Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс
Лычагина А.Ю.,
Лычагина Л.Н.,
Учителя
математики
Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Задачи:
Тип
урока: урок закрепления знаний.
Формы обучения: фронтальная, парная,
коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы и для домашней работы – см. Приложение)
Ход урока
I. Организационный момент.
Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями.
А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку.
Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим урок «Математика и здоровье», чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Путь к математическим вершинам начинается со здоровья.
А заинтересовать вас вопросами здорового образа жизни мы постараемся посредством решения математических задач.
Умение решать задачи – это важная часть для того, чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ.
II. Устный счет.
III. Решение задач.
Бойся вредных привычек.
- Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы.
Слаженная работа всех органов – счастье для человека.
Решим задачу:
Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? (на 15 лет)
75 – это5/4
Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель.
75:5*4=60
75-60=15
Ответ: на 15 лет
Решим задачу:
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? (210 000 )
42%=0,42
500000*0,42=210000
Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?
Мужчины чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни, кроме того, имеют больше вредных привычек.
Математическая статистика.
· 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
· 90% рака легких наблюдается у курильщиков,
· до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
· Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
Правильно питайся.
- Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества.
- Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.
Высказывания:
1. «Ешь столько,
чтобы тела зданье не гибло от перееданья»
Ибн Сина.
2. «Если хочешь
продлить свою жизнь, укороти трапезы»
Бенджамин Франклин.
3. «Умеренность –
союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите и
двигаетесь – соблюдайте умеренность»
Абу-Ль-Фараджа.
- Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий.
Решим задачу:
Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
1 число – х; 0,7х
2 число –(х+5) 0,6(х+5)
0,6(х+5)- 0,7х=2,7
0,6х+3-0,7х=2,7
-0,1х=-0,3
Х=3
У=3+5=8
Ответ: 3;8
Источники меди:
Крупы, хлебобулочные изделия, картофель, укроп, чёрная смородина, малина, шипоавник, клюква, крыжовник, груши, клубника, горох, фундук, чернослив, какао-бобы. Печень, почки, мясо животных, рыба и морепродукты.
Источники железа:
Красное мясо, птица, свинина, говядина, кролик, яичный желток. Рыба, молочные продукты.
Полноценный сон – важный источник ваших сил.
- Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым , мозг плохо работает.
Решим задачу:
Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?(75лет)
Пусть х-средняя продолжительность жизни.
Составим уравнение
1/3х+50=х
-2/3х =-50
Х=-50:(-2/3)
Х=75
Ответ:75 лет
Движение жизнь
- Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.
Движение делает людей счастливыми
Бесцельны долгий
отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой,
Коль человек недвижим, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Ибн Сина
Физкультминутка: видеоролик
Красота должна быть разумной
- В 17-19 веках было особенно модно пользоваться корсетами для придания стройности фигуре. Корсеты носили женщины, а иногда и мужчины. Талии у дам были действительно очень тонкими, но вот только пройти хотя бы 100 м для них было проблемой. Корсет сдавливал грудь, не давал дышать и уродовал внутренние органы.
Современная мода на брюки и юбки с заниженной талией, к счастью мода уходящая, может пагубно сказаться как на собственном здоровье каждого, так и на здоровье потомства, а значит и всей нашей нации.
Красота должна быть разумной.
Решим задачу:
У французской актрисы Полет, жившей в начале 20 века, обхват талии составлял 33 см. Обхват талии самого тяжеловесного из ныне живущих американца Альберта Джексона составил 891% от обхвата талии актрисы. Какой длины рулетку придется использовать, чтобы наверняка найти объем его талии? (294 см, т.е. 3 м длина рулетки)
33*8,91=294,03см =3м
Память необходимо тренировать.
- Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести.
- Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны.
-В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.
Решим задачу:
Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28слов
Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек.
Х-0,4х=12
0,6х=12
Х=12:0,6
Х=20
20+8=28 ответ
Работать в шуме вредно.
Решите уравнения, из букв, соответствующим правильным ответам, составьте слово, и вы узнаете, какой враг оказывает на организм разрушающее действие, сравнимое с курением.
Кто найдет ключевое слово, поднимет руку. (Ключевое слово: I – шум, II – гам.)
Учитель: Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Реакция на шум выражается в повышенной возбудимости и раздражительности. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Шум приводит к появлению систематических головных болей, понижению слуховых функций и всегда к потере работоспособности.
С помощью слуха мы взаимодействуем с окружающей средой. При работе в интенсивном шуме у людей снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение. Сильный шум может даже убить. Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя. Это Решим задачу:
Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? 66,6%
30/45=2/3=0,66666*100=66,6%
IV. Итог урока.
Наши задачи закончились. Поднимите руку, кто почерпнул сегодня что-то новое для себя.
- Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной не лежи на диване и не просиживай время зря.
-Мы знаем, время
растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
- Мы за здоровый образ жизни, за то, чтобы свободное от учебы время было творчески заполнено.
- Чем богаче ваш внутренний мир и разносторонней занятия, тем наглядней для вас будет бессмысленность курения, пьянства и прочих вредных привычек и негативных факторов.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Задачи на листочках.
Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в необозримом море с именем «Математика»! Спасибо за участие!
Домашнее задание:
1. Высокий уровень шума, воздействующий на органы слуха в течении нескольких часов, может привести к снижению остроты слуха. Выясните, какой шум опасен для вашего здоровья, если он составляет 367% от нормального уровня шума в 30 дб.
2. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 34 р. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 15000 рублей в месяц?1
Используемые материалы:
1. Материалы сайта «Открытый урок, Первое сентября».
2. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.