Тема урока: Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста»
Цели урока:
1.Показать значение рассказа «Невеста»и «Дама с собачкой» в творчестве Чехова; дать представление о художественных особенностях произведения: расширить понятие о нравственных категориях.
2.Обучение анализу произведения.
3. Воспитание эстетического вкуса, бережного отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.
Ход урока.
1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа:
Слово учителя.
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества,- уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.
Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство-«реализм символизма или символизм реализма».
Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».
Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».
А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».
2. Беседа с
учащимися:
- Что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти
накануне свадьбы?
( Примерный ответ:
Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)
- Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра»?
( Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).
Учащиеся записывают выводы в тетрадях.
- Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич? (учащиеся зачитывают примеры из текста).
3. Сообщение
учащихся об Андрее Андреевиче, Надином женихе. (Примерный ответ.
На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».
Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».
« О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф»!)
Беседа с учащимися:
- Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд?
( Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)
Письменные ответы:
- Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?
- Как меняется отношение Нади к окружающим людям?
Индивидуальное задание. Способна ли Надя любить по-настоящему?
- Выборочное чтение письменных ответов.
4. Заключительная беседа с учащимися:
- Что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?
- Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? ( У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)
5.
Слово учителя.
На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В
заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться,
а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как
полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей
решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего?
Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и
предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.
6. Беседа по тексту рассказа «Дама с собачкой»
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?
- Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?
- На чем строятся их семейные отношения?
- С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?
2) Работа с текстом:
- Какой «горький опыт» имел Гуров?
- Какое впечатление Гуров производил на женщин?
- Как о них отзывался?
Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»
- С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?
- Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?
( « Что-то в ней есть жалкое всё-таки»)
- Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!
- Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?
( По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.
Гуров – растерян ( а ведь он опытен в делах с женщинами!)
Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)
- Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?
( ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)
- Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.
( обратить внимание на богатый внутренний мир Гурова, в котором открывается его способность любить)
- Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).
- Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.
( Что случилось? Уже говорит себе о своей любви, хочет кому-то открыться)
Диалог с чиновником про «осетрину с душком» -
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ!
Всё его нутро отвергает существующий уклад его жизни – он хочет большего. Происходит перерождение героя. Понял, что ведет двойную жизнь: скрывает не только свой «роман», но и «настоящую человеческую жизнь».
- Зачитайте эпизод от слов «Приехал он в С…» до «Он соображал…».
- Почему автор трижды повторяет эпитет «серый»? ( ничтожная, «бескрылая» жизнь)
- Расскажите про встречу героев в театре.
- Как дальше развивались отношения героев? Зачитайте отрывок (глава 4: «…у него было 2 жизни…»).
- Опишите поведение Гурова в гостинице, когда Анна Сергеевна плачет. (Заказал чай! – символ дома, повседневности, покоя)
Слово учителя.
Чехов – тонкий психолог, мастер кратко и лаконично сказать о многом, о важном. Использовал такие приемы, как подтекст, художественная деталь, символ.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.
Символ – условный знак, намек.
В рассказе «Дама с собачкой» можно проследить за возникновением подлинной, внутренней близости двух личностей, которую автор подчеркивал художественными деталями, символизирующими важное, существенное, характерное. Надеялся на вдумчивого читателя. Вспоминайте эпизоды: арбуз в Ялте и чай в Москве! От безразличия – к атмосфере домашней интимности, когда Гуров уже любит, понимает, поддерживает.
- Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.
6. Обобщение материала:
- Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».
(Главное событие рассказа – перемена, которая происходит под влиянием любви. Дама с собачкой – символ того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине)
- А какое название дали бы вы этому рассказу?
- Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?
Слово учителя.
Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Такой финал называется открытым. Что хотел этим подчеркнуть Чехов?
Таким образом, можно подвести итог:
Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.
Судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.
Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека, приобретение истинного смысла жизни, желание людей уйти от тех правил, которые делают их несчастными. По Чехову – можно уважать людей за способность любить!
7. Домашнее задание на выбор:
Прочитать рассказ «Студент»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.