Урок Мира,
посвященный творчеству Расула Гамзатова
«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»
|
|||
Урок Мира, посвященный творчеству Расула Гамзатова.
«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»
Цель: Почтить память Расула Гамзатова. Привить интерес к его творчеству. Воспитать гордость за своего земляка, прославившего Дагестан; воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.
Ход урока.
Вступительное слово. Здравствуйте дорогие дети, учащиеся 6А класса! Я рада вас видеть сегодня в нашем классе, за лето вы подросли, отдохнули и набрались сил для нового учебного года. Сегодня вы пришли в класс немного повзрослевшие. Я хочу пожелать вам успехов в учебе и любопытства в познании нового. Ставьте цели и старайтесь их достичь. Пусть этот учебный год будет легким и насыщенным. Всех вас ждут новые знания и умения, новые предметы.
Сегодня прозвенел ваш первый в этом учебном году звонок, и вы пришли на ваш первый урок. На уроке мы будем говорить о важном, о Мире, о родине.
Дагестан не обходят таланты…
Дивный горец в краю облаков
Собирает слова-бриллианты
В ожерелье бесценных стихов.
Б.А.Левин.
- Великие слова о великом поэте. Именно ими хочется открыть наш Урок Мира, который посвящен великому поэту Расулу Гамзатову.
Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронёсший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Советский поэт и литературовед Сергей Наровчатов, выражая свое восхищение его талантом, говорил : «Если бы мне предложили назвать 10 лучших на мой взгляд поэтов-современников, я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов». Когда бы список сократили до пяти, я тоже в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта и тут бы прибавил «и Гамзатов». В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха, с таким видением мира».
Уже 20 лет минуло с тех пор, как в ноябрьский день 2003 года Дагестан простился с литературной глыбой и блистательным представителем аварского народа Расулом Гамзатовым.
Это был не просто поэт: его считали своим духовным оберегом, и дагестанцы настолько привыкли к тому, что Гамзатов рядом, среди них, и даже помыслить не могли, что однажды он уйдет навсегда. Для огромной державы горная страна ассоциировалась только с его именем. Вместе с ним ушла целая эпоха.
Он и его творчество были спасительным островом в океане ненависти, злобы и крови, которые захлестнули весь Кавказ. За него хватались, как за соломинку, чтобы не затянуло в безумный водоворот.
Учитель: Родился будущий поэт в сентябрьские дни 1923г. в маленьком, в 70 саклей, ауле Цада, Хунзахского района , в семье известного аварского поэта Гамзата Цадаса. Рос, как и все аульские мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу волчат в папахе, слушал сказки бабушки сидя перед очагом. Однако, в один из дней, 11-летний Расул, лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел на высокую скалу поэзии. Через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете. Первым учителем и наставником Расула в его литературных начинаниях был его отец. О первых опытах сына он сказал: Если взять щипцы и хорошенько порыться в этой золе, то можно сыскать «уголек, хотя бы для того, чтобы прикурить от него».
Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить взаймы у мальчишек , с которыми играл , но никто не захотел ему дать . Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам.
Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил, что завтра приезжают пехлеваны и ему поручили собрать для них деньги. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.
-Что это? - спросил отец, как будто спокойно
- Это колени – ответил Расул.
- Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?
- В школе … зацепил за гвоздь…
- Как, как повтори….
- За гвоздь.
- Где?
- В школе.
Отец ударил его по щеке ладонью.
- Скажи теперь, как ты штаны порвал?
Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
- Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью. Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра . Суд окончился. Три дня Расул ходил сам не свой . На третий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил: - Ты знаешь, за что я тебя побил?
- За то, что играл на деньги, - ответил Расул.
-Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
- За то, что порвал штаны.
- Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.
- За то, что не пошел в школу.
-Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем , он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз я тебя убью.
Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он , - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».
Учитель: Шли годы. Поэт окончил Аранинскую среднюю школу, поступил учиться в Буйнакское педагогическое училище, вечным студентом которого он себя называл. После учебы работал учителем, затем журналистом. Расул рано достиг творческой и душевной зрелости . Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких переживаний. На войне с фашистской Германией он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца:
А какие книги Расула Гамзатовы вы знаете («Мой Дагестан», «Берегите друзей», «Песни гор», « Белые журавли»). О чем пишет он в этих книгах?
Учитель: Три заветные темы было в творчестве Р.Гамзатова. И одна из них : «Родина, родной язык, родной народ». С таким же трепетом писал Расул о женщинах и матерях, идеалами которых для него были его мать - Хандулай и жена –Патимат.
Тематика его стихов очень разнообразна. Уважение и почтение к старшим, к матерям, к собственному народу и к другим народам - вот гамзатовский завет .
Заключение. Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Викторина "1 сентября - День Знаний"
А теперь давайте немножко поиграем! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в страну знаний.
Есть два разряда путешествий,
Один – пускать с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
На доске рисунок старинной карты найденной старателями – отработчиками на пришкольном участке. Карта рассказывает; - «В океане тихом остров «Победа» находится. На нем и расположена страна знаний». Пунктиром указано нахождение клада «пятерок». Отыскать его смогут только любознательные, отважные, имеющие отличные знания ребята.
Итак, в путь! Класс – «корабль Отличник». Я капитан корабля, вы – матросы. Разбейтесь на две команды и выберете капитанов.
Обязанности капитанов:
1. Следить за выполнением задания.
2. Сообщать об их выполнении, или докладывать о затруднениях.
3. Следить за дисциплиной.
(Вопросы задаю по очереди, если команда не отвечает, право ответа переходит другой команде).
Разминка «Маршрут следования».
Вопросы для разминки:
· Под каким знаком зодиака начинается учебный год в российских школах? (Дева)
· Что произойдёт, когда ученик закончит 6-й класс? (Пойдёт в 7-й класс)
· Что на доску кидают перед тем, как на ней писать? ( Взгляд)
· Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)
· Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
· Что случается 31 февраля? ( Такого числа не бывает)
· Что принадлежит тебе, а чаще им пользуются другие? (Имя).
· Какие часы показывают точное время дважды в сутки? (Те, которые стоят.)
· Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
· Без чего хлеба не испечь? (Без корки.)
· Сколько на березе яблок, если на ней восемь веток, на каждой ветке по пять яблок? (На березе яблоки не растут.)
· Каких камней в море нет? (Сухих.)
· Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть.)
· Под каким знаком зодиака заканчивается учебный год в российских школах? (Близнецы)
·
Архипелаг литературный - впереди
попробуй остров победы найти
остров победы откроется тому,
кто знает: что, зачем, когда и почему.
Литературные вопросы отгадай и к кладу свой корабль направляй.
1. Кто автор сказки колобок? (народ)
2. Какие первые литературные произведения были на Руси? (летописи, песнь)
3. Славная осень! Здоровый и ядреный воздух усталые силы бодрит. Кто автор этих строк? (Некрасов).
Игровое море.
Закончить строчку.
1. Учение – путь к …. (умению)
2. Без муки нет …. (науки)
3. Лучше ученый, чем ….. (золоченый)
4. Не учись разрушать, а учись … (строить)
5. Глупый осудит, а умный… (рассудит)
6. Без терпения нет… (учения)
7. Не говори не умею, а говори….. (научусь
8. К большому терпению приходит и…. (умение)
Трудовая бухта.
Пошел по деревяшки – посыпались кудряшки, как шерстка у барашка будь гладкой деревяшка. (рубанок)
Везде сует свой нос витой, дыру проделает в стене, чтобы узнать а что на той обратной стороне. (сверло).
Гостя примут от души, так обнимут, не дыши. (тиски)
Если видишь - я кружусь, это значит - я тружусь. (дрель)
Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль)
Что на сковородке наливают, да в четверо сгибают. (блин)
Маленькая светленькая, больно кусаюсь. (игла)
Маленько, кругленько, а за хвост не подтянуть. (клубок)
Следующая
игра называется «Я самый-самый…». Вы должны продолжить фразу «Я самый-самый…»,
назвав одно из своих лучших человеческих, социальных или гражданских качеств.
По итогам игры мы составим Книгу рекордов класса, чтобы через несколько лет
провести эту игру еще раз и сравнить результаты. Отличие этой игры от первой в
том, что нельзя претендовать на такое же звание в Книге рекордов, если кто-то
из вас уже назвал то качество, которое вы придумали для себя. Нужно придумать
что-то новое.
Если вы затрудняетесь с ответом, то можно пропустить очередь, подумать и
ответить после всех. А еще вы можете попросить одноклассников помочь найти вашу
самую сильную черту характера.
Ребята, впереди у вас учебный год – большая и ответственная пора. Пусть каждый из вас будет в учебном году – победителем.
Кто – то победит пропуски,
Кто – то лень,
Кто – то тройки по русскому и станет хорошистом.
Кто – то успокоит свои бойцовые качества.
Кто – то неряшливость.
Кто – то страх и слабость.
Поздравляю всех с началом учебного года. В добрый путь. Желаю отличных отметок и глубоких знаний!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.