Урок мужества День памяти детей Ейского детского дома в годы Великой Отечественной войны
Оценка 4.9

Урок мужества День памяти детей Ейского детского дома в годы Великой Отечественной войны

Оценка 4.9
Библиография +3
docx
воспитательная работа
Все классы
23.06.2022
Урок мужества День памяти детей Ейского детского дома в годы Великой Отечественной войны
Беседа «День памяти детей Ейского детского дома в годы ВОвойны».docx

Беседа : «День памяти детей Ейского детского дома в годы ВОвойны»

Цель беседы: воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому нашей малой родины; помочь детям глубже осознать подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи:
= познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной ;с жизнью людей в это время;
=  развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;

 = воспитывать нравственно-патриотическое воспитание школьников

Оборудование: мультимедийный проектор.

 

 

Ход занятия:

В жизни каждого поколения бывают радостные и знаменательные события, которые остаются в памяти на долгие годы. Но, к сожалению, есть и те события, о которых нельзя забывать никогда, а память о них необходимо передавать из поколения в поколение. Речь идет о страшных и трагических фактах Великой Отечественной войны, которые кровоточащей раной легли на историю всего человечества.

Слайд 1 Ейский детский дом. (Музыку)

Они навечно остались девочками и мальчиками.

Я хочу рассказать вам ещё об одном эпизоде войны, чтобы напомнить вам, что такое фашизм…

Программа «Факты 24» подготовила цикл материалов «Свидетели Победы», посвященный тому, как жила Кубань в годы Великой Отечественной войны.

«Этот дом был построен в конце XIX века местным купцом. На протяжении всей своей истории дом был детским. Здесь располагалась школа, приют. Сейчас это интернат для слабослышащих детей. Жуткая история этого здания стала известна только два года назад, когда сотрудники Ейского историко-краеведческого музея в своих архивах нашли книгу, а в ней были описаны страшные судьбы 214 детей, для которых этот дом стал последним пристанищем», — передает корреспондент «Кубань 24» Александра Проскурина.

Здание на перекрестке улиц Гоголя и Хмельницкого в своей книге описал Леонид Дворников. Как выглядели комнаты, коридоры, лестничные пролеты. Именно благодаря этому описанию достоянием общественности стала история дома. Он сейчас выглядит так же, как 70 лет назад. Даже фасад выкрашен в те же цвета. Во дворе — детская площадка, баскетбольные кольца. В хорошую погоду здесь, как и в годы Великой Отечественной войны, играют дети. И им сейчас ничего не угрожает.

«Я сначала взяла книгу, для того чтобы понять, просто для общего развития. А когда стала читать, я поняла, что психологически надо настроиться, для того чтобы ее всю прочитать», — рассказывает заместитель директора Ейского историко-краеведческого музея им. Самсонова Марина Сидоренко.

Автор Леонид Дворников в 1942 году приехал в Ейск из Симферополя. Интернат для детей-инвалидов, в котором он воспитывался, эвакуировали на Кубань. Крымский город к тому моменту стал прифронтовым. Дворников и еще около 300 воспитанников поселились в купеческом доме.

— Когда его эвакуировали на Кубань, то очень долго решали, куда же его поместить. Предполагался и Краснодар, и Горячий Ключ, но в итоге решили переместить в Ейск. Потому что город тупиковый, расположен на полуострове, сюда не должны были войти немцы.

Но получилось иначе. Ейск стал первым кубанским городом, который взяли захватчики. Войска вермахта заняли его 5 августа 1942 года.

Тогда это была окраина города. Здесь редко видели солдат или полицаев. И первое время гитлеровцы не обращали никакого внимания на приют. Воспитанники были на самообеспечении. Через дорогу от дома начинались огороды, кто мог работать, как правило, старшеклассники, тот возделывал землю, собирал урожай.

— Дети, конечно, хотели туда все пойти, потому что на подсобном хозяйстве можно было поживиться чем угодно, той же морковкой или теми же яблоками. Или просто пожарить картошку на костре. Поэтому, конечно, туда спешили все, и из-за этого часть детей из 46 оставшихся в живых остались только лишь потому, что были на подсобном хозяйстве в это время.

Утром 9 октября 1942 года старшеклассники как обычно ушли на огороды. В детском доме осталось 215 человек. Внезапно ворота во двор распахнулись. В них въехала большая черная машина. Леонид Дворников на всю жизнь запомнил этот жуткий автомобиль.

— Машина стояла от меня в 3-4 м, повернувшись так, что я свободно мог отсюда заглянуть через открытую дверь в кузов. Как в гробу, там было сумрачно и пусто. Стенки и потолок, обитые железом, имели неопределенный цвет, а пол был настолько затоптан сотнями ног и покрыт рыжими пятнами, как в общественной уборной, что даже небольшая решетка посреди него определялась не сразу.

В дом, где жили дети, вошли офицеры подразделения СС. Персоналу интерната они приказали собрать воспитанников и погрузить в кузов машины. Свои действия объяснили: сирот необходимо увезти на лечение в Краснодар. Что это за машина, люди еще не знали. Воспитатели попытались сопротивляться, но гитлеровцы уже заталкивали детей в автомобиль.

— Мимо меня поволокли за ручонки упирающуюся Люду Шаповалову, которая стонала и все время повторяла: «Дяденька, не бей. Я вам ничего плохого не сделала. Дяденька, не бей». Но фашист грубо схватил ее за ножку, поднял над землей и швырнул с диким восторгом и наслаждением в распахнутую дверь машины.

Всего из детского дома оккупанты забрали 214 детей. В кузове душегубки их вывезли за черту города. Тела сбросили в противотанковый ров.

Марина Сидоренко, читая рукопись Леонида Дворникова, едва сдерживает слезы. В книге есть рассказ о 13-летней девочке Нине Шолоховой. Однажды цыганка предсказала ей страшную смерть в день рождения — 9 октября Нине исполнилось 14 лет.

— Так и получилось, что в день ее рождения немцы схватили ее и надругались над девочкой.

В музее есть список имен всех детей, убитых в тот день фашистами. Его составил единственный свидетель тех страшных событий Леонид Дворников. Сам он сумел убежать и спрятаться в стоящем рядом сарае. Имя Нины Шолоховой в его списке на первом месте.

Сейчас музейные сотрудники перепечатывают рукопись. Марина Сидоренко хочет издать книгу, которую сам Дворников при жизни не успел отправить в печать.

3 дня земля стонала и дышала,

   И вздыбился ужасом овраг

   И плакали берёзы,

   Стоявшие по краю ямы

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На чёлках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был он под немцами,

в Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла , где дети плакали

Дети войны боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

Прошу всех стоять смирно.

Учитель : Ребята, пожалуйста, встаньте.

Слайд 2 « Вечный огонь

Метроном, минута молчания

- Ребята, вы узнали нового из нашей беседы?

- Затронула ли она вас?Чем?

 

 

 




 

Беседа : «День памяти детей Ейского детского дома в годы

Беседа : «День памяти детей Ейского детского дома в годы

Этот дом был построен в конце

Этот дом был построен в конце

Тогда это была окраина города

Тогда это была окраина города

Всего из детского дома оккупанты забрали 214 детей

Всего из детского дома оккупанты забрали 214 детей

Дети войны боль отчаянна И сколько надо им минут молчания!

Дети войны боль отчаянна И сколько надо им минут молчания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2022