Математика. Краткосрочный план урока. Урок №55
|
ФИО учителя: Копылова СК |
|||
Класс: 3 |
Количество присутствующих: 12 |
Количество отсутствующих: нет |
||
Раздел (сквозная тема): |
Раздел 2В – Площадь. Величины. |
|||
Тема урока: |
Площадь прямоугольника и квадрата. Как измеряли казахи площадь в древности? |
|||
Цели обучения, которым посвящен урок: |
3.1.3.1 - выбирать меры и инструменты для измерения площади поверхности предметов, производить измерения палеткой 3.3.1.3 - составлять и применять формулы нахождения площади прям-ка S=a·b, квадрата S=a2 и предметов окружающего мира 3.1.3.2 – производить измерение величин, используя единицы измерения: мм, км/ г, т/см2, дм2, м2 |
|||
Развитие навыков: |
1.3Величины и их единицы измерения 3.1Геометрические фигуры и их классификация |
|||
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут: называть объекты, которые имеют площадь, выбирать меры и инструменты для измерения площади, производить измерения палеткой. Большинство учащихся смогут: составлять и применять формулы нахождения площади прямоугольника S =a·b, квадрата S=a2 Некоторые учащиеся смогут: объяснять, как составить и применить формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата. |
|||
Языковая цель
|
Учащиеся могут: объяснить, что такое площадь и как ее найти. Предметная лексика и терминология: Площадь, палетка. Серия полезных фраз для диалога/письма Обсуждение: Какие фигуры имеют площадь? Как пользоваться палеткой? |
|||
Письмо: Запись решения задач. |
||||
Материал прошедших уроков: |
Бытовое понятие о площади. |
|||
Ход урока: |
||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||
самопроверка
самопроверка
взаимопроверка |
Мотивация. Работа в тетрадях - Устный счет по слайду. Начните с голубого круга, двигаясь по часовой стрелке: 6• 3, 6• 8, 6 • 6, 6 • 4, 6 • 7, 6 • 9 - Проверьте! Поставьте «+» на поля, если нет ошибок! - следующий цветок на какое действие? Начните опять с голубого по часовой стрелке 56:7, 35:7, 42:7, 63:7, 21:7, 49:7 – Проверьте! - на третьей строчке результаты произведения одинаковых однозначных множителей. Как по-другому можно сформулировать задание? (квадрат числа) 3, 5, 7, 4, 6, 8, 9, 2 - Проверим! Взаимопроверка: 9, 25, 49, 16, 36, 64, 81, 4 Поставьте на поля «+», кто не сделал ни одной ошибки Создание коллаборативной среды Мешочек с четырехугольниками. -какие фигуры в мешочке? (четырехугольники) - на какие группы можно распределить? (Прямоугольники и др. четырехуг.) По какому признаку разделили? - останьтесь те, в чьих руках прямоугольники. - Сколько прямоугольников было в мешочке? – Почему остались и квадраты? В чем отличие квадрата? - По каким признакам определили прямоугольники? 1. Все углы прямые 2. Противоположные стороны равны - Сколько измерений у прямоугольника? (два: длина и ширина) Та, что длиннее – длина, короче – ширина. - у квадрата? Одно – признак квадрата: все стороны равны! |
презентация
Мешочек с фигурами
|
||
Середина урока
словарная работа
прием «Инсерт»
? Проблема
оценивание
Работа в группах
слайд
слайд
На карточку:
!!!!!
оценивание
Физминутка
Макет дм2 и м2
Оценочный листок
|
Актуализация. - Сравните два квадрата. Что можете сказать? (больше-меньше) - Как сравнили? (на глаз, способом наложения) – Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? Учащиеся делают вывод, что, сравнивая фигуры по величине, сравнивают площадь фигур. Откройте учебник, прочитайте тему урока Когда сравнивают фигуры говорят о их площади - Как теперь скажете? Площадь прямоугольника больше площади квадрата. Прочитайте тему урока Нахождение площади прямоугольника и квадрата - Ребята, а всегда ли удобно сравнивать фигуры таким способом наложения? Работаем по заданию №1. Организуем беседу о том, что еще в древности кочевым народам часто приходилось измерять площадь юрты (пол юрты) дверей, пахотной земли, пастбищных и сенокосных угодий и т.д. Употребляли следующие несложные меры: алакандай – площадь в одну ладонь; уйдын орнындай – площадь под юрту. Предлагаю измерить площадь листа бумаги (парты, стула) в своих ладонях. Постановка цели (проблемная ситуация). - Как вы думаете? Вот эти прямоугольники одинаковой или разной площади? Как измерим? Как найдем? – Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую не помогает? - Посчитаем с помощью палетки. Как расчерчена палетка? Квадраты со стороной 1 см, т.е. см2. Палетка П. Самостоятельная работа. 24 см2 (3 и 8 см; 4 и 6 см) К доске выходят, защищают - как считали? пересчитывали каждый квадратик? Удобно ли всегда считать с помощью палетки? По ? , столько раз! По 8, 3 раза. По 6, 4 раза! – А как вы думаете, если одну фигуру разделить на большие квадраты, а другую на маленькие, можно ли сравнить площади фигур? Продемонстрировать предложенный вариант. Учащиеся должны сделать вывод, что должна быть единица измерения, единая для всех фигур. – Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, называть квадрат, сторона которого 1 см – квадратным сантиметром. Начертите единицу измерения площади – 1 см2 Найти площадь геометрической фигуры – это значит, посчитать число квадратов со стороной, равной 1 см (дм, м), содержащихся в этой фигуре. Для измерения любой величины надо выбрать мерку – единицу измерения. При разных мерках получаются разные ответы. Поэтому сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. Открытие нового. - обратите внимание на слайд. Достаточно измерить длину и ширину прямоугольника. - Что получаем?
В математике принято площадь обозначать буквой S. Длину вы знаете – а, ширину- b. - Что получаем? S = а • b Проговорим правило: Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину – Объясните, как вычислили площадь квадрата – У квадрата длина равна ширине, одно измерение а • а. как можно заменить произведение одинаковых множителей? Квадратом числа. Значит S квадрата=a2 – Как объяснить смысл формул? Для выведения формулы площади квадрата и прямоугольника - презентация. Физминутка: начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно. Кончиком носа начертите окружность. Правой рукой прямой угол, а левой – острый. Левой ногой квадрат, а правой - прямоугольник) Первичное закрепление с проговариванием Предлагает выполнить задание №3. Макет дм2 и м2 Единицы измерения площади. С. 35 - Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю) - Ребята, такая ситуация: Допустим строителям нужно постелить линолеум в кабинетах начальных классов. Что они сделают? (Измерят площадь пола в каждом кабинете и найдут сумму площадей S= S1+S2+S3+S4 ) Скажите, пол в кабинетах какую геометрическую фигуру напоминает? Обратите внимание на образце даны прямоугольники – план пола каждого кабинета. Стороны уменьшены. Масштаб такой 1 см = 1 м. Как вы думаете, что предстоит вычислить? (площадь каждого прямоугольника), 1кл – 6*8, 2 кл – 6*8, 3 кл – 6*9, 4 кл. 6*8, библиотека 9*9 - Нам предстоит ответственная работа. Вычислить площадь пола каждого кабинета! Масштаб: 1 см = 1м Задание: вычислить площадь пола прямоугольной формы, применяя масштаб: 1 см = 1м Критерии задания: 1. Измерить длину и ширину прямоугольника 2. Применить формулу: S = а • b 3. Вычислить площадь фигуры 4. Указать наименования 5. Написать ответ - Разделимся на группы. Будьте внимательны, необходимо отлично знать таблицу умножения. Связь компонентов в умножении! Каждая группа выполняет своё задание! Какую единицу измерения применят в этой работе? (м2) Ознакомимся с критериями оценивания. Работа в группах, подведения итогов работы: Каждая группа защищает ответ - Как узнать ск. всего линолеума понадобится? (сложить) Библиотека. Ск. линолеума понадобиться, если помещение имеет форму квадрата. Выполните измерение. Помните масштаб Я могу: выбрать меры и инструменты для измерения площади; применить формулы нахождения площади прямоугольника S=a • b; измерить площадь, используя единицу: см2 Применение нового. Закрепление изученного. Задания №4, №5, №7, №8 для индивидуальной и парной работы на уроке.
С целью формирования критического мышления и функциональной грамотности можно предложить детям задачи с избыточными данными. Задача: В прямоугольнике стороны равны 8 см и 3 см, а периметр 22 см. Найди площадь прямоугольника. Возможны различные варианты выделения лишнего данного в условии задачи. Избыточным данным можно считать одну из сторон прямоугольника или его периметр. Поскольку учащимся для вычисления площади прямоугольника нужны длины смежных сторон, а они даны в условии, то они объявляют периметр лишним данным, т.е. условие задачи избыточно. Учащиеся, как правило, удивляются на переопределенность задачи и только. Поэтому следует им предложить задачу, убеждающую их в том, что данные условия, кажущиеся лишними, помогают оценить корректность задачи. |
Геометрические фигуры
Привести пример разных прямоугольников, но одинаковой площади
Палетка
Учебник
Листы бумаги.
Учебник
|
||
Конец урока
Оценивание на конец урока оценивание |
Рефлексия. Притча: Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания Д\з № 6, 7 для отработки новой темы. |
Самооценивание |
||
Дифференциация |
Оценивание |
Межпредметные связи |
||
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся строить монологическое высказывание на заданную тему. Мотивированные дети разыгрывают ситуации общения. |
Формативное оценивание.
Самооценивание в карточке «Что я знаю и умею».
Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. |
литература самопознание русский язык познание мира |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.