Урок-игра по русскому языку в 1 классе
Тема: Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв й – и .
Сравнительный звуко – буквенный анализ слогов с этими звуками.
Тип урока: Урок- игра, открытие новых знаний.
Учебно-методический комплекс: Учебник В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь», наглядный материал, игрушки, касса букв с магнитным креплением.
Цель: научиться различать на слух «и» в произношении гласного звука «и» и согласного звука «й».
Задачи:
Образовательные: познакомить со звуком [ й ] и буквой его обозначающей;
-учить на слух распознавать этот звук в словах; работать над формированием связной речи;
Коррекционно-развивающие: обогащение словарного запаса учащихся словами с буквой Й; знать и уметь различать в словах звук [Й] и букву Й; писать и читать слова с данной буквой; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений.
Воспитательные: Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях, учить планировать и оценивать свою работу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.
2. Работа с маской настроения.
У. Покажите мне, какое у вас настроение? Почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке. А теперь посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения.
3. Упражнение на зрительное восприятие.
Игра: «Какие буквы спрятались?»
Буквы изображены на листах бумаги. Дети находят буквы и показывают.
4. Артикуляционная гимнастика. Игровое упражнение «Улыбка»
Давайте улыбнемся друг другу.
- Какой звук можно произнести, улыбаясь. (И)
Игровое упражнение «Лошадки скачут»
- Какой звук произносим? (Й)
Сообщение темы и целей урока:
- Какие два звука мы произносили? (И – Й)
- Тема нашего урока – Звуки и буквы И – Й (открывается карточка на доске)
Мы будем учиться различать их на слух.
Давайте произнесем звуки И_____Й
Речевая разминка
Чистоговорка:
Ич-ич-ич- привезли домой кирпич.
Чей-чей-чей – строим дом из кирпичей.
Физминутка для глаз.
5. Изучение новой темы
На этом уроке мы узнаем, что звук [й] – согласный и слога не образует, где в словах русского языка может стоять буква Й, выполним много интересных заданий, поговорим о том, как правильно переносить слова с буквой Й.
Я прочитаю вам загадки, угадайте предметы и определите положение звука [й] в слове.
Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдёт на грядки.
Лейка (Й в середине слова)
Лейка
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Трамвай (Й в конце слова)
Трамвай
Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка
Называют птицу …
Чайка (Й в середине слова)
Чайка
Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы.
Йод (Й в начале слова)
Звук [й] – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука [й] на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка.
Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог.
6.Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
-В чём отличие звуков и и й?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.