Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"

Оценка 4.8
docx
12.08.2020
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"
7.бианка Музыкант 2 класс.docx

 

                          

Чапаевская сош

 

Конспект   урока

литературного чтения

во 2 классе

по теме

« В.В. Бианки "Музыкант"»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Цели: Учить работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;

- познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

- развивать устную речь учащихся;

- развивать образное и логическое мышление;

- расширять кругозор детей;

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

- воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

- воспитание критического мышления.

Тип урока. Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Планируемые результаты :

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении .

познавательные УУД:

1.     ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;

2.     используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей .

коммуникативные УУД:

1.     слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

2.     формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД :

1.     осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

2.     воспитывают любовь и бережное отношение к животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока:

I.  Самоопределение к деятельности. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые  гости!      Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Девиз нашей работы:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. 

А у вас какое сегодня настроение? Покажите  своё настроение: Солнышко-всё у меня будет хорошо; солнышко и тучка - немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не получится.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране "О братьях наших меньших"

II  Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Ребята, кого называют "братьями меньшими"?

- А какие писатели рассказали нам о них?

- Какое домашнее задание вам было задано?

- Проверим домашнее задание.

 - Прочитайте выразительно рассказ Бориса Житкова «Храбрый утёнок».

- Скажите, кто вам из ребят понравился больше?

- Почему.

- Молодцы вы справились с домашней работой хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

1.      Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

2.      Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.

- Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.

- Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной деятельности.

(У доски выставка книг)  СЛАЙД 2

-Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

- А можно догадаться, о чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

-По выставке книг и по страничке учебника определите тему нашего урока

1.     -Сегодня познакомимся с произведением Виталия Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)

Биография автора:  СЛАЙД 3

 Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

2.      Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

- Как называется произведение?

- Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (словарь Ожегова)- РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

3.     Физкультминутка 
- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. 
Игра «Определи музыкальный инструмент» (Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина). 

V.
 Постановка учебной задачи:

- Зная тему, поставьте цель урока. 
- Цель урока: познакомиться  с творчеством В.В. Бианки; 
познакомиться с его произведением «Музыкант»; 
учиться правильно, выразительно его читать и анализировать. 

VI. Работа по теме урока.  Работа с текстом во время чтения  

а) словарная работа     СЛАЙД 4

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное чтение.

Учитель - Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка общего понимания содержания.

Учитель - Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:

1.     О чём я прочитала? (ответы детей).

2.     - Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному произведению .
Тест 
1) Что делал старик, когда встретил колхозника? 
а) ловил рыбу; 
б) играл на скрипке; 
в) играл на баяне; 
2) Что сообщил колхозник старику? 
а) что он видел в лесу медведя; 
б) что он собрал много грибов; 
в) что в лесу много ягод;

3.    
3) Как поступил старик? 
а) остался сидеть на завалинке; 
б) пошёл поговорить с соседом; 
в) пошёл в лес; 
4) Какой звук услышал старик? 
а) красивый тонкий звук; 
б) как рубят деревья; 
в) пронзительный комариный писк;

4.    
5) Кого он увидел в лесу? 
а) зайца; 
б) лису; 
в) медведя.

Парная проверка

2) - Пойдёт старик на охоту или нет? (ответы детей). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС) СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

Стихотворение о лесе, сообщение о медведе. (  СТЕПАН, ДАША)

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! 

б) СЛАЙД 6   Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

3.     Чтение 4 части

а) Отработка техники чтения- чтение  в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

 в) Чтение вместе с учителем ( БУКСИР)

б) Беседа по части 

-Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

-С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)

-Как об этом пишет автор? (Как струна пропела.)

-Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

-Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

 -Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка ,хлопай ,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх ,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

 

 VIII.  Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа.          Слайд 7. Слайд 8

-Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

2)  Чтение рассказа учащимися вслух  по частям и пересказ по опорным словам.

Слайды 9 – 12.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес,  не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером,  мимо, опять, одну струну, не убил,  музыкант, рассказал.

3) Дополнительное задание  к рассказу «Музыкант». Слайды 13, 14, 15

а) работа в парах, в группах

- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового материала.

1) Выборочное чтение.

- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

- Как старик услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

- Как медведь играл на щепках? (с.143.)

- Как медведь слушал музыку? (с. 143).

- Как оценил старик игру музыканта? (с.143).

 2) Анализ произведения

   - Определите жанр произведения.

   Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

   - Кого автор называет музыкантом?

   Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

   - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

   - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

   - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

     (Слушаются ответы учащихся).

   - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

    - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

    - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

    - «Дзенн»- это звукоподражание.

X  Рефлексия. (да + или нет - )

1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).                                                           

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

- Поменяйтесь заданиями  и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).

- Оцените себя с помощью смайликов

- Встаньте те , у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

- Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

XI. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Музыкант»

Итог:

- Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

- Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об"братьях наших меньших" мы прониклись в мир милосердия, сострадания

- Довольны ли вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

- Нарисуйте выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты 
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи
,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь 
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

 

 


 

Чапаевская сош Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «

Чапаевская сош Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «

Тема . В.Бианки. «Музыкант».

Тема . В.Бианки. «Музыкант».

УУД: 1. ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу; 2

УУД: 1. ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу; 2

Девиз нашей работы: Мы пришли сюда учиться,

Девиз нашей работы: Мы пришли сюда учиться,

Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно

Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно

Медвежатник – охотник на медведя;

Медвежатник – охотник на медведя;

Здравствуй лес, дремучий лес!

Здравствуй лес, дремучий лес!

Как медведь играл на разбитом дереве? (

Как медведь играл на разбитом дереве? (

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста

Поют перепела... Пусть станет сердцу твоему

Поют перепела... Пусть станет сердцу твоему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2020