Урок литературного чтения 3 класс А. С. Пушкин "Зимнее утро"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения 3 класс А. С. Пушкин "Зимнее утро"

Оценка 4.6
docx
русская литература
3 кл
29.10.2024
Урок литературного чтения 3 класс А. С. Пушкин "Зимнее утро"
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Школа России
Урок литературного чтения 3 класс А. С. Пушкин Зимнее утро.docx

Урок литературного чтения 3 класс Школа России

Тема урока: А. С. ПУШКИН. «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; прививать детям любовь к поэзии; работать над развитием выразительной, грамотной речи.

Задачи

 •       образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

•        развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

•        воспитательные: формировать представления учащихся о роли няни, бабушки как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.

Тип урока:  совершенствование знаний, формирование умений и отработка     

                       навыков.

Оборудование урока:

•        учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

          В.Г.Горецкий

•        Электронная презентация к уроку

•        Выставка книг – произведения А.С. Пушкина

•      Аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер» (Исполняет Гедда Николай)

•   Физкульт-минутка для глаз.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

1.     Вводное слово учителя.

«Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу»

II. Проверка домашнего задания.

Рисунки детей вывешиваются на доску.

– За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И все это благодаря вашим работам.

– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

Учащиеся читают стихи, которые они выучили дома. Следует отметить детей, которые прочитали стихотворения выразительнее других.

III. Изучение нового материала.

– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

1.     Учитель выразительно читает стихотворение.

2.     Беседа.

– Какие чувства переживает поэт?

– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?

– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.

– Почему он использовал такие разные сравнения?

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Как его нужно читать?

3.     Словарная работа.

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

4.     Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.

Физкультминутка для глаз

 

IV. Слушание романса «Зимний вечер»

  -Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс.

(Звучит запись романса)

-       Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?    (да)

V.      Чтение текста  стихотворения с анализом

-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).

 1 часть.

-Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

 (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?      (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?     

 (Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения)

2 часть.

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?            (О няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой друг»)

-Какое настроение у автора?         (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?     

 («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

3 часть.

- Найдите слова, отражающие настроения автора.       («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне.        («Добрая подружка»)

-С какой просьбой он обращается к няне?           ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?          (  Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)

4 часть.

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним

-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?     

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о А. С. Пушкине?

– Что удивило, поразило?

- С какими приемами познакомились?

– Какие чувства в вас затронул урок?

VII. Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.


 

Урок литературного чтения 3 класс

Урок литературного чтения 3 класс

За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо

За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина

Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи

Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи

Найдите слова, которыми поэт обращается к няне

Найдите слова, которыми поэт обращается к няне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024