5 класс.
Урок разработан с применением следующих технологий:
- технология деятельностного метода
- социоигровые технологии
- проектные технологии
- ИКТ
-критического мышления
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема четверти: «Слово и музыка».
Тема урока: «Нужна ли стихам музыка?»
Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.
Задачи:
9. Задачи:
- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.
-метапредметные – коммуникативные УУД:
1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД:
1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-предметные – познавательные УУД:
1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.
2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.
3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений, текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.
№ |
Название раздела урока |
Изучаемый материал |
задача |
Вид деятельности |
время |
1. |
Организационный момент. Распевание. |
Вокально-хоровые упражнения |
Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций. |
пение |
3 |
2. |
Вводная беседа. |
Жаворонок |
Активизация знаний учащихся |
Слушание музыки, диалог с учащимися. |
5 |
3. |
Тема урока. Слайд 1,2 |
Постановка задачи. |
Высказывание первоначальных предположений по теме урока. |
Диалог с учащимися, запись на доске. |
2 |
4. |
Анализ стихотворного текста. Слайд 3 |
С.Есенин. «Поет зима, аукает» |
Определить образный ряд стихотворения,. |
Работа в малых группах |
5 |
5. |
Составление плана музыкального развития. |
С.Есенин. «Поет зима, аукает» |
Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке. |
Работа малыми группами. |
10 |
6. |
Слушание музыки. Слайд 4, 5 |
Г. Свиридов. «Поет зима, аукает» |
Сравнить авторскую версию со своим предположением. |
Слушание, Высказывания учащихся. |
5 |
7. |
Исполнение музыки Слайд 6 |
М.Таривердиев. Маленький принц |
Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении. |
пение |
10 |
8. |
Итог урока. Слайд 7,8 |
Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.
|
Придти к решению проблемы урока «Нужна ли стихам музыка?». |
Беседа с учащимися. |
5 |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения .вокализ песня жаворонок
- Вы узнали музыку?
Вспомните, что связывает стихи и музыку мы уже обнаружили?
- рифма – повторность окончания;
- фразировка;
- ритмичность;
- интонационная природа.
Задание 1. Каким одним словом можно объединить все эти слова
1 Мелодия. 2. Песня. 3.Вокализ. 4. Танец. 5. Марш.
|
ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА
1. Стихотворение.
2. Сказка.
3. Повесть.
4. Рассказ.
- Какие предположения можете высказать по этому поводу?
слайд
Актуализация знаний. Я с вами согласна, а вы согласны с утверждениями?
Задания на карточках
Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.
Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.
Работа по учебнику с.29 (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима - аукает»)рассмотрите иллюстрацию в учебнке к стихотворению. С.17
Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».
«Пёстрая лента»
1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.
2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
3задание: в парах Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?
(Обсуждается и выполняется устно)
Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.
(Высказывания учащихся) Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым..
Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».
- Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.
Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.
- насколько оправдались ваши ожидания?
- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?
- музыка помогает «увидеть» стихи?
- зачем стихам музыка?
Поиск путей примирения.
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:
- Нужна ли стихам музыка?
Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.
Слайд Вставьте необходимое слово в предложение:
Слушание и исполнение песни
Рефлексия
Синквейн
1 строка – одно ключевое слово;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – короткое предложение;
5 строка –одно существительное
Обобщение темы урока.
Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой? «Нужна ли стихам музыка?»
О музыке и музыкантах писатели пишут рассказы, а поэты сочиняют стихи и поэмы. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.
Союз этих двух искусств рождаются такие музыкально-литературные жанры, как песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, которые дарят людям радость и праздник души.
д\з выучить стихотворение
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Приложение.
Задания на карточках
Задание в группах.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.