Предмет |
|
Литературное чтение |
|
Класс |
|
2 |
|
Тип урока |
|
Комбинированный
|
|
Тема |
|
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
|
|
Цель |
|
Формировать полноценное восприятие художественного произведения, создать условия для развития у учащихся навыков творческого мышления, используя приемы технологии ТРИЗ |
|
Основные понятия |
термины, |
Описание, интерес, наблюдательность, слова в переносном значении |
|
Планируемый результат |
|||
Предметные умения: выявляют содержание прочитанного; объясняют смысл слов; понимают настроение писателя; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.
|
Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес к изучению природы Регулятивные УУД: формулируют тему и учебную задачу; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, учатся высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения. Познавательные УУД: прогнозируют содержание произведения по его названию; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопрос в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинноследственные связи. Коммуникативные УУД: описывают объект, используя выразительные средства языка; учатся слышать, точно реагировать на реплики, учатся договариваться, работая в паре.
|
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Ресурсы |
||
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Книгопечатная продукция: Учебник «Литературное чтение 2 класс», Климанова |
||
|
Л.Ф., Горецкий В.Г. и др., книги Л.Н. Толстого Технические средства обучения: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
||
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, самоопределение к деятельности. |
2 |
Речевая разминка |
Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Описание объекта природы, используя изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения.) Сочинение загадки. |
3 |
Самоопределение деятельности |
Определение темы. Постановка учебной задачи |
4 |
Открытие нового |
Составление рассказа по иллюстрации, используя приемы ТРИЗ; обогащение словарного запаса детей; восприятие, понимание произведения через чтение и диалог с автором
|
5 |
Физминутка |
Снятие зрительного напряжения |
6 |
Включение в систему знаний и повторение |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
|
7 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Самоанализ, самооценка |
Технология изучения
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас видеть. Подарите улыбки друг другу. Пусть у всех будет сегодня хорошее настроение, а этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца добротой. – Присаживайтесь и настройтесь на интересную работу, постарайтесь внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - Не волноваться, слушать друг друга, не перебивать, помогать.. |
|
Прочитайте пословицу: Утро мудро. - по слогам - с ускорением - с вопросительной интонацией - с утвердительной интонацией Объясните смысл, как вы её понимаете.
|
Читают по слогам, с ускорением, с вопрсительной интонацией, с утвердительной интонацией.
Обьясняют, как поняли пословицу. |
- Заиграли лучи золотистого солнца, подул свежий ветерок, защебетали птицы (звук щебечущих птиц). На траве появились капли росы. Капли росы (какие?) ……………, ……………, ……..…… -Что мы будем сейчас делать? Какое задание выполнять? -Вы назвали одно из важных слов нашего урока «опи-сы-вать» - Что это значит? Опишите летнюю росу. - Сейчас вы работаете в паре. Выберите слова для описания летней росы. (даются карточки со словами: прозрачная, серебристая, сверкающая, прохладная, золотая, крупная, горячая, зимняя ) - Обсудите, с какими предметами можно сравнить росу по данным признакам Сравнение по признаку: Роса прозрачная как …. Роса сверкающая как ………. Роса прохладная как ………. Сочинение загадки (ТРИЗ) Серебристая, но не………. Золотая, но не …………. Крупная, но не ………….. Метод фокальных объектов (ТРИЗ) - Соединим оставшиеся признаки со словом роса. Давайте постараемся представить ситуацию, в которой такое сочетание возможно - Горячая роса - Зимняя роса
|
- Описывать росу, говорить какая роса
Изображать, обрисовывать словами.
Называют свои слова
Работа в паре
Работа в паре
Индивидуальная работа – сочиняют загадку.
Предполагают ситуации, в которых возможно такое сочетание слов (горячая роса, зимняя роса…..) |
– Как образуется роса? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос? А куда же мы можем обратиться? (к словарю) - Вот как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (чтение текста) "Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями." -А откуда еще мы можем получить информацию? (книга, глаза, человек) -Источником информации могут быть и наши наблюдения Сформулируйте познавательную цель нашего урока: - Познакомиться с … - Узнаем… -Научимся….
|
- строят предположения
- работа со словарем
Формулируют тему и задачи урока |
Знакомство с рассказом « Какая бывает роса на траве». - Предположите, о чем будет текст?
Работа с иллюстрацией к рассказу (ТРИЗ) 1 этап «Выделение объектов» -Сделайте «подзорную трубу», в которую можно увидеть только один предмет - Итак, что ты видишь? 2 этап «Связи и взаимодействия между объектами» -Расскажите, как связаны между собой эти объекты. Солнце и роса роса и лист (составить предложения) -Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите? -Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы чувствуете? -Какие запахи вы чувствуете? 3 этап «Выстраивание временной последовательности -Предположите, что было 1 час назад? -А что произойдет потом? 4 этап «Разные точки зрения» -Представьте себя на месте автора. Что он говорит в этот момент? О чем думает? Почему? - А что он увидел? Что его привлекло? -Как вы думаете, о чём мы будем читать? - Где мы можем проверить наши предположения? Откройте учебники с.162 - И так Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве»
|
|
Знакомство с рассказом Прослушивание и просмотр текста под музыку. -Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа? -Сможете теперь ответить на вопрос, какая бывает роса на траве? Словарная работа Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова Алмазы - прозрачные драгоценные камни; - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом) Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Где мы можем найти объяснение? (в словаре)
- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. - Найдите в тексте сравнения. - А что такое алмазы? . Он, правда, видит алмазы? Что общего между алмазом и росинкой? -С чем сравнивает листок? - А что такое бархат? Показать лоскутки бархатной ткани . - Теперь мы сможем на вопрос автора, какая бывает роса на траве? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите в тексте слова , которые выбрал автор чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте. - Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? Подтвердите словами из текста.
|
Высказывания. Ответы.
- Толковый словарь. Чтение выписанных определений из словаря в презентации
Читают самостоятельно рассказ и высказывают свое мнение (хотел поделится своей радостью, восторгом от того, что увидел в это утро)
Высказывания Работа в парах, работа с текстом.
|
Звучит аудиозапись шума воды. - Как прекрасны звуки шума воды. Представь, что ты идешь к роднику.Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду. Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
|
Наклоняются, приседают, моют руки, набирают воду в ладони, моют лицо (все показываем движениями)
|
|
- А сейчас вы читаете рассказ друг другу и выбираете кто из вас будет читать рассказ выразительно вслух Выразительное чтение рассказа хорошо читающими учениками. - Какая картина природы восхитила великого писателя? - Благодаря какой черте своего характера Толстой смог подметить необычное в простой росе, которую множество людей много раз видели и воспринимали как обычное явление? |
Повторное чтение рассказа в парах. (Дети сами выбирают вид чтения: цепочкой, слабый повторяет за сильным и др.)
Высказывают предположения, делают вывод (- Благодаря своей наблюдательности и внимательности учит замечать красоту природы, любить ее.) |
|
- С каким рассказом вы познакомились на этом уроке? - О каком явлении природы вы узнали? - Какие открытия для себя вы сделали? - Что особенно вам запомнилось на этом уроке? А сейчас послушайте стихотворение. В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед. Растает - и снова в поход! Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода. - У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока
|
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Слушают стихотворение.
Получают позитивный настрой от урока.
Оценивают свою работу на уроке |
Учитель начальных классов: Стюшина Ольга Юрьевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.