Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
8 кл—10 кл
30.08.2022
Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»
Есть стихотворения- памятники. Таким можно считать «Я убит подо Ржевом»- одно из пронзительных лирических стихотворений о войне, написано в 1946 году. Твардовский ведёт читателя в самое пекло- на Ржевский плацдарм, в котором погибло за 2 года войны почти 2 млн воинов, но немцы не смогли пройти к Москве с этой стороны. Александр Трифонович имел понятие о войне не от других – он лично прошёл сотни километров по извилистым и трудным дорогам Родины. И стихи его выражают всю суровость тех времён, всю правду, которую автор видел своими глазами. С войны вернулись счастливчики, но долго, ещё очень долго в памяти сохранялись лица друзей, оставшихся на поле боя, и как незаживающие раны преследовали слова: «Вы должны были, братья, устоять, как стена, ибо мёртвых проклятье- эта кара страшна..»
забвенью не подлежит.pptx

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…»

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…»

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»


Подготовила учитель русского языка и литературы
ЛГ МАОУ «СОШ №2» Жукова Ирина Анатольевна
2022

А.Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом…

А.Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом…

А.Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом…

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Есть стихотворения- памятники.

Есть стихотворения- памятники.

Есть стихотворения- памятники. Таким можно считать «Я убит подо Ржевом»- одно из пронзительных лирических стихотворений о войне, написано в 1946 году. Твардовский ведёт читателя в самое пекло- на Ржевский плацдарм, в котором погибло за 2 года войны почти 2 млн воинов, но немцы не смогли пройти к Москве с этой стороны.
Александр Трифонович имел понятие о войне не от других – он лично прошёл сотни километров по извилистым и трудным дорогам Родины. И стихи его выражают всю суровость тех времён, всю правду, которую автор видел своими глазами. С войны вернулись счастливчики, но долго, ещё очень долго в памяти сохранялись лица друзей, оставшихся на поле боя, и как незаживающие раны преследовали слова: «Вы должны были, братья, устоять, как стена, ибо мёртвых проклятье- эта кара страшна..»

Я убит подо Ржевом». А.Т. Твардовский

Я убит подо Ржевом». А.Т. Твардовский

«Я убит подо Ржевом». А.Т. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте,

Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте,

Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете.
Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме…

Летом горького года Я убит. Для меня —

Летом горького года Я убит. Для меня —

Летом горького года Я убит. Для меня — Ни известий, ни сводок После этого дня.
Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши Там, на Среднем Дону?.. Этот месяц был страшен, Было все на кону.
Неужели до осени Был за ним уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! А иначе Даже мертвому — как?

Обращается мертвый боец не к потомкам и не к самому себе, а к собратьям по оружию и даже продолжает обсуждать ход боевых действий, ибо продолжается…

Обращается мертвый боец не к потомкам и не к самому себе, а к собратьям по оружию и даже продолжает обсуждать ход боевых действий, ибо продолжается…

Обращается мертвый боец не к потомкам и не к самому себе, а к собратьям по оружию и даже продолжает обсуждать ход боевых действий, ибо продолжается битва:
Я убит и не знаю, / наш ли Ржев, наконец?
И думает не о том, будут ли слышать его потомки, хотя и просит не забывать своих современников и братьев по оружию, — а думает о продолжающемся ходе боя.
Стихотворение -диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом. Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения:
Я вам жить завещаю — Что я больше могу?
Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее.

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена.
Наши очи померкли, Пламень сердца погас, На земле на поверке Выкликают не нас.
Мы — что кочка, что камень, Даже глуше, темней. Наша вечная память — Кто завидует ей?
Нашим прахом по праву Овладел чернозем. Наша вечная слава — Невеселый резон.
Нам свои боевые Не носить ордена. Вам — все это, живые. Нам — отрада одна:
Что недаром боролись Мы за родину-мать. Пусть не слышен наш голос, — Вы должны его знать.

В конце своего стихотворения от лица умершего солдата автор обращается к будущим потомкам, где завещает жить всем, кому удалось выжить:

В конце своего стихотворения от лица умершего солдата автор обращается к будущим потомкам, где завещает жить всем, кому удалось выжить:

В конце своего стихотворения от лица умершего солдата автор обращается к будущим потомкам, где завещает жить всем, кому удалось выжить:
Вам - всё это, живые, нам- отрада одна..
Он завещает тем, кто будет возрождать страну, быть счастливыми и продолжать служить Родине достойно и с честью. Автор призывает беречь Отечество, свое счастье в память о тех, кто отдал жизнь, сражаясь за Победу.

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе «Вам - всё это, живые…» Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Урок литературы в 10 классе«Вам - всё это, живые…»Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом..»

Великая Отечественная война навсегда останется на страницах книг, авторы которых были очевидцами этого страшного события

Великая Отечественная война навсегда останется на страницах книг, авторы которых были очевидцами этого страшного события

Великая Отечественная война навсегда останется на страницах книг, авторы которых были очевидцами этого страшного события. А лучшей среди рассказов о войне является повесть Григория Бакланова "Навеки- девятнадцатилетние».
Это небольшая история о человеке, мечты и планы которого были разрушены беспощадной войной. Третьяков навеки остался молодым, как и двадцать пять миллионов русских людей, погибших во время самой страшной войны XX века. Условия, в которых находится лейтенант, оказывают на его личность существенное влияние. Он взрослеет и понимает то, что подростку, живущему в мирное спокойное время, постичь было невозможно.
Повесть «Навеки - девятнадцатилетние» – дань памяти тем, кто погиб на поле боя, тем, кто, как и известная советская поэтесса Друнина, был «родом не из детства – из войны».

Пусть гадают потомки, какими мы были,

Пусть гадают потомки, какими мы были,


Пусть гадают потомки, какими мы были,  С богатырскою статью, со взглядом орла?  Нет, мы были простыми, мы шутки любили,  Нас хорошая песня за сердце брала.  Мы любили любимых, оставшихся где-то  И без спроса входящих в тревожные сны.  Мы любили без нас подрастающих деток…  Мы мечтали живыми вернуться с войны! 
 

Задание Поразмышляйте , как вы понимаете слова из стихотворения: «Вам -всё это, живые…»?

Задание Поразмышляйте , как вы понимаете слова из стихотворения: «Вам -всё это, живые…»?

Задание

Поразмышляйте , как вы понимаете слова из стихотворения:
«Вам -всё это, живые…»? Что – всё?
Напишите небольшой отклик на это стихотворение или расскажите о своих родных, прошедших дорогами Великой Отечественной войны

В истории каждой современной российской семьи есть страница, «опаленная войной», есть люди, которые испытали на себе тяготы военных лет

В истории каждой современной российской семьи есть страница, «опаленная войной», есть люди, которые испытали на себе тяготы военных лет

В истории каждой современной российской семьи есть страница, «опаленная войной», есть люди, которые испытали на себе тяготы военных лет.
Идут годы, и предается забвению то, что не должно забываться. Став старше, интересуясь историей своей семьи в военные годы, я обнаружила, что многое забыто: годы жизни, звания, награды, а порой даже имена. Поэтому, проведя исследование семейных архивов, общаясь со старшим поколением, я подумала: А не создать ли мне виртуальный музей доблестных предков? Эта летопись – плод кропотливой работы. Пожелтевшие от времени фотографии, воспоминания родственников, живущих далеко друг от друга, о тех, кто стал уже историей, стали основой моих исследований. Я хочу, чтобы это стало достоянием не только моей семьи, пусть имена героических прадедов знают следующие за мной поколения.
1941 год… Отцы ушли на фронт. На их место встали дети…дети войны… Они пережили страшные четыре года вместе со страной и делали то, что могли, что поручали им взрослые, а иногда и заменяя взрослых.
Ежова (Казарских) Татьяна Павловна (29.07.1932-05.04.2004 гг.) В начале войны ей было девять лет. И она помогала взрослым, готовила для солдат пищу. По словам Татьяны, детство было очень тяжелым. Им приходилось собирать колоски пшеницы, чтобы самостоятельно приготовить хлеб дома. На улицах могли напасть за малейший кусочек хлеба.
Ежов Василий Владимирович (14.01.1933-15.09.2003 гг.) В восемь лет, как только взрослые ушли на фронт, научился водить трактор-и так до конца войны. Таков был его вклад в общую Победу!
  Бауэр (Давыдова) Лидия Александровна (27.07.1927-26.02.2013гг). Несмотря на юный возраст - 14 лет-Лидия была тружеником тыл. Участвовала в сборке «орудия победы» - танке Т-34 в городе Челябинске.
Печёнкина (Банникова) Анна Георгиевна (27.12.1917-24.04.1992гг) всю войну работала санитаркой и медсестрой в госпитале. Она вспоминала, что врачей на всех не хватало, и даже неопытным санитаркам приходилось проводить несложные операции, чтобы хоть как-то помочь солдатам.

Фель Люция Христиановна (07.05

Фель Люция Христиановна (07.05

 
Фель Люция Христиановна (07.05.1920-02.03.2000 гг) до войны жила в городе Аше. Прошла всю войну от Волгограда до Берлина. Из воспоминаний Люции: порой раненых было настолько много, что медицинские работники не знали, куда бежать и за что схватиться. После победы вернулась в родную Ашу и до конца своих дней проработала хирургом в местной больнице.
Они сражались за Родину! Это старшее поколение нашей фамилии.
Гладков Вячеслав Вячеславович (03.08.1924-25.09.1997 гг.) встретил войну в Златоусте. В молодости увлекался альпинизмом, поэтому был призван для участия в горных операциях- в так называемой закрытой Кавказской операции. Стал участником «встречи» на реке Эльбе (Франция) с союзниками в 1945 году. Был награжден медалью «За отвагу».
 Бауэр Иосиф Антонович (26.05.1918-01.04.1990гг) был разведчиком. Участвовал в освобождении Киева, Минска, Варшавы и Праги. Был неоднократно ранен, но самую тяжёлую рану получил при установке понтонного моста на реке Одер (Польша). Служил в штабе Западного фронта, там и встретил Победу. Иосиф Антонович был награждён медалью «За отвагу».
Печёнкин Иван Николаевич (16.07.1917-03.02.1996 гг.) с 1937 году служил на Дальнем Востоке, был участником Русско- японской войны (1939 года), принимал участие в сражении на Халкин-Голе, получил звание сержанта. А с началом войны так и не попал домой, был мобилизован на фронт.
Награждён орденом «За храбрость и мужество в борьбе с немецким захватчиком 41-45 года» и медалью «За победу над Японией»(в сентябре 1945года).
 Не все имена сохранились в памяти…Но я верю, что каждый из них прожил достойную, честную жизнь, горжусь, что ношу их фамилию и постараюсь оправдать их уверенность, что боролись с врагом и победили его ради нашего счастливого будущего.

Фель Елизавета, 10 А класс

Работы учащихся других классов

Работы учащихся других классов


Работы учащихся других классов

Только он не вернулся из боя…» «…есть память обо мне,

Только он не вернулся из боя…» «…есть память обо мне,

«… Только он не вернулся из боя…»
«…есть память обо мне, Есть сердце, где живу я…»
А.С. Пушкин
Если бы время можно было бы повернуть вспять…Если бы те, кто не вернулся с полей боевых сражений, могли рассказать о себе нам, живущим сегодня…Но так быть не может. Однако есть документы- немые и беспристрастные свидетели подвига каждого, ушедшего на Великую Отечественную войну. В нашем семейном архиве мы бережно храним официальные документы и редкие письма, которые приходили с фронта.
И они говорят- мы слышим их голоса через десятилетия, как я слышу рассказ моего прадеда, Добрынина Петра Яковлевича, лейтенанта -танкиста 1918 года рождения. Его редкие письма- вехи военных будней, прожитое и пережитое, не позволяющее сегодня забыть о людях, честно исполнивших свой долг защитника родной земли.
«Мне 23 года, в октябре 1941 года я направляюсь на Брянский фронт в 32 танковую бригаду. Под Тулой наступает армия Гудериана, 43 дня мы держим оборону, бои жестокие, много потерь…Я легко ранен, получил очередное звание- теперь старший лейтенант».
По материалам военных архивов, уже после войны, стало известно, что танковая бригада потеряла больше половины своего состава.
«Декабрь 1941 года…Мы наступаем под Москвой, освободили Ясную поляну, Калугу. Опять ранен.. Получил звание капитана, назначен командиром танко-десантной роты автоматчиков мотострелкового пулеметного батальона 32 танковой бригады, до октября 1942 года ведём бои на Калининском фронте в районе города Киров, держим оборону на реке Жиздра». Вот как описан его подвиг в наградном листе: «Тов. Добрынин, участвуя в боях в должности командира стрелковой роты 1206 с.п. 362 с.д. Калининского фронта и в должности командира танко-десантной роты автоматчиков мотострелкового пулеметного батальона 32 танковой бригады, беспощадно громил живую силу противника. Благодаря умению гибкостно управлять в сложных условиях боя ротой, всегда был победителем с малыми потерями личного состава. В боях в районе реки Жиздра, деревни Колодезы, сумел сохранить личный состав от сильного артиллерийско-минометного обстрела и беспрерывной бомбежки с воздуха, а когда начали контратаковать противника совместно с танками 2 танковой роты, тов. Добрынин собрал лично остатки.., повел в атаку, воодушевляя весь личный состав своим личным примером, ринулись на врага, где уничтожили сотни гитлеровцев и захватили 40 пулеметов, 6 минометов, 6 раций и другого военного имущества противника».

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Петр Добрынин был награжден Орденом Красной Звезды. «Март 1943 года… Наша 32-ая танковая бригада сосредоточилась в районе хутора Нижне-Митякино Воронежской области, в мае получил на вооружение танки Т-34, а 5 июля бригада вошла в состав войск в районе Прохоровки под командованием полковника А. Линёва. 12 июля началось танковое сражение. Ад не так страшен, как это сражение…Я ранен, теперь тяжело; госпиталь – и снова в своей роте». В наградном листе сохранились строчки, подписанные Линёвым: «Тов. Добрынин, участвуя в атаке 12.07.1943 г, огнем своего танка уничтожил 2 танка T-VI «Тигр», 3 орудия ПТО, 5 пулеметных точек и 70 гитлеровцев. В этом бою был тяжело ранен в ногу. За мужество и доблесть представлен к награде- ордену «Отечественной войны» 1 степени». «Осень 1943 года… 32-ая танковая бригада рвется к Днепру, мы участвуем в операции по расширении плацдарма на правом берегу Днепра, в боях криворожского направления, в Пятихатской наступательной операции, которая продлилась с 15 октября по 23 ноября 1943 года…»
В ходе этой операции в ноябре Петр пропал без вести… В стихотворении А Твардовского «Я убит подо Ржевом» есть строчки, глубоко взволновавшие меня:
Нам свои боевые Не носить ордена. Вам — все это, живые. Нам — отрада одна:
Что недаром боролись Мы за родину-мать. Пусть не слышен наш голос, — Вы должны его знать.
Нет срока давности у памяти, и каждому человеку необходимо знать историческое прошлое своей страны, подвиги героев, это воспитывает мужество, благородство, уважение к старшим. Знание совершённого твоими предками подвига даёт человеку право гордиться ими.
Свиридова Яна, 8Б класс

В нашей семье бережно хранится память о герое прошлой войны, достойном основателе фамилии -Ашарапове

В нашей семье бережно хранится память о герое прошлой войны, достойном основателе фамилии -Ашарапове

В нашей семье бережно хранится память о герое прошлой войны, достойном основателе фамилии -Ашарапове Насифулле. Это мой прадед по отцовской линии. Когда началась война, ему было только 17 лет. Как все в то время, он хотел защищать Родину, много раз ходил в военкомат. И каждый раз ему говорили: «Вот когда будет 18 лет, так сразу и приходи». И 15 марта 1942 года 18-летний солдат Ашарапов отправился на фронт, сначала в пехоту. Это было испытанием для молодого бойца, ведь за 3 года войны он прошёл не одну тысячу километров. Он служил в реактивной артиллерии 1 Белорусского фронта. Конец войны встретил в Праге.
Родные вспоминали, что он неохотно рассказывал о военных годах, и это понятно. Каждый день жить в напряжении, видеть горе, слёзы женщин и детей в освобождённых от врага городах и сёлах, прощаться с товарищами, погибшими в бою… Это судьба того поколения, которое победило жестокого врага ценой огромных потерь.
Сохранилась одна фронтовая фотография, на которой видно, что молодой боец был храбрым воином- об этом говорят его награды: ордена Красной звезды и Отечественной войны 2 степени, медаль «За боевые заслуги» и другие, полученные за разные военные операции.
Я не видела прадеда, но, слушая рассказы родных, понимаю, что должна сохранить память о нём и рассказать своим сверстникам о славном предке.
Ашарапова Марина 8В класс

Я увидел войну глазами прапрадеда…

Я увидел войну глазами прапрадеда…

Я увидел войну глазами прапрадеда…
Молодой человек живёт будущим- мечтает о профессии, об успехах в спорте, о любимых людях. Для моего прапрадеда его восемнадцатилетие началось войной…Как и многие односельчане из села Лохути Таджикской ССР, он ушёл на фронт, чтобы защищать Родину от фашистов.
Юсупов Курбоналй вместе с боевыми товарищами испытал много трудностей, испил чашу горя, был свидетелем страшных событий, о чём впоследствии неохотно вспоминал и, рассказывая своим детям о пережитом, плакал… А я, слушая рассказ о нём, чувствую гордость, что в моём роду был такой сильный, мужественный солдат -защитник Родины.
Боевой путь начался с зачисления в войсковую часть, которая защищала Москву. Битва за столицу была ключевым сражением и, как вспоминал он после войны, было страшно от того, что редко можно было видеть ясное небо, потому что от снарядов, падающих на землю, от постоянной стрельбы стоял густой дым. Глаза плохо видели, а из-за непрерывного грохота ничего не было слышно. Но бойцы сражались до последнего патрона, даже раненые товарищи, кто мог, стреляли по противнику. Многие остались там, под Москвой, они никогда уже не увидели синего неба… Прапрадед получил серьёзные ранения, лечился и снова возвратился в часть.
Одно воспоминание особенно запомнилось моим родным. В 1942 году после тяжёлого боя санинструктор Наташа Кочуевская вынесла с поля боя раненых и разместила их в блиндаже. Ждали подмогу- санитарную машину. И тут неожиданно показались немцы. Наташа схватила автомат и кинулась к высотке, враги её заметили и открыли огонь. Патроны кончились, а когда немцы окружили девушку, она взорвала себя гранатой. Вскоре подоспела помощь. Прапрадеда отправили в госпиталь, а после выздоровления дали недельный отпуск, чтобы съездить на родину. После он узнал, что ту высоту назвали именем героини…
После войны он остался в селе, но не мог работать- тяжёлые ранения не позволяли…
У прапрадеда есть награды за мужество и героизм, проявленные в годы войны: орден Отечественной войны 2 степени и медаль «За отвагу».
Курбонов Дилмурод, 8 Б класс

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2022