Урок литературного чтения 3 класс Школа России
Тема урока: А. С. ПУШКИН. «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; прививать детям любовь к поэзии; работать над развитием выразительной, грамотной речи.
Задачи:
• образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
• развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
• воспитательные: формировать представления учащихся о роли няни, бабушки как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка
навыков.
Оборудование урока:
• учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий
• Электронная презентация к уроку
• Выставка книг – произведения А.С. Пушкина
• Аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер» (Исполняет Гедда Николай)
• Физкульт-минутка для глаз.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Вводное слово учителя.
«Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу»
II. Проверка домашнего задания.
Рисунки детей вывешиваются на доску.
– За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И все это благодаря вашим работам.
– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
Учащиеся читают стихи, которые они выучили дома. Следует отметить детей, которые прочитали стихотворения выразительнее других.
III. Изучение нового материала.
– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
1. Учитель выразительно читает стихотворение.
2. Беседа.
– Какие чувства переживает поэт?
– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?
– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.
– Почему он использовал такие разные сравнения?
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Как его нужно читать?
3. Словарная работа.
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
4. Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.
Физкультминутка для глаз
IV. Слушание романса «Зимний вечер»
-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс.
(Звучит запись романса)
- Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта? (да)
V. Чтение текста стихотворения с анализом
-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).
1 часть.
-Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?
-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;
С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)
- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.
- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:
(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.
-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)
-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?
(Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения)
2 часть.
- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)
-Какое настроение у автора? (Грустное)
-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?
(«Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
3 часть.
- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)
-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)
4 часть.
-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним
-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о А. С. Пушкине?
– Что удивило, поразило?
- С какими приемами познакомились?
– Какие чувства в вас затронул урок?
VII. Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.