Конспект урока математики
1 класс
УМК: «Школа России».
Тема: «Вычитание однозначных чисел из 10».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Отводимое время: 40 минут.
Цель: создание условий для осознания и осмысления приёма вычитания вида 10-.
Задачи:
Образовательные:
-учить выполнять вычисления вида 10-;
-повторить состав чисел первого десятка, порядковый счёт;
-закрепить умение решать задачи изученных видов.
Развивающие:
-развивать внимание, память, математическую речь.
Воспитательные:
-формировать навыки организации учебного труда;
-поддерживать интерес к урокам математики.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, набор цифр, счётные палочки, конверты для индивидуальной работы.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, составление задачи на основе простейших математических моделей- схематических рисунков, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
-умения правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником, самостоятельно знакомиться с заданиями;
-развивать умение воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать);
Коммуникативные УУД: умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности.
Планируемые результаты:
Личностные: умение оказывать помощь ближнему; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания; умение концентрировать внимание на различных объектах урока; умение правильно составлять высказывания.
Предметные: знать состав чисел в пределах 10; выполнять вычитание чисел из 10; находить неизвестные компоненты сложения.
Ход урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
Мотивация учебной деятельности.
|
Организационный момент. Психологический настрой. |
-Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! Пожелайте мысленно себе и своим товарищам хорошего настроения и позитивного настроя на работу!
|
Подготовка к уроку. Психологически настраиваются на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
Актуализа-ция знаний.
|
Повторение порядкового счета
|
- Сейчас поиграем в игру «Весёлый счёт».
-Какие качества помогли быстро и правильно выполнить задание?
|
Выполняют прямой и обратный счёт до 20. Индивидуальные карточки. Внимание, память.
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные: -контроль, коррекция.
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Повторение состава чисел.
Связь между суммой и слагаемыми.
|
Что необходимо знать, чтобы решить примеры?
6 + o = 7 6 + o = 8 8 + o = 9 2 + o = 7 6 + o = 8 2 + o = 9 3 + o = 7 3 + o = 8 6 + o = 9 5 + o = 7 4 + o = 8 4 + o = 9
Контролёры проверяют работу, проговаривают задание у доски.
|
Состав чисел 7,8,9. От перестановки слагаемых сумма не меняется. Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится второе слагаемое. Индивидуальная работа у доски. Вставляют пропущенные числа.
|
Познавательные: -логические: анализ, синтез, обобщение; -использование знаково-символических средств; -выделение существенной информации из текста; -рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - Регулятивные: -контроль, коррекция; -внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: умение контролировать действие партнера; -умение использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
IV.Работа в тетради. Математический диктант. |
|
-Проверим, есть ли среди вас знатоки математики. Математический диктант: -Какое число следует за числом 9? -На сколько 9 меньше 10? -Какое число стоит левее 10 на 2? -На сколько 8 меньше 10? -Какое число нужно увеличить на 3, чтобы получить 10? -Сколько единиц дополняет 6 до 10? -Сколько нужно прибавить к 5. Чтобы получит 10?
|
Выполняют работу На индивидуальных листках.
Взаимопроверка. Самопроверка с использованием ИКТ.
|
|
|
|
-У кого нет ошибок в диктанте? -Молодцы! - Какое задание вы можете придумать по этим числам?
- На какие две группы разделим числа?
- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание? Старинная задача: Летела стая гусей, а навстречу им гусак. -Здравствуйте ,10 гусей! -Нет, нас не 10. Если бы ты был с нами, да ещё 2 гусей, то тогда бы было 10. Сколько в стае гусей? |
10,1,8,2,7,4,5.
Расположить их в порядке возрастания: 1, 2, 4, 5,7, 8, 10. Двузначные - 10, Однозначные –1, 2, 4,5, 7, 8. Знание порядкового счёта.
7. |
|
Формирование темы и цели урока.
Физкультминутка.
|
Практическая работа. Работа в парах.
Постановка учебных задач. |
- Поработаем в парах. Возьмите 10 палочек. Вспомните состав числа 10 и заполните пропуски в таблице. Устно составьте разные выражения на вычитание. -Определите, кто будет вести записи, кто будет отвечать, если ваша пара первой выполнит задание.
-Какие пары чисел можно убрать?
Почему?
Получили таблицу состава числа 10. -Для чего необходимо знать состав числа.
-Определите тему урока. -Как вы думаете, будет ли отличаться алгоритм вычитания из числа 10 от вычитания из 6,7,8,9? -Значит, что мы должны знать, чтобы вычесть из 10? -Какие цели поставите на этот урок? (На доске схема-опора)
-Что вам поможет в достижении целей? -Перед вами лежат листы со «стрелкой». Отметьте на ней карандашом, где находятся ваши знания по теме урока на данный момент.
Какую цель уже достигли? -Молодцы!
-Что вы знаете о числе 10? -Что насчитывается у человека в количестве 10? В древности оно выступало символом гармонии и полноты. В науке нумерологии 10 соответствует именам Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя и Илюша. Это энергичные, уверенные в своих силах, смелые люди. -Какие пословицы и крылатые слова с числом 10 вы знаете?
Мы присядем столько раз, Сколько пальчиков у нас. (5) Мы подпрыгнем столько раз, Сколько палочек у нас. (6) Наклонимся столько раз, Сколько звуков в слове «класс». (4) Потянитесь столько раз, Сколько букв в слове «час». (3) Хлоп в ладоши столько раз, Сколько глаз у нас. (2) Покачайте головой, Повторяйте все за мной! (4)
|
Работают с опорой на счётный материал. Заполняют таблицу «Состав числа 10».
Фронтальная проверка.
1и 9 2 и 8 3 и 7 4и 6 От перестановки слагаемых сумма не меняется. Чтобы решать примеры на сложение и вычитание. «Вычитание из числа 10».
Повторить состав числа 10, учиться вычитать из числа10, совершенствовать вычислительный навык, развивать математическую речь. Учитель, товарищи, учебник, знания.
Повторили состав числа 10.
Дело десятое. С пятого на десятое.
Выполняют физкультминутку.
|
|
Первичная проверка понимания.
|
Формирование вычислительного навыка |
-Зная состав числа 10, сможем выполнить вычитание из 10? Какое математическое правило будем использовать?
Решите примеры у доски с объяснением. 10-6 10-2 10-4 10-5 10-8 10-1
|
Связь между суммой и слагаемыми.
Один ученик решает у доски. Остальные записывают в тетрадь.
|
|
|
. |
-Что мы сейчас делали? -Кто достиг эту цель? -Кому ещё нужно потренироваться?
|
Учились вычитать из10. |
Познавательные: - оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникатиные: -умение выражать свои мысли.
|
Самостоятельная работа. Физминутка для глаз. |
Закрепление навыка счета в пределах 10.
Работа с учебником.
|
Проверим, сможете ли вы самостоятельно справится с новым материалом. Откройте учебник на странице 34, №1. Рассмотрите выражения. Все ли подходят к теме урока? - Выберите выражения по теме урока. Запишите в тетради, найдите значения. -Какое знание поможет? 10-9 10-4 10-3 10-7 -Что мы сейчас делали? -Кто достиг эту цель? -Кому ещё нужно потренироваться?
|
Состав числа 10. Учащиеся выполняют задание. |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -логические: анализ, синтез, обобщение; -знаково-символические Регулятивные: -контроль, коррекция. Коммуникативные: умение контролировать действие партнера.
|
Решение задач.
|
Закрепление умения анализировать условие задачи.
|
- Какие задания ещё можем выполнить, чтобы применить знания по теме «Вычитание из числа 10»? № 4 (стр. 34) - Что в задаче известно? - О чём спрашивается? - Что обозначает число 10 в задаче? Число3? - Сколько деревянных домов? Как узнали? Как рассуждали?
Запишите: 10 – 3 = 7 (д.) - Что записали? Прочитайте вопрос. Назовите ответ. Как получили 7? Как рассуждали?
Какую цель достигли? Кому ещё нужна помощь?
|
Условие задачи. Вопрос задачи.
Деревянных домов 10 без 3.
Решение задачи.
10-это 3 и 7. Значит, 10-3=7 |
|
|
Работа с задачей с недостающими данными. |
На вешалке было пальто. Дети надели пальто. Сколько пальто осталось на вешалке? - Прочитайте задачу. Можем ли мы решить эту задачу? Почему? - По какой теме работаем? Дополните задачу числовыми данными, чтобы решение соответствовало теме урока. - Какое число обязательно должно быть в задаче? (10) - Какое число можно поставить в другое окошко? - Вставьте недостающие данные, запишите решение. - Какую задачу составили? Какое решение получили? - Сколько решений возможны?
|
От 1 до 9. |
|
Дидактическая игра «Магазин» |
|
«Весёлый магазин» Открываем магазин. Продаём продукты. Овощи и фрукты. -Сколько стоит кабачок? -Кабачок? Пятачок. -Дайте два кабачка! -Дайте два пятачка! -Пятачок и пятачок… Нате гри-ве-ни-чек! -Что такое гривеничек? -Давайте поиграем в «Магазин». Только наш магазин не простой, а математический. Покупка будет вашей, если верно назовёте, сколько сдачи должен вам дать контролёр-кассир. На листе прайс-лист товаров:
Тетрадь- 6 Пенал - 8 Ручка - 7 Ластик- 4 -Понравилась вам игра? -Молодцы. |
Два ученика декламируют стихотворение.
10 рублей.
Ученики выбирают покупку. Объясняют решение. Контролёр-кассир проверяет. |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
|
|
-По какой теме работали? -Какие задачи перед собой ставили? -Какие удалось реализовать? Отметьте на своей «стрелке», где находятся ваши знания по теме урока? -Оцените свою работу. Хорошо вы потрудились, |
Делятся впечатлениями об уроке и оценивают свою работу. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.