Урок литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь».
Тема урока: «…. и жизнь, и слезы, и любовь ».
Цели урока:
1) показать значимость любви через произведения русских поэтов, композиторов, художников;
2) развивать речь, память, строить ответ - рассуждения, формировать навыки выразительного чтения;
3) воспитывать нравственное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитание полигамной личности, культуру взаимоотношения любви, пробудить в детях эстетические переживания.
Оборудование урока:
Интерактивная доска, презентация к уроку, картины художников XV – XIX вв, диски классической музыки, кинофильмы, карточки.
Тип урока: обобщающий семинар.
Технологии урока; - исследовательская
- информационная
-критического мышления
Методы:
1. Перцептивные (по источнику информации):
- словесные (рассказ, беседа, словесное рисование)
- практические (творческие задания)
2. Гностические:
- Информационные (передача и усвоение готовых знаний)
- Эвристическое (включающие учащиеся в поисковую самостоятельную деятельность)
3. Логические (методы мыслительной обработки информации):
- анализ
- синтез
- обобщение
- аналогия
Ход урока
1. Орг.момент.
Настрой на работу – чтение эпиграфа. Работа с эпиграфом.
Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побуждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви! (слайд 2)
Семен Надсон.
Ребята, как вы понимаете следующие выражения:
великая сила любви
побуждающая любовь
спасающая любовь (слайд 3)
2. Постановка целей и задач урока.
Тема нашего урока – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.
А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь:
« Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею» (слайд 4)
Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улице города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями…видите любовь…
А какая она – любовь?
И сегодня на уроке наша задача раскрыть тему любви в поэзии, живописи, музыке, кино.
3. Работа над главной темой урока.
Очень ярко тема любви раскрыта в творчестве А.С.Пушкина. Это стихотворения: «Я вас любил: любовь еще , быть может..», «Прелестница», «сожженное письмо».(Слайд 5 портрет Пушкина)
Гимном любви стало стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»
Ученик:
В 1819г. в Петербурге А.С.П встретил 19-летнюю красавицу, уже бывшую 3 года женой генерала Керна. поэт был покорен. Встретив через несколько лет Анну Керн, передал недавно напечатанные главы романа «Евгений Онегин». Между страниц был вложен вчетверо сложенный листок со стихотворением « Я помню чудное мгновенье». Послушайте эти удивительные строки. (выразительное чтение наизусть стихотворения) (слайд 6 – портрет Анны Керн)
В конце 15 в. в рассвет культуры эпохи Возрождения Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна» (слайд 7) Любовь к ней воспета многими поэтами. Этой Картине посвятил А.С Пушкин стихотворение «Мадонна».
Ученик:
В этом стихотворении Пушкин писал о Наталье Гончаровой. Натали… первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена ,его Мадонна. (слайд 8 – Наталья Гончарова)
Глубокой ночью после встречи с Натали Пушкин сидел за своим столом. Он писал. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки. (выразительное чтение стихотворения «Мадонна»)
Ученица:
Великий Пушкин писал. А свеча горела. Свеча… В ней всегда какая-то тайна, загадка, что-то величественное… и вечное. Свеча… Она горела и в летнюю ночь у А. Пушкина, и в зимнюю ночь. (выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»)
Тема любви звучит в музыке композитора.
Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю инопланетяне и им дан был всего один час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату». Соната была написана в 1801 году. И посвящена прекрасной Джульетте Гвичарде. (слайд 9)
1. Прослушивание «Лунной сонаты».
2. Просмотр фильма «Бетховен».
3. Просмотр фильма «Пабло Пикассо».
Ученик:
Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе. Она отражена в поэзиях Н. Некрасова, А. Блока, С. Есенина, в произведениях Л. Толстого, М. Горького, М. Шолохова и др. (слайд 10)
Учитель:
Но самый выразительный общенародный образ матери принадлежит С. Есенину. На всю жизнь мать осталась для него воплощением нравственной чистоты. (Выразительное чтение стихотворения «Письмо матери».) (слайд 11)
Учитель:
Образ родины. «Казахстан – наша Родина, каждый кусочек родной земли с ее природой и погодой – это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих и хороших мест, Родину любят такой какая она есть. Какой ее оставили наши предки!» - Н. Назарбаев. (слайд 12)
Учитель:
О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю…
Мои обиды и прощенье
Сгорят, как старая жнивье.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление мое.
(Анат. Жигулин)
Фильм.
Учитель:
Любовь. Любили в разные времена года. Любят люди разных национальностей.
Любят в разные эпохи.
Просмотр кадров из кинофильмов: «Весна на Заречной улице», «Девчата», «17 мгновений весны».
Чтобы вам не грустить слишком сейчас мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь.
Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может рано… (выразительное чтение стихотворения А. Барто «Первая любовь»)
Просмотр фильма В.Гюго « Собор парижской богоматери». ( слайд 13)
Беседа о видах любви, отраженных в произведении.
Учитель:
О любви написано великое множество стихотворений. Кому-то нравятся стихи М.Цветаевой, кому-то – А.Ахматовой, а кто- то в восторге от поэзии Петрарка, Гумелева…
Чтение наизусть учащимися стихотворений.
Многие из стихотворений стали романсами.
«Любовь - волшебная страна», «А напоследок я скажу».
Просмотр отрывков из фильмов.
Диагностика. Работа по группам. Подбор эпитетов. (слайд 14)
4. Итог урока.
Учитель:
О любви написано много! Много, потому что перед нами 1000, десятки 1000 строк, продиктованных и сильным волнением , и глубокими раздумьями. Поэзия всегда шла под знаком Любви!
Но о любви написано мало! Мало, потому что чувство это любовь неисчерпаемо, как сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви – ее новизна, драматизм, многообразие, ее прелесть, обаяние, страстность не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
Я у тебя учусь и верить, и любить,
И чудный гимн любви – один из гимнов рая-
В слова с тараюсь перелить (слайд 15)
С.Надсон
Сегодня на уроке удалось ли создать своеобразный Гимн-Гимн Любви?
Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно.
Говорите о « чудных мгновениях» любви достойными слова. Учитесь этому у великих мастеров слова.
5.Домашнее задание.
Мини- сочинение «Любви счастливые моменты».
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.