Урок литературного чтения: «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
(2 класс УМК «Перспектива»).
Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,
закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку.
Краткое пояснение.
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. Урок чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для учащихся. Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.
Этапы урока.
1. Знакомство с Лексикоградом.
2. Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.
3. Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
4. Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.
5. Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
6. Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
7. Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.
8. Итоги «Путешествия».
9. Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
1. Орг. момент.
2. Речевая разминка.
-Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ
-как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ
-как шипит гусь Ш-Ш-Ш
-подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони Ф-Ф-Ф)
- Прочитайте про себя стихотворение
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко
- Прочитайте в темпе скороговорки
3. Актуализация
- как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)
- с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе
- какие сказки бывают
- почему называются авторские
- что читали дома
- это действительно сказка
- к какой группе сказок она относится
4. Новая тема урока
- тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
- новое слово ЛЕКСИКА –это совокупность слов языка, словарный запас языка.
5. Проблемная ситуация
- кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»
- некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание
- мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.
-начнём с построения, т.е. с композиции.
- что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.
- какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)
-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина
-можем мы сказать, что …
Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию
народных сказок.
6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.
- теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.
- почему так называется город
7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».
- начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.
Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
Итак, путешествие начинаем!
Начало сказки мы прочитаем.
Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.
Вопросы по тексту:
- почему старик сразу же отпустил рыбку
- как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)
- что попросила старуха в первый раз
Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
8. Двор устаревших слов
Мы пришли во двор устаревших слов
Из этих букв надо собрать слово.
У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:
ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА
ОРКОТЫ ЁЛСЕВТКА
Ответы:
СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.
Слайд 6.
Проверка выполнения задания.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали
-почему они так называются
Слайд 7.
9. Море Антонимов.
Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно
- давайте вспомним, какие слова называются антонимами
Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа учащегося высвечивается правильный ответ.
Закинул невод - вытащил невод.
Поймал рыбку – отпустил рыбку.
Старое корыто – новое корыто.
Низкая землянка – высокий терем.
Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.
На море тишь – на море чёрная буря.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали
- какие слова называются антонимами
Итак, путешествие продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.
Вопросы по тексту:
- как учит старуха старика разговаривать
- что значит сварливая
- какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи
10. Улица Синонимов.
Мы пришли на улицу Синонимов
- вспомните, какие слова называются синонимами
Слайд 13.
Здесь надо к слову синоним найти
И слова стрелкой соединить.
Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.
Слайд 14.
Ругает – бранит.
Кликать – звать.
Печалится – грустит.
Молвит – говорит.
Перечить – спорить.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками
- какие слова называются синонимами
Путешествие продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.
Вопросы по тексту:
- как ведёт себя старуха став дворянкой
- чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей
- чьё настроение отражает море
7. Терем Омонимов.
Слайд 16.
У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.
Слайд 17.
Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.
Дорогой за себя дам откуп.
За широкой дорогой шумело море.
Дети выполняют задание на распечатанных листах.
Слайд 18. Проверка задания .
Ответ. Дорого´й за себя дам откуп.
За широкой доро´гой шумело море.
ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение
- какие слова называются омонимами
Путешествие наше продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.
Вопросы по тексту:
-что держала стража на плечах
- как отзывается о старухе старик в этот раз
- почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта
8. Дворец Фразеологизмов.
Слайд 20.
Завершается наше путешествия у прекрасного дворца
фразеологизмов, которые украшают нашу речь.
- какие слова называются фразеологизмами
Слайд 21.
Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.
Не в свои сани не садись!
Что ты, баба, белены объелась?
Лишь с очей прогнать его велела.
Не дерзнул слова поперёк молвить.
Не печалься, ступай себе с Богом.
Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.
ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли
- что такое фразеологизмы
Слайд 27.
Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.
Ответ. Осталась у разбитого корыта.
Слайды 29-33
9.Итоги «Путешествия в Лексикоград»
Назовите слова, которые использует в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин
(устаревшие слова, антонимы, синонимы, , фразеологизмы, омонимы)
10.Вывод урока.
Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.
Слайд 32.
Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика
1.На уроке я работал: с интересом/без интереса
2.Своей работой я: доволен/не доволен
3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен
4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтересным
Слайд 33.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
А чтобы мудрым стать, учёным,
Прочти ты сказок мудрых том!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.