ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Проводники и полупроводники»
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (мин.)
|
1 |
Орг. момент |
Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу. Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости поприветствуем их. Подарим друг другу улыбки и пожелаем успехов на уроке! Сегодня урок буду вести у вас я, Гульшат Ильясовна! Присаживайтесь! Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть учебники, письменные принадлежности лабораторное оборудование и рабочие листы, в которых вы будете работать. Немножко хорошего настроения нам тоже не помешает. Девизом к нашему уроку я подобрала вот такое четверостишье: Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать,
|
Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
1-2 |
2 |
Актуализация
|
Чтобы проверить с каким багажом знаний вы пришли, я предлагаю вам пройти опрос. Вы готовы? Отлично! • 1.Какая легенда связала янтарь с электрическими явлениями? Назовите греческое название янтаря? • 2. Как можно наэлектризовать тело? • 3. Какие заряды приобретают тела? • 4. В каких случаях будем наблюдать отталкивание? Притяжение? • 5. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом? • 6. Как обозначают заряды на схемах рисунках и чертежах? Молодцы!
А сейчас внимание! Новости! В ваших рабочих листах даны фрагменты статей из разных источников информации. Прочитайте их пожалуйста и обсудите в группе, а для этого я попрошу впереди сидящих развернуться к своим одноклассникам. Работаем в течении 30 секунд и обсуждаем как проявила себя в этих примерах электризация. |
Отвечают на вопросы
Выступают в роли детективов, проводят собственное расследование, опираясь на полученные знания об электризации в этих примерах электризация проявила себя с негативной стороны |
4 |
3. |
Постановка проблемы |
- А можно ли было избежать этих ситуаций. Если да, то чем нужно руководствоваться или соблюдать, чтобы подобных случаев не происходило? - Можем ли мы с вами утверждать, что знаем на сегодняшний день эти правила, а самое главное понимаем, почему их нужно соблюдать? - Исходя из сказанного, что же сегодня будет нашей основной целью? - Прежде, чем мы приступим к непосредственной разработке правил, давайте вспомним, каким образом строится новое физическое знание? С чего начинается любая теория или физический закон? - поэтому начнем мы с наблюдения. Существует легенда, согласно которой в древности на одном из званных ужинов хозяйка случайно уронила перечницу в солонку и соль с перцем перемешались. Это была катастрофа, поскольку по тем временам соль и перец были дорогостоящими продуктами «на вес золота». Но один из приглашенных гостей не растерялся и достал свой шелковый платок, а хозяйку попросил принести предмет, который сегодня есть у нас на столе, что это за предмет? - попытаемся разделить соль от перца с помощью электризации. Ребята, скажите, что мы наблюдаем? Почему мы смогли отделить соль от перца? - Действительно, все вещества по взаимодействию с электрическими зарядами можно разделить на два класса. Какие? Тогда сформулируем тему нашего урока. (на экране тема) Молодцы! Запишите, пожалуйста, в рабочих листах тему урока. |
-да
- на сегодняшний день мы слышали об этих правилах, но четкого понимания их нет. - целью нашего урока будет формулирование правил электробезопасности
- наблюдение, гипотеза, эксперимент, выводы.
- стеклянную палочку (демонстрируют разделение перца и соли с помощью стеклянной палочки или воздушного шара) - отделить соль от перца удалось, потому что они по-разному ведут себя в присутствии наэлектризованного тела, формулируют тему урока, определяют задачи. |
3-4 |
4. |
Открытие нового знания
|
- Откройте учебники на стр.91, найдите определение этих двух классов веществ и запишите определения. Причем каждый записывает определение только для одного вещества, которое отмечено зеленым цветом Поменяйтесь своими листами. Сравните, определение, которое вы видите на экране с тем, что написано у вашего одноклассника. Если определение написано, верно, поставьте в зеленый кружок 1, если неверно 0. - Давайте подумаем какие из предложенных тел можно отнести к проводникам, а какие к непроводникам. На ваше усмотрение, пользуясь жизненным опытом. Время на выполнение 30 секунд. (Деревянная линейка, стеклянная палочка, тело человека, пластмассовая расческа, бумажный жгут, медный провод, эбонитовая палочка, алюминиевая палочка) Попрошу кого-нибудь поделиться своим предположением. Спасибо! - Итак, мы построили гипотезу на основе наблюдения. Какой наш следующий шаг? -Действительно, необходимо поставить эксперимент! - Скажите, ребята, что нам необходимо для того, что поставить эксперимент? - Верно, нам необходимо устройство, которое реагирует на появление электрического заряда. Такое устройство называется электроскопом. Одним из его разновидностей является электрометр. Откройте учебники на стр. 79-80 и прочитайте про электроскоп и электрометр. Запишите определение и обсудите в паре отличительные черты электроскопа и электрометра. И запишите их в маршрутный лист. Время на выполнение 30 секунд. Проверьте себя и оцените работу (1 или 0) - Найдите на демонстрационном столе электроскоп и электрометр. - Первое предположение мы проверим с вами вместе. Это предположение о проводимости тела человека. Наэлектризуем электроскоп, посмотрите, листочки электроскопа разошлись на некоторый угол. Подскажите мне, как с помощью электроскопа можно проверить, какими свойствами обладает тело человека проводящими или нет. - Посмотрите, как только я коснулась рукой до шарика электроскопа, листочки опали, какой я могу сделать из этого вывод. - На партах у вас находятся образцы веществ, которые мы должны отнести к проводникам или диэлектрикам. Можно ли это сделать? - Нет, вам недостаёт измерительного прибора. В кабинете у нас есть приборы и не один, а значит мы сможем продолжить наше исследование. Но…
|
Изучают материал, записывают в рабочих листах.
Взаимопроверка. Сравнивают записи в листах с определением на экране. Оценивают работу одноклассников.
Записывают предположение о том, какие вещества являются проводниками, а какие диэлектриками
-выполним эксперимент
- нам нужен измерительный прибор.
Записывают определения электроскопа и электрометра в рабочий лист
Проверяют и оценивают работу
- нужно дотронуться рукой до электроскопа и посмотреть на листочки, если листочки опадут, значит, тело человека проводник, если нет, то диэлектрик. Делают вывод: тело человека является проводником электричества, что существенно осложняет жизнь человека в смысле работы с электроприборами.
|
5 |
5. |
Физминутка |
Предлагаю немного отдохнуть, встать, расслабить руки, кисти рук. Продемонстрируйте как ведут себя заряженные султаны? А теперь в парах, как будут вести себя султаны, заряженные одноимённо, разноимённо. Молодцы, все справились! Присаживайтесь! (обратить внимание на экран, на котором изображено Полярное сияние-свечение верхних слоев атмосферы, вследствие взаимодействия магнитосферы с заряженными частицами солнечного света)
|
Снятие физического и эмоционального напряжения |
1 |
6. |
Закрепление нового материала
|
Продолжим работу! Возьмем электроскоп, наэлектризуем его. Определите класс веществ, которые у вас в распоряжении. Запишите вывод. Задача ясна? У вас в распоряжении 2 минуты. Время пошло.
Время вышло. Проверим полученные результаты. Отчёт групп о проведённом эксперименте. Первая группа слушаем ваш ответ! Все согласны? Следующая группа слушаем вас! согласны? Третья группа у вас что получилось? Всем спасибо за ответы! Молодцы!
|
Опыты 1 группа –. 2 группа – 3 группа – |
3 |
7. |
Подведение итогов урока
|
- Вернемся теперь к правилам, которые нужно соблюдать, для того что бы проявление электризации не несло за собой нежелательные последствия.
Задание в группе - составить предложения из частей
Учитель: Молодцы, мы успешно достигли с вами поставленной цели урока, сформулировали основные правила электробезопасности. Скажите, что для этого нам было необходимо сделать?
Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке Кем вы выйдете с урока: проводниками и сможете поделится полученными знаниями или диэлектриками. Прикрепите пожалуйста ваши смайлики в столбик ПРОВОДНИК или НЕПРОВОДНИК.
Предлагаю высказаться,
дополняя предложения:
Я думаю, что вы узнали много интересного, поэтому я желаю вам почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей, в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции. Я благодарю вас за урок. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания!
|
1. Необходимо знать к какому классу вещества относится вещество, с которым выполняются электрические работы. 2. Одежду обрабатывать антистатиком. 3. Трущиеся детали должны быть заземлены. 4. Для нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик. Ученики: нам нужно было узнать, что такое проводники и диэлектрики и познакомится с таким прибором как электроскоп.
1.Мне удалось … |
5-6 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.