Где же они — дети-старики?

7. Превращенные отыскались.

8. Вежливые школьники.

9. Обратное превращение.

VI. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

—  Ребята, чему учит эта сказка?

—  Для читателей, т. е. для нас с вами, автор написал замеча­тельные слова, которые дают уверенность человеку в труд­ных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».)

Автор хотел нам сказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдется.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к по­нравившемуся отрывку.

 

Тема:  В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»

Цели: расширить знания о творчестве В.Ю. Драгунского; от­рабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; учить учиться на основе рассказа В.Ю. Драгунского.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, видеозапись отрывка из художественного фильма по произведе­ниям В. Драгунского (по возможности).

Ход урока  1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Причина

«Причина» — какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко...

Причину найдешь —

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь...

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра — мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

В. Викторов

—  Прочитайте стихотворение жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, увеличивая силу голоса, с ускорени­ем, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

—  Как вы восстановили план сказки? Прочитайте.

—  Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица его персонажа.

—  Что имел в виду Е.Л. Шварц, говоря о потерянном времени? Как вы понимаете название сказки?

—  Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Во время речевой разминки вы читали стихотворение «При­чина». Как вы поняли его смысл?

—  Прочитайте на с. 17 учебника название рассказа, который будем сегодня изучать.

—  Как вы думаете, о чем может быть это произведение? Рас­смотрите иллюстрации к тексту.

—  Определите задачи урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа над рассказом «Главные реки»

—  Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Глав­ные реки» на с. 17—23 учебника.

(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо чи тающие учащиеся.)

—  Ваши впечатления от прочитанного?

2. Словарная работа в рабочей тетради

—  Подберите синонимы к словам.

ПОЗОР (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позо­рище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).

ЛОВКО (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).

ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).

ВЕЖЛИВЫЙ (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).

БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).

ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ - (прочитать, прочесть).

ВЛЕПИТЬ (поставить, ударить).

—  От чьего имени ведется рассказ? Почему?

—  К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы испра­вить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Тест

—  Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ «Глав­ные реки», выполнив тестовое задание.

1. Герою рассказа шел:

а) восьмой год

б) девятый год

в) десятый год

2. Что мальчик делал вместо уроков?

а) играл в футбол

б) катался на велосипеде

в) запускал змея

3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?

а) все лето

б) пол-лета

в) целый месяц

4. Стихи какого поэта нужно было выучить?

а) Некрасова

б) Пушкина

в) Бунина

5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:" а)заболела голова

б) заболел живот

в) заболело сердце

6. Как Кораблев назвал реку?

а) Миси-писи

б) Мипи-сипи

в) Миси-сипи

2. Чтение рассказа по ролям

—  При чтении постарайтесь передать характер героев, отно­шение автора к своему герою.

VIII. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

IX. Подведение итогов урока

—  Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени Дениса. Вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве Драгунского.

 

Тема:  В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»

Цели: расширить знания о творчестве В.Ю. Драгунского; от­рабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; учить учиться на основе рассказа В.Ю. Драгунского.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять — Таня любит танцевать!

—  Прочитайте стихотворение с разными интонациями.

—  Ребята, а что вы любите больше всего на свете?

III. Работа по теме урока

—  Предположите, о чем будет рассказ «Что любит Мишка» О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам Вик­тор Драгунский.

(Чтение рассказа по цепочке на с. 24—28 учебника.)

—  Смешно ли вам было при чтении этого рассказа?

—  Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?

—  Как характеризуют ребят их ответы учителю?

—  Подберите синонимы к словам.

ПРИВЕТЛИВОЕ- (ласковое).

ПОВЕДАТЬ — (рассказать, изложить, сообщить, пересказать, расписать (разг.)).

МИР— (вселенная, земля, сфера).

—  Подберите антоним к слову «любовь». (Ненависть.)

—  Очень сильное чувство — ненависть. А что можно ненавидеть?

(Высказывания учеников.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского

—  Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения В. Драгунского вы читали?

(Учитель делает краткое сообщение о писателе. См. материки к уроку.)

VI. Проверка домашнего задания

—  Вы должны были подготовить пересказ рассказа от имени Дениса. Послушаем.

VII. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

—  Что вы узнали о жизни и творчестве В. Драгунского?

—  Чему учит нас автор?

—  О чем задумались? Что вас особенно тронуло?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа. Читать другие рассказы В.Ю. Драгунского.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.Ю. Драгунского

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Нью-Йор­ке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство будущего писателя. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима — И. Войце-хович, погибший в 1920 г. красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925 г., но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за тру­довую провинность. Тогда он устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

В.Ю. Драгунский поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Московский театр транспорта (ныне Гоголь-центр). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был пригла­шен в Театр сатиры. В 1940 г. были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополче­нии, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное.

Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отра­зилось в «Денискиных рассказах», которые хороши потому, что там с не­обыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, неискаженное восприятие мира — те самые звуки, запахи, ощуще­ния, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ «Белые амадины»), — не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, эта деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились и 1959 г.), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950—1960 гг. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что ia клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рас­сказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), то герой «Денискиных рассказов» все равно су­ществует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще незнакомые люди.

Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно ПО разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался и ополчение и погиб.

О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и еже­дневно» (1964). Клоун Николай Ветров, способный спасти любую про­грамму, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой — и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизирована два­жды, в 1980 и 1993 гг.

Умер Драгунский 6 мая 1972 г. (Подробнее см. школьный словарик «11 исатели в учебной литературе».)

 

Тема:  В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки ге­роев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Драчун Петя

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, —

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит Критика.

С. Маршак

—  Прочитайте стихотворение самостоятельно.

—  О чем оно?

—  Выучите стихотворение за 1 минуту.

(Учитель следит за временем. Через 1 минуту говорит: «Стоп! Слушаем!» Рассказывают наизусть несколько человек.)

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Голявкина

—  Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный по­рядок. (Виктор Владимирович Голявкин.)

ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН

621141712

8 10 3 14 5 915 18 7 21 191

24 23 22 16 13 20 25 26

—  Знакомо ли вам это имя?

—  Прочитайте название рассказа.

—  Не показалось ли оно вам странным?

—  Как вы думаете, о чем рассказ? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»

—  Найдите значение слова.

ПАТЕНТ— документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение.

—  Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.), угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).

—  Подберите антоним к слову скучно (весело, интересно, увле­кательно).

—  Объясните выражения.

•   Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

•   Попусту не катайся. (Чтение рассказа на с. 29—34 учебника учащимися.)

—  От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?

—  Почему герой попадает в нелепые ситуации?

—  Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем ду­мают окружающие? Как к герою относится автор?

—  Так почему же испортилось настроение мальчика? (Моль -чику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он по­нял, что виноват в своих злоключениях сам, так как нехоче^п учиться.)

VII. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

—  В чем основная мысль рассказа?

—  Что бы вы посоветовали герою?

—  Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

—  Что вы узнали об авторе?

—  Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение о прогульщике.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.В. Голявкина

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на­чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Инсти­туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест­венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо­средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).

Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят­ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но­мере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате­ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).

Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитате­лей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарак­теризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудит­ся, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего пе­риода были приобретены Государственным Русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

 

Тема:  В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

 

Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки ге­роев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке, П — анализ произведения, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Наши руки были в мыле —

Мы посуду сами мыли.

 Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

—  Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».

—  Найдите в ней глаголы, назовите их.

Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голо­сом глаголы.

—  Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.

Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой инто­нацией, выразительно).

Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?

III. Проверка домашнего задания

Прочитайте ваши мини-сочинения о прогульщике.

IV. Работа по теме урока

—  Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина.

Герой рассказа

Отношение к герою произведения

Чувства, которые испытывал герой

Вывод, который можно сделать

Главный герой (прогульщик)

 

Хотел петь, радоваться сво­боде

 

 

Шофер

Прогнал: не уме­ешь, не надо

Вздохнул и по­шел дальше

Делай то, что умеешь и дол­жен делать

Изобретатели

Смеются над ним

Удивление, обида, возму­щение

В мире много интересного. Узнавай!   "

Дворник

Разозлился, прогнал. Не дал метлу

Нечем заняться, скучно, обида

Не мешай рабо­тать другим

Строители

Прогнали, на­кричали

Удивление: от­куда кричат?

Соблюдай пра­вила безопасно­сти на стройке

Кондуктор

Догадалась, что он прогульщик

Стыд, неудоб­ство, страх

Тайное стано­вится явным

Экскаватор­щик

Не захотел разго­варивать

Желание рабо­тать на экскава­торе

Надо учиться, чтобы получить профессию

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над инсценированием рассказа

—  Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?

—  Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

—  Какими вы представляете себе его внешность, манеру дер­жаться, говорить?

—  В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?

—  Как следует передать особенности этого героя в вырази­тельном чтении, жестах, мимике, походке?

—  Поработайте в группе: распределите роли. (Инсценирование произведения.)

VII. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

—  Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)

—  Какие выводы мы сделали на уроке?  (Обращаются к таблице.)

Домашнее задание

Повторить произведения раздела. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе).

 

Тема:  Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

Цели: показать многообразие детской литературы; воспитывать на поступках героев-сверстников; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематиче­ский и алфавитный каталоги и рекомендательный список лите­ратуры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, са­мостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: V - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выде­ление в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев лите­ратурных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писа­телей.

Предварительная подготовка: после сказок о детях учащимся предлагается прочитать интересные истории об их сверстниках, о школе. На уроках чтения они уже встречались с ними, поэтому без труда назовут авторов произведений, к которым им нужно обратиться: М. Зощенко, Л. Кассиль, М. Лоскутов, Л. Пантелеев, Н. Носов, Ю. Сотник, В. Драгунский, В. Голявкин, М. Коршу­нов, И. Пивоварова и др. К понравившимся отрывкам ученики приносят свои иллюстрации. По желанию могут инсценировать отрывки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Рассматривание выставки книг

—  Наш урок мы посвящаем вашим сверстникам. Рассмотрите выставку. Книги каких писателей вы прочитали и принесли?

III. Работа по теме урока

—  Книг какого писателя больше всего на выставке? (Н. Носова.)

—  Расскажите об этих книгах. Какие рассказы вам больше всего понравились? (Ответы учеников.)

(Учитель делает краткое сообщение о писателе. См. материал к уроку.)

—  А сейчас проведем викторину по книгам Виктора Драгун­ского.

1. На что Дениска обменял свой самосвал? Что это за рассказ? (На светлячка. «Он живой и светится...».)

2. «И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе!..»

—  Что было на шляпе и как называется рассказ? (Манная каша. «Тайное становится явным».)

—  Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором?

3. Какие слова песни повлияли на решение Дениски не быть сатириком? (Папа у Васи силен в математике, / Учится папа за Васю весь год. / Где это видано, где это слыхано, —/ Папа реша­ет, а Вася сдает ?!»)

4. Чья новенькая шляпа превратилась в «блин», куда она де­лась? («Шляпа гроссмейстера». Унес ее ветер.)

5. Какой способ мытья посуды придумал папа? В каком рас­сказе об этом говорится? (Мыть посуду будут папа и Денис. «Хит­рый способ».)

6. При каком условии можно было получить премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка»? (Если весишь 25килограммов.)

—  Как Дениска «добрал» 500 граммов недостающего веса? (Он пил ситро.)

7.  В каком рассказе Дениска оказался под куполом цирка? («Не хуже вас, цирковых».)

—  На нашей выставке есть книги Леонида Пантелеева. (Учитель кратко рассказывает о писателе. См. материал к уроку.)

Какие еще рассказы вы приготовили к сегодняшнему уроку? (Затем следуют рассказы учеников о прочитанных произве­дениях.)

IV. Подведение итогов урока

Сегодня прозвучали отрывки из многих рассказов разных писателей о детях. Давайте подведем итог: какие они, герои этих рассказов? Какими чертами характера обладают? Хо­тите ли вы быть похожими на кого-нибудь из них?

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Н.Н. Носова

Однажды Николай Николаевич Носов (1908—1976), отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писа­телем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чем порассказать людям».

В самом деле, Н.Н. Носову «было о чем порассказать людям». Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами, и многое и жизни ему пришлось испробовать. Еще в юности ему случалось быть земмлекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и ман­долине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Ик том поступил в Московский институт кинематографии и стал м кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные филь­мы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его на­градили боевым орденом Красной Звезды.

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочи­нял сказки и рассказы просто так — для своего маленького сынишки. Л потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 г. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазеры», «Заплат­ка»... Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затей­ник» и газете «Пионерская правда». Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазер и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.

Кроме веселых рассказов, Н. Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» (1952).

Позднее к этим веселым героям присоединился еще один, на этот раз сказочный. Этот герой - Незнайка.

Незнайка и вместе с ним целая орава веселых и шумных друзей-коротышек принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» (1954, 1958,1965).

Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам: и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями пере­водчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!

Краткий обзор биографии Л. Пантелеева (настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев)

Леонид Пантелеев (1908—1987) родился в Петербурге, в семье воен­ного. В 1921 г., оказавшись беспризорником, определен в Школу соци­ально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (ШКИД).

Первая книга — повесть «Республика ШКИД», написанная совместно с Г. Белых в 1927 г., стала литературным событием, имела большой успех у нас в стране и за рубежом. М. Горький восторженно отзывался о ней. Он первым заметил, что за художественным вымыслом кроется жизненная правда. Отмечая художественную оригинальность и гуманизм повести, М. Горький писал: «Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека...»

В связи с этим Л. Пантелеев писал в автобиографии: «Одобрение этой моей работы A.M. Горьким, его внимание к 19-летнему сочините­лю, его критика и наставления помогли мне определить жизненный путь и избрать литературу своей профессией. Большую, если не решающую роль в моей личной и творческой судьбе сыграли также встреча и близкое знакомство с С.Я. Маршаком. Маршак открыл во мне детского писателя».

В 30-х гг. Леонид Пантелеев определил для себя две важнейшие темы — «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». В его творчестве ста­новится ведущим воспитательное начало.

Герои его рассказов сильно изменяются. Теперь тема детей-беспри­зорников в этом мире сменяется темой детского героизма. И самый пер­вый рассказ о детском героизме Леонид Пантелеев написал в 1940 г. Он называется «Ночка». Он написан в манере сказа, в интонациях устной повествовательной речи. Обаяние главного героя рассказа в простоте и естественности его героического поведения.

Сам Пантелеев считал, что смешное и героическое надо изображать как часть повседневной жизни, так это принято в устном народном твор­честве. Примером может служить рассказ «Честное слово». Он создан автором в 1941 г. Очень интересна история создания этого рассказа. В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, редколлегия жур­нала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и другими этическими понятиями. Рассказ Пантелеева был опубликован в шестом номере журнала, который вышел в самые первые дни войны. И содержание рассказа оказалось очень созвучным суровому военному времени. «Честное слово» надолго вошло в школьную программу.

История маленького часового, забытого своими товарищами по игре, смешна и серьезна. Обычно в произведениях детских писателей взрослый поучает ребенка. А здесь ребенок показывает взрослому пример истинной стойкости.

Особенно примечательна тональность произведения. Уважение к малышу звучит в словах автора: «Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоя­щий человек». Писатель обращает игру в подлинную жизнь, возвращая честному слову его высокое значение.

Ленинградская блокада, которую пережил Леонид Пантелеев, за­печатлена в его воспоминаниях и дневниках «В осажденном городе», которые вышли в свет в 1966 г. Автор воспроизводит реальную карти­ну осажденного города, обращая особое внимание на детей-мучеников и героев войны. В блокадном городе Пантелеев продолжа создавать свои «рассказы о подвиге», стремясь показать и объяснить внутреннюю при­роду стойкости и мужества ленинградцев.

Блокадному Ленинграду посвящены рассказы, очерки, дневники, записные книжки: «В осажденном городе» (1963), «Январь 1944» (1965), «Из военных дневников» (1978). Большую ценность представляют вос­поминания о М. Горьком, С. Маршаке, К. Чуковском, Е. Шварце и др.

 

Тема:  Обобщающий урок «Делу время - потехе час»

Цели: обобщить знания по данному разделу; воспитывать тру­долюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать па­мять, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной ин­формации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного тек­ста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; лич­ностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступ­ки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писате­лей, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы запомнили. В конце урока мы подведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.

III. Работа по теме урока

1. Обсуждение названия раздела

(Работа по заданию 1 на с. 35. На размышление дается 2 ми­нуты.)

2. Работа с пословицами и поговорками

—  Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

•   Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.

•   Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.

•   Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

•   Ученику — удача, учителю — радость.

3. Повторение: «Узнайте произведение»

—  Проверим, насколько хорошо вы знаете произведения. Вам нужно определить их название только по одной фразе.

1. «Попробуй в классе запой - сразу выгонят». (В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».)

2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень привет­ливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».)

3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».)

4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».)

4. Кроссворд

По горизонтали: 7. Черта характера человека, любящего тру­диться. (Трудолюбие.) 9. По сценариям этого писателя сняты филь­мы «Золушка», «Дон Кихот» и др. (Шварц.)

По вертикали: 1. У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тезка. Кто этот писатель? (Драгунский.)

2.  Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблев. (Некрасов.) 3. Она стояла у стены. Дворник запретил трогать ее. (Метла.) 4. Родился этот писатель в Баку.

Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись. (Голявкин.) 5. Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтобы он ровным был. Им было... (Смешно.) 6. Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны. (Пожарный.) 8. Его не умели ценить герои Е. Шварца. (Время.)

5. Работа по вопросам учебника

1. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (во­прос 4 на с. 35).

2. Вопросы 9, 10 на с. 36.

IV. Проверка домашнего задания

—  Какие мини-сочинения вы написали? (Слушают некоторые из них.)

—  Можно ли их включить в данный раздел?

V. Подведение итогов урока

—  Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?

Домашнее задание

Читать веселые рассказы о детях.