Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема урока: М.М.Зощенко «Елка».
Конспект урока
Цель: познакомить учащихся с творчеством М.М. Зощенко и его произведением «Ёлка».
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навыки литературного выразительного чтения.
Развивающие: развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся;
развивать образное мышление, фантазию.
Воспитательные: : воспитывать интерес к чтению;
воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Планируемые результаты:
Личностные:
§ сознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
§ развитие творческих способностей;
§ высказывание своей точки зрения и уважение к мнению собеседника.
Предметные:
§ воспринимать литературное произведение как особый вида искусства;
§ уметь анализировать текст;
§ формулировать основную идею текста;
§ учиться давать сравнительную характеристику героям;
§ выразительно читать, умение читать по ролям;
§ формировать мотивацию к прочтению других рассказов М.Зощенко для детей;
§ создавать условия для развития читательской памяти, внимания.
Метапредметные:
Познавательные:
§
§ учиться делать логические выводы.
Регулятивные:
§ принимать задачу;
§ планировать реализацию цели;
§ оценивать свои действия;
§ вносить изменения.
Коммуникативные:
§ учитывать позицию собеседника;
§ сотрудничество с одноклассниками и учителем;
§ развитие способностей работать в группе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1)компьютерная презентация;
2)карточки с таблицами для заданий (характеристики героев, работы в группах)
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1.Оргмомент |
-Ребята! Я рада встрече с вами и желаю вам сегодня на уроке только добра! Прозвенел звонок, начинается урок!
Если хочешь много
знать,
|
Ребята усаживаются за парты |
2. Проверка домашнего задания |
Учитель проверяет домашнее задание в рабочей тетради |
Ученики отвечают по домашнему заданию |
3. Постановка цели и задачи урока
|
- Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Когда и почему мы вспоминаем о ёлке? Подумайте, какова будет тема следующего произведения? Тема: «Ёлка» М.М. Зощенко Сформулируйте цель урока.
Давайте поставим задачи на урок?
|
Ученики выдвигают свои предположения Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.
Познакомиться с произведением.
Вспомнить биографию и творчество Зощенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
|
4. Актуализация знаний |
Знаком ли вам этот автор? Какие рассказы Зощенко вы читали?
Давайте вспомним, в чем особенности этих рассказов? (кто являются героями этих рассказов?)
Технология «Ассоциативный круг» -Давайте подберём такие слова, которые помогут представить, что такое юмор, подобрать синонимы? |
Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова»
Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.
Смех, веселье, хорошее настроение, праздник…..
|
5.Подготовка к первичному восприятию
|
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама - актриса ,а также писала рассказы. В семье было 8 детей. В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
-Какие вопросы вы могли бы задать друг другу по прослушанной информации?
2. Прогнозирование Давайте с вами откроем учебник на странице 59 и взглянем на иллюстрацию. Как вы считаете, о чём пойдёт речь в рассказе? 3. Словарно-лексическая работа -Объясните, как вы понимаете слова, которые встретятся вам в рассказе · Золотушный ребенок – больной ребенок
|
Слушают сообщение учителя Задают вопросы – Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя? Чем занимался?и т.д.
Дети выдвигают свои точки зрения
Сначала дети говорят, как они понимают, затем читают объяснение на слайде (сравнивают свое понимание с правильным)
Работа со словарем. |
6.Физминутка.
|
Игра «Что висит на ёлке?» ( на внимание) («Да» - поднимают руки вверх, нет» - руки вниз, на пояс) Красивые игрушки Рваные ботинки Горячие ватрушки Яркие фонарики Яркие хлопушки Медовые пряники Старые кадушки Шарики стеклянные Мягкие подушки Ложки оловянные Сладкие конфетки Стулья деревянные Новые табуретки Мухомор на ножке Белые снежинки Мамины сережки
|
Дети выполняют движения. Поднимают руки вверх, если называемые предметы можно повесить на елку, руки на пояс, если нельзя. |
7. Первичное восприятие текста
|
1.Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения первой части рассказа с сопряженным чтением «про себя»
2. Комбинированное чтение второй части |
Дети читают самостоятельно, следя по тексту глазами, отмечая для себя, какую интонацию в каком месте текста нужно использовать (слушая профессиональное чтение рассказа.
Дети читают по очереди вторую часть рассказа |
8. Проверка первичного восприятия
|
Анализ произведения. Приём «Мозайка вопросов» - Вы видите, на доске та самая ёлка из рассказа Зодченко. Предлагаю помочь нашим героям исправить свою ситуацию. Сделать мы это может следующим образом: один ученик должен задать вопрос к произведению, а другой ученик должен дать ответ на этот вопрос. Если ответ верный, то оба ученика могут повесить игрушку на нашу ёлку, взамен игрушек, которые съели наши герои. |
Ученики задают вопросы по произведению и отвечают на них. |
9.Повторное чтение текста и его анализ
|
Задание: - дать характеристику главным героям- Леле и Миньке.
У каждого ученика на столе листок-таблица с вопросами.
Обсуждение и сравнение характеристик Миньки и Лёли
Работа в парах.
|
Дети читают текст самостоятельно, выбирая и выписывая слова, характеризующие героев.
Дети работают, отвечая на вопросы устно, заносят в таблицу характеристику героев на своих листках-таблицах и на интерактивной доске
|
11.Выяснение главного смысла рассказа
|
-Как вы думаете,в каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? - Сатирическое произведение строится на противопоставлении образов главных героев. Автор использовал этот прием при написании своих юмористических рассказов.
– Чему учит этот рассказ?
|
Дети в результате рассуждений подходят к общему мнению: -И за все эти сорок лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.
Ответы детей. |
12.Итог урока
|
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». |
|
13. Домашнее задание
|
1.Подготовить пересказ текста. 2.Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку |
Запись на доске. |
14.Рефлексия
|
- Если вы были активными сегодня, выберите желтый шарик, если вы были внимательными – зеленый , если не все получилось – красный смайлик.
Пожалуйста, покажите свой выбор. А теперь выйдите к доске.
- Спасибо за урок
|
Дети выбирают разноцветные шарики, заготовленные заранее, оценивают свою работу на уроке.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.