Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Конспект урока-игры по русскому языку
«В поисках затонувшего пиратского клада»
(повторение, обобщение изученного)
Составила: учитель начальных классов
Киселева О.И.
Цель: формировать орфографическую грамотность младших школьников.
Задачи:
образовательные:
· закрепить знание орфографических правил, изученных в 3 классе.
развивающие:
· создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
· развивать умение работать в группе,
· развивать произвольное внимание, память;
воспитательные:
· прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний
Предполагаемые результаты:
- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни,
- закрепление изученных в 3 классе орфографических правил написания;
- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания
- развитие кругозора и речи учащихся;
- наглядность, представление информации в интересном виде;
- современное представление информации.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы повторим правила орфографии, изученные в 3 классе.
III. Обращение к участникам игры: (фронтальный опрос)
- Очень многих людей с детства увлекают рассказы о пиратах, затонувших кораблях, морских сражениях и сундуках с сокровищами. Некоторые даже представляли себя в роли отважных и мужественных укротителей водной стихии, рассекающих по водной глади на быстрых кораблях. Ну и, конечно же, сокровища. Сокровища затонувших кораблей... Они и по сей день продолжают будоражить воображение кладоискателей. Мореплавание испокон веков было связано с риском и кораблекрушением. Сколько же погибших судов лежит на дне океана? Это до сих пор остается загадкой. Но каждый кладоискатель хочет найти пиратский сундук с сокровищами.
Вот и мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие за сокровищами затонувшего пиратского корабля. А найдет его тот, кто любит и знает русский язык. В путешествии вам понадобятся знания правил русского языка.
IV. Выполнение заданий.
- Итак, мы спускаемся на морское дно. И вот ваше первое задание.
1. Звукобуквенный анализ слов
Выбери слово, в котором букв меньше, чем звуков. Докажите. (работа в парах в маршрутных листах)
Рыба, яма, дно, якорь.
Р - [ ] Я - [ ] Д - [ ] Я - [ ]
Ы - [ ] М - [ ] Н - [ ] К - [ ]
Б - [ ] А - [ ] О - [ ] О - [ ]
А - [ ] _________ ________ Р - [ ]
_________ …б. …зв. …б. …зв. Ь - [ ]
…б. …зв. __________
…б. …зв.
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на правильное слово.
2. Родственные слова.
- Найди «лишнее слово». Объясни, почему оно «лишнее»? (устно – фронтальная работа)
Морской, море, Кикимора, приморский, моряк.
- Зачеркни « лишнее» слово. Родственные слова разбери по составу. (работа в парах в маршрутных листах)
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на выбранное слово.
3. Найди ошибку.
- Прочитайте слова, найдите ошибку, исправьте.
Моржом, плащём, товарищем, силачом. (работа в парах в маршрутных листах)
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на выбранное слово.
4. Безударные гласные.
- Как проверить безударную гласную в корне? (устно – фронтальная работа)
- Подбери проверочное слово и вставь пропущенные буквы.
Зв..зда, зв..здочёт, зв..здопад. (работа в парах в маршрутных листах)
5. Состав слова.
Подбери слово к схеме
Речной, приморский, рыба, акула, соленая.
- Разбери все слова по составу- (работа в парах в маршрутных листах)
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на правильное слово.
6. «Ь» после шипящих на конце существительных.
- Найди слово, в котором допущена ошибка, исправь её.
Камыш, ключь, мелочь, мышь. (самостоятельная работа)
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на выбраннное слово.
7.Падежи имен существительных.
(работа в парах в маршрутных листах)
- Определи падеж выделенного имени существительного
а) У берегов морей в зарослях водорослей и кораллов обитают морские коньки.
б) Рыба-шар обитает в водах Индийского океана.
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на нужный падеж.
8. Найди ошибки.
(самостоятельная работа)
- Определи количество ошибок в предложении.
Самая бальшое жывотное на зимле – это кит.
- Исправь ошибки, объясни написание- ( работа в парах в маршрутных листах)
9. Склонение имен существительных.
- Наконец мы у цели. Осталось последнее задание.
- Какие имена существительные относятся к 1 скл., ко 2 скл., к 3 скл.?
(устно – фронтальная работа)
- Определите склонение существительного ЦЕЛЬ. (самостоятельная работа)
- Проверь правильность выполнения задания, нажми «мышкой» на нужное склонение.
V. Подведение итогов урока:
- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы, повторяя правила русского языка, отыскали затонувший пиратский клад.
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Что новое узнали на уроке?
- Какие правила вам нужно повторить?
- У меня на столе лежат смайлики. Пусть каждый из вас подойдет, выберет себе смайлик с соответствующим настроением. Прикрепите их к доске, а мы посмотрим, понравился ли вам урок.
VI. Физкультминутка: проводится по усмотрению учителя, особенностей класса после выполнения 2-3 заданий.
Литература.
• О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Учим русский с увлечением» Формирование орфографической грамотности – Москва 2007
• Н.М.Бетенькова «Занимательный русский язык» – Смоленск, 1999 г.
• Н.Н.Карягина, Е.Н.Перепелицина «Развитие орфографической грамотности младших школьников» – Волгоград, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.