Урок Музыки 5 кл по теме "Музыка и литература"

  • doc
  • 26.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Музыки 5 кл.doc

5 класс.

Урок разработан с применением следующих технологий:

- технология деятельностного метода

- социоигровые технологии

- проектные технологии

- ИКТ

-критического мышления

 

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема четверти: «Слово и музыка».

Тема урока: «Нужна ли стихам музыка?»

 

 

Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

Задачи:

  1. На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
  2. Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне
  3. Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.
  4. Цель  урока:  -  Показать взаимосвязь музыки и литературы.

9. Задачи:

- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.

-метапредметные – коммуникативные УУД:

1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь  в  соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД:

1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-предметные – познавательные УУД:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и  специфики языка каждого из них.

Тип урока: комбинированный.

 

 

Оборудование:

Музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений,  текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.

 

Название раздела урока

Изучаемый материал

задача

Вид деятельности

время

1.

Организационный момент. Распевание.

Вокально-хоровые упражнения

Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций.

пение

3

2.

Вводная беседа.

Жаворонок

Активизация знаний учащихся

Слушание музыки, диалог с учащимися.

5

3.

Тема урока.

Слайд 1,2

Постановка задачи.

Высказывание первоначальных предположений по теме урока.

Диалог с учащимися, запись на доске.

2

4.

Анализ стихотворного текста.

Слайд 3

С.Есенин. «Поет зима, аукает»

Определить образный ряд стихотворения,.

Работа в малых группах

5

5.

Составление плана музыкального развития.

С.Есенин. «Поет зима, аукает»

Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке.

Работа малыми группами.

10

6.

Слушание музыки.

Слайд 4, 5

Г. Свиридов. «Поет зима, аукает»

Сравнить авторскую версию со своим предположением.

Слушание,

Высказывания учащихся.

5

7.

Исполнение музыки

Слайд 6

М.Таривердиев. Маленький принц

Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении.

пение

10

8.

Итог урока.

Слайд 7,8

Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

 

Придти к решению проблемы урока

«Нужна ли стихам музыка?».

Беседа с учащимися.

5

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вокально-хоровые упражнения .вокализ песня жаворонок

 

  1. Звучит музыка: слайд

 - Вы узнали музыку?

      Вспомните, что связывает стихи и музыку мы уже обнаружили?

       - рифма – повторность окончания;

       - фразировка;

       - ритмичность;

       - интонационная природа.

 

Задание 1. Каким одним словом можно объединить все эти слова

1 Мелодия.

2. Песня.

3.Вокализ.

4. Танец.

5. Марш.

 

ЛИТЕРАТУРА                           МУЗЫКА

1. Стихотворение.

2. Сказка.

3. Повесть.

4. Рассказ.

 

  1. Над какой темой мы продолжим работать продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»

 - Какие предположения можете высказать по этому поводу?

слайд

Актуализация знаний. Я с вами согласна, а вы согласны с утверждениями?

Задания на карточках

  • Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
    а) да;
    б) нет?
  • Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными  жанрами:
    а) согласен (а);
    б) не согласен (а)?
  • Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
    а) да;
    б) нет.

Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко   поются.   Творчество   композитора   превращает   стихотворение   в   музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.

Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.

Работа по учебнику с.29 (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима - аукает»)рассмотрите иллюстрацию в учебнке к стихотворению. С.17

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».

 

«Пёстрая лента»

1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.

 

2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.

 

3задание: в парах   Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?

(Обсуждается и выполняется устно)

 

 

  1. Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».

Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.

(Высказывания учащихся) Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым..

 

Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».

 

- Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.

Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.

 

- насколько оправдались ваши ожидания?

- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?

- музыка помогает «увидеть» стихи?

- зачем стихам музыка?

 

  1. Возвращаемся к проблеме урока.

 Поиск путей примирения.

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:

  • нота(звук) – интонация – фраза – предложение;
  • буква(звук) – слово – фраза – предложение,

 

- Нужна ли стихам музыка?

 

Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.

 

 

Слайд Вставьте необходимое слово в предложение:

  • Романс – это … и музыка. (литература)
  • Балет – это …, танец и музыка. (литература)
  • Опера – это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)

Слушание и исполнение песни

Рефлексия

 

 

Синквейн

1 строка – одно ключевое слово;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

 4 строка – короткое предложение;

5 строка –одно существительное

 

 

Обобщение темы урока.

 

Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой? «Нужна ли стихам музыка?»

 

О музыке и музыкантах писатели пишут рассказы, а поэты сочиняют стихи и поэмы. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.

Союз этих двух искусств рождаются такие музыкально-литературные жанры, как песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, которые дарят людям радость и праздник души.

 

д\з выучить стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Есенин

 

 

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

      Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

                 Седые облака.

 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

                 Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

                 Прижались у окна.

 

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

                 И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

                 И злится все сильней.

 

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

                У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

                Красавица весна.

 

Приложение.

 

Задания на карточках

 

  • Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
    а) да;
    б) нет?
  • Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными  жанрами:
    а) согласен (а);
    б) не согласен (а)?
  • Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
    а) да;
    б) нет.

 

 

Задание в группах.

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения.

 

 

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую

Седые облака.

 

 

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

 

 

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения

 

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
 И злится все сильней.

 

 

 

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.

 

 

  1. Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения

 

И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
 Красавица весна.