Урок мира "Расул Гамзатов - поэт всех времен и народов"
Оценка 4.6

Урок мира "Расул Гамзатов - поэт всех времен и народов"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитание +1
29.03.2024
Урок мира "Расул Гамзатов - поэт всех времен и народов"
Урок мира_ _Расул Гамзатов - поэт всех времен и народов_.doc

 

 


Урок Мира

посвященный творчеству Расула Гамзатова

«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»

 

 

 

2023 год

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок Мира,  посвященный творчеству Расула Гамзатова.

«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»

 

 Цель:  Почтить память Расула Гамзатова. Привить интерес к его творчеству. Воспитать  гордость  за своего земляка,  прославившего Дагестан; воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.

Ход урока.

              Вступительное слово. Здравствуйте дорогие дети, учащиеся 6А класса! Я рада вас видеть сегодня в нашем классе, за лето вы подросли, отдохнули и набрались сил для нового учебного года. Сегодня вы пришли в класс немного повзрослевшие. Я хочу пожелать вам успехов в учебе и любопытства в познании нового. Ставьте цели и старайтесь их достичь. Пусть этот учебный год будет легким и насыщенным. Всех вас ждут новые знания и умения, новые предметы.

Сегодня прозвенел ваш первый в этом учебном году звонок, и вы пришли на ваш первый урок. На уроке мы будем говорить о важном, о Мире, о родине.

Дагестан не обходят таланты…

Дивный горец в краю облаков

Собирает слова-бриллианты

В ожерелье бесценных стихов.

Б.А.Левин.

- Великие слова о великом поэте. Именно ими хочется открыть наш Урок Мира, который посвящен великому поэту Расулу Гамзатову.

Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронёсший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

Советский  поэт  и литературовед  Сергей Наровчатов, выражая  свое восхищение его талантом, говорил :  «Если бы мне  предложили назвать  10 лучших на мой взгляд поэтов-современников,  я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов».  Когда бы список сократили до пяти,  я тоже  в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта  и тут бы прибавил  «и Гамзатов».  В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет  стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха,  с таким видением мира».

             Уже 20  лет минуло с тех пор, как в ноябрьский день 2003 года Дагестан простился с литературной глыбой и блистательным представителем аварского народа Расулом Гамзатовым.

             Это был не просто поэт: его считали своим духовным оберегом, и дагестанцы настолько привыкли к тому, что Гамзатов рядом, среди них, и даже помыслить не могли, что однажды он уйдет навсегда. Для огромной державы горная страна ассоциировалась только с его именем. Вместе с ним ушла целая эпоха.

            Он и его творчество были спасительным островом в океане ненависти, злобы и крови, которые захлестнули весь Кавказ. За него хватались, как за соломинку, чтобы не затянуло в безумный водоворот.

Учитель: Родился будущий поэт   в сентябрьские дни  1923г. в маленьком, в  70 саклей, ауле  Цада, Хунзахского района , в семье известного  аварского поэта  Гамзата Цадаса.   Рос, как и все аульские   мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу   волчат в папахе, слушал сказки бабушки   сидя перед очагом. Однако,  в  один  из дней, 11-летний  Расул,  лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли   написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел  на высокую скалу   поэзии. Через  4 года  его стихи   были опубликованы     в местной газете.  Первым учителем   и наставником Расула    в его литературных начинаниях   был его отец. О первых  опытах  сына  он сказал:  Если взять   щипцы  и хорошенько  порыться  в этой  золе, то можно сыскать  «уголек, хотя бы  для того, чтобы прикурить от него».

Отец был примером   во всем для Расула.  В своей книге «Мой Дагестан»   Расул описывает один случай: « Однажды в детстве  отец сильно   наказал  меня, - пишет  Расул, -  побои  я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

 Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле   свернул в переулок  и с уличными мальчишками  до вечера  играл  в стуколку  на деньги,  которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать, где бы достать еще. Когда   играешь  в азартную игру   и когда  отдаешь  последнюю копейку, кажется, найдись  еще пятачок и все  отыграешь.

Он стал  просить  взаймы  у мальчишек , с которыми играл , но  никто  не захотел ему дать  .  Ведь есть примета:  если во время  игры   дашь взаймы  проигравшему , проиграешь и сам.

Тогда он придумал  выход.  Стал обходить   все дома в ауле  и говорил, что завтра приезжают  пехлеваны  и ему  поручили   собрать для них деньги.  Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры   приходилось ползать    по земле на коленях. За целый день   его штаны   продрались на сквозь, а колени   исцарапались. Между тем старшие братья  искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул  наплел    насчет пехлеванов, приходили один за другим   к ним в дом   чтобы узнать   поподробней  насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой   о его похождениях  было известно все.

И вот Расул предстал  перед судом отца.

-Что это? -  спросил отец, как  будто спокойно

- Это колени – ответил Расул.

- Колени – то колени , но почему   они на виду?  Расскажи-ка , где  ты  порвал  штаны?

- В школе … зацепил  за гвоздь…

- Как, как повтори….

- За гвоздь.

 - Где?

-  В школе.

   Отец ударил его  по щеке  ладонью.

- Скажи  теперь, как ты штаны порвал?

   Расул молчал. Отец ударил его второй раз. 

- Если сейчас  же не  расскажешь   все как было , ударю плетью.  Расул знал, что такое плеть  с окаменевшим  узелком  на конце.    Страх  перед ней заставил рассказать   все злоключения  по порядку, начиная с утра . Суд окончился.  Три  дня  Расул  ходил  сам не свой . На третий  день   отец усадил его  рядом, погладил  по голове  и спросил: -  Ты  знаешь, за что  я тебя побил?

- За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

-Нет, не за это.  Кто из нас в детстве    не играл на деньги. И я играл, и твои  старшие братья играли.

- За то, что порвал штаны.

- Нет, и не за  штаны.  Ты ведь не девчонка,  чтобы ходить все время  по  тропочке.

- За то,  что не пошел в школу.

-Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал  отец,   но побил я  тебя , сын,  за твою ложь. Ложь -  это страшный сорняк на поле  твоей души.  Если его   вовремя не вырвать с корнем , он заполнит все поле так, что негде будет прорасти   доброму семени. Если ты солжешь   еще раз  я тебя убью.

Много лет спустя  Расул рассказал эту историю  своему другу. «Как? – воскликнул он , -   ты до сих пор не забыл  эту  маленькую  ничтожную  ложь?» Расул ответил: « Ложь есть  ложь,  а правда  есть правда. Они не могут быть  ни большими, ни маленькими».

Учитель:  Шли годы. Поэт окончил  Аранинскую  среднюю школу, поступил  учиться в Буйнакское  педагогическое   училище, вечным студентом которого он  себя   называл. После   учебы  работал  учителем, затем  журналистом.  Расул рано достиг  творческой  и душевной   зрелости . Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких,   подчас горьких  переживаний.  На войне с фашистской Германией   он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца:

                 А какие книги Расула Гамзатовы вы знаете («Мой Дагестан», «Берегите друзей», «Песни гор», « Белые журавли»). О чем пишет он в этих книгах?  

    Учитель: Три заветные темы  было в творчестве  Р.Гамзатова.  И одна из них : «Родина, родной язык, родной народ».  С таким же трепетом писал    Расул о женщинах  и матерях, идеалами которых   для него были его мать  - Хандулай и жена –Патимат.

         Тематика его стихов очень разнообразна. Уважение и почтение к старшим, к матерям, к собственному народу и к другим народам - вот гамзатовский завет .

  Заключение.  Он ушел  в последнюю осень, как уходят поэты,  отдав нам все, что имел.  Он был  наш,  он принадлежал всем. Он всегда возвращается  когда нам нужен  – стихами, песнями. И он  жив,   пока мы помним  о нем.

 

 

 

 

Викторина "1 сентября - День Знаний"

А теперь давайте немножко поиграем!    Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в страну знаний.

Есть два разряда путешествий,

Один – пускать с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

         На доске рисунок старинной карты найденной старателями – отработчиками на пришкольном участке. Карта рассказывает; - «В океане тихом остров «Победа» находится. На нем и расположена страна знаний». Пунктиром указано нахождение клада «пятерок». Отыскать его смогут только любознательные, отважные, имеющие отличные знания ребята.

         Итак, в путь! Класс – «корабль Отличник». Я капитан корабля, вы – матросы. Разбейтесь на две команды и выберете капитанов.

Обязанности капитанов:

1.     Следить за выполнением задания.

2.     Сообщать об их выполнении, или докладывать о затруднениях.

3.     Следить за дисциплиной.

(Вопросы задаю по очереди, если команда не отвечает, право ответа переходит другой команде).

 

         Разминка «Маршрут следования».

Вопросы для разминки:

·       Под каким знаком зодиака начинается учебный год в российских школах? (Дева)

·       Что произойдёт,  когда ученик закончит 6-й класс?  (Пойдёт в 7-й класс)

·       Что на доску кидают перед тем, как на ней писать? ( Взгляд)

·       Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)

·       Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

·       Что  случается 31 февраля? ( Такого числа не бывает)

·       Что принадлежит тебе, а чаще им пользуются другие? (Имя).

·       Какие часы показывают точное время дважды в сутки? (Те, которые стоят.)

·       Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

·       Без чего хлеба не испечь? (Без корки.)

·       Сколько на березе яблок, если на ней восемь веток, на каждой ветке по пять яблок? (На березе яблоки не растут.)

·       Каких камней в море нет? (Сухих.)

·       Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть.)

·       Под каким знаком зодиака заканчивается учебный год в российских школах? (Близнецы)

·        

Архипелаг литературный  - впереди

попробуй остров победы найти

остров победы откроется тому,

кто знает: что, зачем, когда и почему.

 

Литературные вопросы отгадай и к кладу свой корабль направляй.

1.     Кто автор сказки колобок? (народ)

2.     Какие первые литературные произведения были на Руси? (летописи, песнь)

3.     Славная осень! Здоровый и ядреный  воздух усталые силы бодрит. Кто автор этих строк? (Некрасов).

 

Игровое море.

Закончить строчку.

1.     Учение – путь к …. (умению)

2.     Без муки нет …. (науки)

3.     Лучше ученый, чем ….. (золоченый)

4.     Не учись разрушать, а учись … (строить)

5.     Глупый осудит, а умный… (рассудит)

6.     Без терпения нет… (учения)

7.     Не говори не умею, а говори….. (научусь

8.     К большому терпению приходит и…. (умение)

 

Трудовая бухта.

Пошел по деревяшки – посыпались кудряшки, как шерстка у барашка будь гладкой деревяшка. (рубанок)

Везде сует свой нос витой, дыру проделает в стене, чтобы узнать а что на той обратной стороне. (сверло).

Гостя примут от души, так обнимут, не дыши. (тиски)

Если видишь - я кружусь, это значит - я тружусь. (дрель)

Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль)

Что на сковородке наливают, да в четверо сгибают. (блин)

Маленькая светленькая, больно кусаюсь. (игла)

Маленько, кругленько, а за хвост не подтянуть. (клубок)

Игра «Я самый-самый…»

Следующая игра называется «Я самый-самый…». Вы должны продолжить фразу «Я самый-самый…», назвав одно из своих лучших человеческих, социальных или гражданских качеств.
По итогам игры мы составим Книгу рекордов класса, чтобы через несколько лет провести эту игру еще раз и сравнить результаты. Отличие этой игры от первой в том, что нельзя претендовать на такое же звание в Книге рекордов, если кто-то из вас уже назвал то качество, которое вы придумали для себя. Нужно придумать что-то новое.
Если вы затрудняетесь с ответом, то можно пропустить очередь, подумать и ответить после всех. А еще вы можете попросить одноклассников помочь найти вашу самую сильную черту характера.

Ребята, впереди у вас учебный год – большая и ответственная пора. Пусть каждый из вас будет в учебном году – победителем.

Кто – то победит пропуски,

Кто – то лень,

Кто – то тройки по русскому и станет хорошистом.

Кто – то успокоит свои бойцовые качества.

Кто – то неряшливость.

Кто – то страх и слабость.

 

         Поздравляю всех с началом учебного года. В добрый путь. Желаю отличных отметок и глубоких знаний!

 

 

 


Урок Мира , посвященный творчеству

Урок Мира , посвященный творчеству

Урок Мира, посвященный творчеству

Урок Мира, посвященный творчеству

Он и его творчество были спасительным островом в океане ненависти, злобы и крови, которые захлестнули весь

Он и его творчество были спасительным островом в океане ненависти, злобы и крови, которые захлестнули весь

Викторина "1 сентября - День Знаний"

Викторина "1 сентября - День Знаний"

Литературные вопросы отгадай и к кладу свой корабль направляй

Литературные вопросы отгадай и к кладу свой корабль направляй

Кто – то победит пропуски, Кто – то лень,

Кто – то победит пропуски, Кто – то лень,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024