Урок литературы в 8 классе на тему: "Пример мужества, самопожертвования и воли к жизни в повести Владислава Титова "Всем смертям назло"
Оценка 4.6

Урок литературы в 8 классе на тему: "Пример мужества, самопожертвования и воли к жизни в повести Владислава Титова "Всем смертям назло"

Оценка 4.6
docx
14.05.2020
Урок литературы в 8 классе на тему: "Пример мужества, самопожертвования и воли к жизни в повести Владислава Титова "Всем смертям назло"
открытый урок.docx

 

Урок литературы в 8 классе

Тема: Пример мужества, самопожертвования и воли к жизни в повести Владислава Титова «Всем смертям назло»

                                                          

Цели:- создать комфортные условия для проведения урока и реализации  поставленных

целей;

-проанализировать с учащимися повесть В.Титова «Всем смертям назло»; на примере жизни героев показать сильных людей, совершающих подвиги, не сдающихся в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах;

-продолжить работу по совершенствованию метода лингво -  культурологического анализа текста;

-совершенствовать внедрение в учебный процесс метода «синквейн» и метода «течение мыслей»;

-развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать, сопоставлять, обобщать; умение давать полные ответы, критически мыслить; совершенствовать умение работать с текстом, находить художественные средства выразительности.

-воспитывать чувство ответственности за свою и чужую жизни, желание жить, понимание того, что жизнь важна и прекрасна;

-прививать семейные ценности, чувство уважения и гордости за земляков- героев.

                         

 

Ход урока

1 этап. Предтекстовый структурный элемент.

1.      Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

а) Объявление темы урока.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы обсудим замечательную повесть нашего земляка Владислава Титова «Всем смертям назло», поговорим о смелости, мужестве, роли близких людей, о подвиге, о жажде жизни.

-Я желаю вам на сегодняшнем уроке узнать новое, обсудить главное и понять важное.

-Запишите в тетрадях тему урока, используя метод «течение мыслей». Разбейте страницу на две части, одну озаглавьте «ключевые слова», а другую - «яркие фразы». В первой колонке вы будете записывать те слова, которые помогут вам вспомнить важные события из жизни героев, а вторая колонка будет хранилищем самых ярких и запоминающихся фраз, которые послужат вам не только на сегодняшнем уроке, но и в жизни.

б) Самоопределение к деятельности (целеполагание).

-Какие цели вы ставите для себя на уроке?

-Чему должны сегодня научиться?

-Что вы хотите взять для себя из сегодняшнего урока?

в) Работа с эпиграфом.

-Ребята, эпиграфом к нашему уроку послужит пронзительное стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

Прослушивание стихотворения в исполнении актёра Сергея Безрукова

-Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение?

-Почему именно это стихотворение я выбрала эпиграфом урока?

-Кому посвятил К.Симонов это стихотворение?

-Можно ли сказать, что «Жди меня» написано словно о нашем сегодняшнем герое?

2. Подготовка к вхождению в текст.

а) Актуализация опорных знаний учащихся.

-Ребята, вместе со школьным библиотекарем мы приготовили для вас фильм о Владиславе Титове и презентацию его жизни и творчества. Надеюсь, эта информация поможет вам глубже вникнуть в суть урока, лучше понять автора, узнать о нём что-то новое.

                                                              Просмотр фильма

-Что нового вы узнали об авторе? Таким ли вы себе его представляли?

Презентация жизни и творчества Владислава Титова

                         

б) Создание базы для вхождения в текст.

-Ребята, а каков он, шахтёрский труд?

-Есть ли у вас в семье шахтёры?

Что вам рассказывали близкие, которые работали в шахте?

(Выступление обучающихся)

-Почему тема шахтёрского труда очень близка и дорога нам?

-Да, ребята, шахтёрский труд, шахтёрский подвиг - эти слова для нас не пустой звук, потому что мы живём с вами в городе Стаханове- городе шахтёрской славы, городе, о котором знает весь мир.

-А вам хотелось бы узнать, как, в каких тяжелейших условиях работают шахтёры?

-Давайте посмотрим ролик о шахтёрском труде.

Просмотр ролика

-Поделитесь своими впечатлениями от увиденного.

2 этап. Текстовый структурный элемент.

1.      Вхождение в текст.

-Ребята, вы прочитали повесть «Всем смертям назло». Какой эпизод повести вас поразил больше всего?

-Какая часть повести является наиболее напряжённой, на ваш взгляд?

-Непредсказуемой?

Что было наиболее трогательным?

-Волнующим?

-Какие чувства возникли у вас после прочтения повести?

-Кто был главным человеком в жизни главного героя?

Почему Таня не бросила мужа?

-Остались бы вы с Серёжей на месте Тани?

-А если бы Таня бросила Сергея, что бы с ним произошло в дальнейшем? Как бы сложилась его судьба?

-Кто и как, кроме Тани, помог Сергею выжить и поверить в себя?

-Почему поначалу у героя не было сил бороться?

-Какой стала жизнь Сергея после подвига?

-Почему человеческая жалость не всегда бывает уместной?

-Как повлияло чтение книг на дальнейшую жизнь Сергея?

-Как сложилась бы жизнь Сергея, если бы трагедии не произошло?

- Если бы вы встретили Сергея и Таню на улице, что бы вы сказали этой мужественной паре?

2. Практикум. Анализ отдельной главы.

-Ребята, а сейчас мы детально проанализируем 3 главу повести.

-Что произошло в шахте? Прочитать.

-В главе часто встречается фраза «голубая змейка огня». Как называется этот троп? Почему огонь ассоциируется у автора со змеёй?

-Какие мысли вспыхнули в голове у Сергея? Прочитать.

-Как автор описывает невыносимую боль, пронзившую Сергея? Прочитать. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке?

-Найдите в тексте эпитеты. Какие они по эмоциональной окраске?  

-Что чувствовал Сергей после того, как отключил трансформатор? Прочитать.

-Кто нашёл Сергея? В каком он был состоянии?

Что означала цифра «7» для машиниста шахтного подъёма? Почему она казалась чужой и страшной?

-Что чувствовал, о чём думал Сергей после того, как его подняли на поверхность? Прочитать.

-Почему автор сравнивает красный крест с пауком? Прочитайте этот отрывок. Какие тропы здесь используются? Найдите строки, в которых ещё встречается метафоричный образ паука.

-Ребята, с какой целью автор внёс в эту страшную главу эпизод с девочкой? Как называется такой приём?

-Найдите и прочитайте диагноз, поставленный Сергею.

-Что думали врачи по поводу состояния героя после трагедии?

-«Весть о несчастье поползла по палатам…» Как вы понимаете эти строки? Какой приём здесь используется?

-Прочитайте последний абзац. Найдите здесь эпитеты, сравнения, метафоры.

-Почему эта глава изобилует художественными средствами выразительности? Какова их роль?

-Ребята, в тексте главы много односоставных предложений. С какой целью их использует автор?

-Также в  тексте много восклицательных, вопросительных знаков, троеточий. Для чего они использованы автором?

-Какое у вас впечатление от прочитанной главы?

3.Составление синквейна.

-Ребята, а сейчас мы будем составлять синквейн для того, чтобы вы смогли кратко, чётко и образно выразить свои мысли по поводу прочитанной повести.

-Правила написания синквейна вы видите на слайде.

-Составление, прочтение и анализ синквейнов.

3 этап. Посттекстовый структурный элемент.

1.      Рефлексия.

-Ребята, получилось ли у нас достигнуть поставленных целей?

-Что было наиболее важным для вас на сегодняшнем уроке?

-Ценным?

-Трудным?

-Какой опыт вы приобрели сегодня? Где примените его?

-Оцените, пожалуйста, работу класса. Что получилось?

-Какие выводы вы сделали для себя после анализа повести?

-Кто из вас сегодня на уроке был особенно продуктивным?

-Можете ли считать себя грамотными, внимательными читателями?

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение на тему «Никто лучше мужественного не перенесёт страшное», используя материалы урока и записи в тетради.

             

 

 

 

 

 


 

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Да, ребята, шахтёрский труд, шахтёрский подвиг - эти слова для нас не пустой звук, потому что мы живём с вами в городе

Да, ребята, шахтёрский труд, шахтёрский подвиг - эти слова для нас не пустой звук, потому что мы живём с вами в городе

Ребята, а сейчас мы детально проанализируем 3 главу повести

Ребята, а сейчас мы детально проанализируем 3 главу повести

Ребята, а сейчас мы будем составлять синквейн для того, чтобы вы смогли кратко, чётко и образно выразить свои мысли по поводу прочитанной повести

Ребята, а сейчас мы будем составлять синквейн для того, чтобы вы смогли кратко, чётко и образно выразить свои мысли по поводу прочитанной повести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020