Урок в 5 классе
« Действия с десятичными дробями».
Тема урока: «Действия с десятичными дробями»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Раздел учебника: Десятичные дроби.
Тема урока: «Действия с десятичными дробями» - одна из опорных тем 5 класса. Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения дробей.
Оборудование: доска, проектор, компьютер, мультимедийная презентация с необходимыми заданиями, цветные карточки.
Активные формы обучения: фронтальная работа, технология учебного исследования, технология общения, самостоятельная работа, работа у доски, устный счет.
Учебник: Математика 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. 2017г.
Цель урока: систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей; умножении и деления их на натуральное число, развивать умения к их практическому применению.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, умножении и деления их на натуральное число; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие десятичные дроби; формировать умение решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление дробей; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Задачи:
- образовательная: вырабатывать умение складывать и вычитать десятичные дроби; умножать и делить их на натуральное число, умножать и делить на десятичную дробь.
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, математическую речь;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные мотивы.
Организация учебного процесса построена в рамках системно - деятельностного подхода ФГОС.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. Девизом сегодняшнего урока будут следующие слова:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И всё будет у нас - замечательно!
Утром каждый из нас делает зарядку. Я предлагаю вам выполнить гимнастику для ума. Перед вами лежат маршрутные листы. Пишем свою фамилию. Повторим действия с натуральными числами. В задание 1 нужно будет записать ответы, примеры будут появляться на экране. Приготовились. Начали.
23+59=82
145+67=212
98-45=53
125-19= 106
12*6=72
45*3=135
154*6=924
56:8=7
159:3=53
100:25=4
68+32=100
120*15=1800
Поменялись листочками, взяли карандаш и проверяем.
Если все правильно ставим 5, 1-2 ошибки ставим 4; 3,4 ошибки – 3.
Ответьте на вопрос: Какие числа мы знаем? (натуральные, дробные)
А дроби бывают? (обыкновенные и десятичные)
Повторим десятичные числа. Выполняем задание 2 на листах. Выполняем 3 мин. Затем проверяем.
а) Расставьте в следующих равенствах запятые, чтобы они стали равными.
1) 32 + 18 = 5
2) 736 – 336 = 4
3) 14 * 5 = 7
4) 3 + 108 = 408
5) 12 * 50 = 60
6) 245 + 655 = 9
1) 3,2 + 1,8 = 5
2) 7,36 – 3,36 = 4
3) 1,4 * 5 = 7
4) 3 + 1,08 = 4,08
5) 1,2 * 50 = 60
6) 2,45 + 6,55 = 9
б) Вписать пропущенные числа в следующие равенства.
а)
*
100 = 0,71 0,0071*100=0,71
б)
5,8
* =
58 5,8*10=58
в)
*
1000 = 8,3 0,0083*1000=8,3
г)
0,04
* =
40 0,04*1000=40
в) Выполнить деление:
3,6 на 6 3,6/6=0,6
72 на 9 8
0,06 на 2 0,03
0,08 на 8 0,01
12,2 на 2 6,1
2,4 на 24 0,1
Выполняем задание № 3. Перед вами таблица верных и неверных утверждений. Ваша задача: найти ошибку в вычислениях. Если вы согласны с утверждением поставить знак «+», если не согласны «-». Вычисления вы можете выполнять устно или письменно в под таблицей в маршрутном листе. Время на выполнение задания – 2 минуты.
Утверждение |
«+» или «-» |
5,48 – 3=2,48 |
|
0,86*8= 68,8 |
|
4,63+17,37=22 |
|
6 – 0,5=0,1 |
|
0,125:5=0,025 |
Ребята, проверьте себя. Сейчас будет появляться пример, если он верный показываем карточку с зеленым цветом, если не верно – красным.
Утверждение |
«+» или «-» |
5,48 – 3=2,48 |
+ |
0,86*8= 68,8 |
- |
4,63+17,37=22 |
+ |
6 – 0,5=0,1 |
- |
0,125:5=0,025 |
+ |
Учитель. Как вы думаете какая сегодня тема урока? Правильно. «Действия с десятичными дробями».
Как вы думаете почему в примерах были допущены ошибки? (не знание правил)
Повторим правила выполнения действий с десятичными дробями, немного отдохнём, встаем. Я буду говорить правило, если вы согласны со мной – вы поднимаете верх руки и хлопаете один раз, а если не согласны – вы приседаете.
Давайте попробуем.
1. Если умножить на 10, то запятая двигается вправо(+)
2. Складываем не обращая внимания на запятые(-)
3. Больше та дробь, у которой больше целая часть(+)
4. При делении не обращаем внимания на запятую (-)
5. При умножении не обращаем внимания на запятые и оставить ответ как есть(-)
6. Если умножить на 0,1 то запятая двигается влево.(+)
7. Если делить на 100, запятая двигается влево(+)
8. При вычитании дробей, не обращаем внимание на запятые(-)
Отдохнули. А теперь поработаем письменно.
Открываем тетради, отступаем 4 клетки от предыдущей работы, запишем число 21 042 023, а теперь необходимо поставить точку после цифры, стоящей на классе миллионов и поставить точку после цифры, стоящей в разряде десятки тысяч. Что получили? Правило, дату. Ниже пишем классная работа.
Задание №4. Выполним упражнение с учебника. Открываем учебник стр…… №….(примеры) (работа у доски)
С чего начинает решение. Порядок действий.
Задание №5
В магазине продаётся цветная бумага разных торговых марок. В таблице даны количество листов в пачке и её цена. Нужно купить 100 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги |
Цена, руб |
Количество листов, шт |
Стоимость, руб |
«Лучик» |
27,3 |
20 |
|
«Снежок» |
68,4 |
50 |
|
«Сирень» |
33,8 |
25 |
|
«Солнышко» |
13,55 |
10 |
|
В магазине продаётся цветная бумага разных торговых марок. В таблице даны количество листов в пачке и её цена. Нужно купить 100 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги |
Количество листов, шт |
Цена, руб |
Стоимость, руб |
«Лучик» |
20 |
27,3 |
136,5 |
«Снежок» |
50 |
68,4 |
136,8 |
«Сирень» |
25 |
33,8 |
135,2 |
«Солнышко» |
10 |
13,55 |
135,5 |
Задание №6 (листочки)
Расстояние от города Южноуральск до города Челябинск, равное 91 км, мы проехали на автобусе со скоростью 70 км/ч. Расстояние от Челябинска до Екатеринбурга, равное 208 км, мы летим на самолете со скоростью 320 км/ч. Сколько часов мы затратили на дорогу? Сколько минут мы затратили на дорогу?
Решение
|
V, км/ч |
t, ч |
S, км |
От Ю до Ч |
|
|
|
От Ч до Е |
|
|
|
91:70 = 1,3 (ч)
208:320 = 0,65 (ч)
1,3+0,65 = 1,95 (ч)
1,95*60 = 117 (мин)
Задание №7 (листочки)
Стена имеет длину 2м 90см., высота 2м 40см. Сколько рулонов одноцветных обоев нужно пробрести для оклеивания стен этой комнаты, если в рулоне 10м обоев при ширине 0,5м.?
Решение
1) 2,9*2,4=6,96 (м2) площадь стены
2) 0,5*10 = 5(м2) площадь 1 рулона обоев
3) 6,96:5=1,392(шт)
Ответ : 2 рулонов
Самостоятельная работа.
Выполни тест. Раздается работа. Напоминаю в ответ выписывается только буква под которой вы считаете находится правильный ответ.
1. Произведение чисел 5,76 и 100 равно
Ц) 576; К) 57, 6; А) 5,76; Т) свой ответ.
2. Сумма чисел 3,8 и 15 равна:
Е) 18,8; М) 5,3; Н) 1,88; А) свой ответ.
3. Разность чисел 1 и 0,735 равно:
О) 1,735; Л) 0,375; Д) 0,265; Ц) свой ответ.
4. Если первый множитель 1,9, а второй множитель 21, то произведение равно:
М) 399; Д) 3,99 О) 39,9; Ц) свой ответ.
5. Частное от деления числа 2,4 на 4 равно:
М) 0,06; Н) 6; Л) 0,6; Ц) свой ответ.
6. Корень уравнения Х : 4=0,024 равен:
М) 2,44; Д) 0,96 О) 0,096; Ц) свой ответ.
7.Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 54 м, то ее площадь равна:
Ц) 41,04 м; М) 410,4 м²; О) 123,2 м²; Д) свой ответ.
А теперь прочитаем слово, которое получилось из букв ответов справа налево. Получили слово: МОЛОДЕЦ!
Домашнее задание №592, 593. Дети записывают задание в дневник.
Итак, друзья, урок мы провели,
Всё сделали мы с вами, что смогли.
Желаю к математике вам прилагать старанья.
А сейчас я хотела бы увидеть каково ваше настроение в конце нашего урока: Слайд с настроением! На столах у вас разноцветные запятые. Прошу приклеить на доску. Если вы остались довольны уроком и собой – запятую зеленого цвета, если не довольны красного цвета.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.