Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина
Оценка 4.8

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse._shkola_21_veka._doc.docx

 

 

Урок  литературного чтения:  «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2 класс УМК «Перспектива»).

Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать  значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес   к родному русскому языку.

 

                                                           Краткое пояснение.

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема.  Урок чтения  «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для  учащихся. Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.

 

 

Этапы урока.

 

1.      Знакомство с Лексикоградом.

2.      Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.

3.      Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

4.      Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям  в презентации.

5.      Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

6.      Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

7.      Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.

8.      Итоги  «Путешествия».

9.      Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Орг. момент.

2.      Речевая разминка.

-Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ

-как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

-как шипит гусь Ш-Ш-Ш

-подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони  Ф-Ф-Ф)

- Прочитайте про себя стихотворение

        

           Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

 

- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко

- Прочитайте в темпе скороговорки

3.      Актуализация

- как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)

- с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе

- какие сказки бывают

- почему называются авторские

- что читали дома

- это действительно сказка

- к какой группе сказок она относится

            

          4. Новая тема урока

                   - тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

                   - новое слово ЛЕКСИКА –это совокупность слов языка, словарный запас языка.

             5.  Проблемная ситуация

                   - кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»

                   - некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание

                   - мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.

                    -начнём с построения, т.е. с композиции.

                    - что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.

                    - какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)

-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина

-можем мы сказать, что …

Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию

народных сказок.

6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.

 

 - теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.

-   почему так называется город

            7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».

 

 

- начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.

                 Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

 

                  Итак, путешествие начинаем!

Начало сказки мы прочитаем.

 

Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.

                   Вопросы по тексту:

- почему старик сразу же отпустил рыбку

- как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)

- что попросила старуха в первый раз

 

Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

 

8. Двор устаревших слов

 

Мы пришли во двор устаревших слов

                  

                    Из этих букв надо собрать слово.

                    У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:

 

ТАСЧЕР              МЕЛЗЯКНА             РЕКТЬСНЯКА        

 

ОРКОТЫ             ЁЛСЕВТКА

 

Ответы:

 

СТАРЧЕ,   ЗЕМЛЯНКА,  КРЕСТЬЯНКА,   КОРЫТО,   СВЕТЁЛКА.

 

Слайд 6.

 

Проверка выполнения задания.

 

ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали

             -почему они так называются

 

Слайд 7.

 

9. Море Антонимов.

Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно

- давайте вспомним, какие слова называются антонимами

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа учащегося высвечивается правильный ответ.

 

Закинул невод -  вытащил невод.

Поймал рыбку – отпустил рыбку.

Старое корыто – новое корыто.

Низкая землянка – высокий терем.

Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.

На море тишь – на море чёрная буря.

 

ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали

             - какие слова называются антонимами

 

                  Итак, путешествие продолжаем!

        И сказку дальше мы читаем.

 

 

Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.

                   Вопросы по тексту:

                   - как учит старуха старика разговаривать

                   - что значит сварливая

                   - какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи

 

                 10. Улица Синонимов.

Мы пришли на улицу Синонимов

- вспомните, какие слова называются синонимами

Слайд 13.

Здесь надо к слову синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится – грустит.

Молвит – говорит.

Перечить – спорить.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками

             - какие слова называются синонимами

              

                  Путешествие продолжаем!

        И сказку дальше мы читаем.

 

Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.

                 Вопросы по тексту:

                 - как ведёт себя старуха став дворянкой

                 - чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей

                 - чьё настроение отражает море

 

                 7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.

 

Слайд 17.

Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.

                Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой шумело море.

Дети выполняют задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка задания .

Ответ.        Дорого´й за себя дам откуп.

                   За широкой доро´гой шумело море.

ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение

             - какие слова называются омонимами

 

                  Путешествие наше продолжаем!

        И сказку дальше мы читаем.

 

               Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.

                 Вопросы по тексту:

                 -что держала стража на плечах

                 - как отзывается о старухе старик в этот раз

                 - почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта

 

 

8. Дворец Фразеологизмов.

Слайд 20.

Завершается наше путешествия у прекрасного дворца

фразеологизмов, которые украшают нашу речь.

- какие слова называются фразеологизмами

Слайд 21.

Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не садись!

Что ты, баба, белены объелась?

Лишь с очей прогнать его велела.

Не дерзнул слова поперёк молвить.

Не печалься, ступай себе с Богом.

                  Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов  22-26.

ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли

             - что такое фразеологизмы

 

Слайд 27.

Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Ответ. Осталась у разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги «Путешествия в Лексикоград»

Назовите слова, которые использует в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин

(устаревшие слова, антонимы, синонимы, , фразеологизмы, омонимы)

  10.Вывод урока.

Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики»  в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.

Слайд 32.

Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика

1.На уроке я работал: с интересом/без интереса

2.Своей работой я: доволен/не доволен

3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен

4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтересным

Слайд 33.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина

Урок литературного чтения "Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020