Урок литературы в 8 классе
Тема: Пример мужества, самопожертвования и воли к жизни в повести Владислава Титова «Всем смертям назло»
Цели:- создать комфортные условия для проведения урока и реализации поставленных
целей;
-проанализировать с учащимися повесть В.Титова «Всем смертям назло»; на примере жизни героев показать сильных людей, совершающих подвиги, не сдающихся в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах;
-продолжить работу по совершенствованию метода лингво - культурологического анализа текста;
-совершенствовать внедрение в учебный процесс метода «синквейн» и метода «течение мыслей»;
-развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать, сопоставлять, обобщать; умение давать полные ответы, критически мыслить; совершенствовать умение работать с текстом, находить художественные средства выразительности.
-воспитывать чувство ответственности за свою и чужую жизни, желание жить, понимание того, что жизнь важна и прекрасна;
-прививать семейные ценности, чувство уважения и гордости за земляков- героев.
Ход урока
1 этап. Предтекстовый структурный элемент.
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.
а) Объявление темы урока.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы обсудим замечательную повесть нашего земляка Владислава Титова «Всем смертям назло», поговорим о смелости, мужестве, роли близких людей, о подвиге, о жажде жизни.
-Я желаю вам на сегодняшнем уроке узнать новое, обсудить главное и понять важное.
-Запишите в тетрадях тему урока, используя метод «течение мыслей». Разбейте страницу на две части, одну озаглавьте «ключевые слова», а другую - «яркие фразы». В первой колонке вы будете записывать те слова, которые помогут вам вспомнить важные события из жизни героев, а вторая колонка будет хранилищем самых ярких и запоминающихся фраз, которые послужат вам не только на сегодняшнем уроке, но и в жизни.
б) Самоопределение к деятельности (целеполагание).
-Какие цели вы ставите для себя на уроке?
-Чему должны сегодня научиться?
-Что вы хотите взять для себя из сегодняшнего урока?
в) Работа с эпиграфом.
-Ребята, эпиграфом к нашему уроку послужит пронзительное стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
Прослушивание стихотворения в исполнении актёра Сергея Безрукова
-Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?
-Почему именно это стихотворение я выбрала эпиграфом урока?
-Кому посвятил К.Симонов это стихотворение?
-Можно ли сказать, что «Жди меня» написано словно о нашем сегодняшнем герое?
2. Подготовка к вхождению в текст.
а) Актуализация опорных знаний учащихся.
-Ребята, вместе со школьным библиотекарем мы приготовили для вас фильм о Владиславе Титове и презентацию его жизни и творчества. Надеюсь, эта информация поможет вам глубже вникнуть в суть урока, лучше понять автора, узнать о нём что-то новое.
Просмотр фильма
-Что нового вы узнали об авторе? Таким ли вы себе его представляли?
Презентация жизни и творчества Владислава Титова
б) Создание базы для вхождения в текст.
-Ребята, а каков он, шахтёрский труд?
-Есть ли у вас в семье шахтёры?
Что вам рассказывали близкие, которые работали в шахте?
(Выступление обучающихся)
-Почему тема шахтёрского труда очень близка и дорога нам?
-Да, ребята, шахтёрский труд, шахтёрский подвиг - эти слова для нас не пустой звук, потому что мы живём с вами в городе Стаханове- городе шахтёрской славы, городе, о котором знает весь мир.
-А вам хотелось бы узнать, как, в каких тяжелейших условиях работают шахтёры?
-Давайте посмотрим ролик о шахтёрском труде.
Просмотр ролика
-Поделитесь своими впечатлениями от увиденного.
2 этап. Текстовый структурный элемент.
1. Вхождение в текст.
-Ребята, вы прочитали повесть «Всем смертям назло». Какой эпизод повести вас поразил больше всего?
-Какая часть повести является наиболее напряжённой, на ваш взгляд?
-Непредсказуемой?
Что было наиболее трогательным?
-Волнующим?
-Какие чувства возникли у вас после прочтения повести?
-Кто был главным человеком в жизни главного героя?
Почему Таня не бросила мужа?
-Остались бы вы с Серёжей на месте Тани?
-А если бы Таня бросила Сергея, что бы с ним произошло в дальнейшем? Как бы сложилась его судьба?
-Кто и как, кроме Тани, помог Сергею выжить и поверить в себя?
-Почему поначалу у героя не было сил бороться?
-Какой стала жизнь Сергея после подвига?
-Почему человеческая жалость не всегда бывает уместной?
-Как повлияло чтение книг на дальнейшую жизнь Сергея?
-Как сложилась бы жизнь Сергея, если бы трагедии не произошло?
- Если бы вы встретили Сергея и Таню на улице, что бы вы сказали этой мужественной паре?
2. Практикум. Анализ отдельной главы.
-Ребята, а сейчас мы детально проанализируем 3 главу повести.
-Что произошло в шахте? Прочитать.
-В главе часто встречается фраза «голубая змейка огня». Как называется этот троп? Почему огонь ассоциируется у автора со змеёй?
-Какие мысли вспыхнули в голове у Сергея? Прочитать.
-Как автор описывает невыносимую боль, пронзившую Сергея? Прочитать. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке?
-Найдите в тексте эпитеты. Какие они по эмоциональной окраске?
-Что чувствовал Сергей после того, как отключил трансформатор? Прочитать.
-Кто нашёл Сергея? В каком он был состоянии?
Что означала цифра «7» для машиниста шахтного подъёма? Почему она казалась чужой и страшной?
-Что чувствовал, о чём думал Сергей после того, как его подняли на поверхность? Прочитать.
-Почему автор сравнивает красный крест с пауком? Прочитайте этот отрывок. Какие тропы здесь используются? Найдите строки, в которых ещё встречается метафоричный образ паука.
-Ребята, с какой целью автор внёс в эту страшную главу эпизод с девочкой? Как называется такой приём?
-Найдите и прочитайте диагноз, поставленный Сергею.
-Что думали врачи по поводу состояния героя после трагедии?
-«Весть о несчастье поползла по палатам…» Как вы понимаете эти строки? Какой приём здесь используется?
-Прочитайте последний абзац. Найдите здесь эпитеты, сравнения, метафоры.
-Почему эта глава изобилует художественными средствами выразительности? Какова их роль?
-Ребята, в тексте главы много односоставных предложений. С какой целью их использует автор?
-Также в тексте много восклицательных, вопросительных знаков, троеточий. Для чего они использованы автором?
-Какое у вас впечатление от прочитанной главы?
3.Составление синквейна.
-Ребята, а сейчас мы будем составлять синквейн для того, чтобы вы смогли кратко, чётко и образно выразить свои мысли по поводу прочитанной повести.
-Правила написания синквейна вы видите на слайде.
-Составление, прочтение и анализ синквейнов.
3 этап. Посттекстовый структурный элемент.
1. Рефлексия.
-Ребята, получилось ли у нас достигнуть поставленных целей?
-Что было наиболее важным для вас на сегодняшнем уроке?
-Ценным?
-Трудным?
-Какой опыт вы приобрели сегодня? Где примените его?
-Оцените, пожалуйста, работу класса. Что получилось?
-Какие выводы вы сделали для себя после анализа повести?
-Кто из вас сегодня на уроке был особенно продуктивным?
-Можете ли считать себя грамотными, внимательными читателями?
2. Оценивание.
3. Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение на тему «Никто лучше мужественного не перенесёт страшное», используя материалы урока и записи в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.