Урок обществознания с использованием условно-графической наглядности.
Тема урока: Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Добиться усвоения учениками основных понятий урока.
2. Объяснить классификацию политических режимов.
3. Привести исторические примеры различных режимов.
4. Объяснить ученикам особенности гражданского общества, признаки правового государства.
Задачи урока:
Познавательные:
1.Раскрыть сущность понятия «политический режим»; рассмотреть классификацию политических режимов.
2.Раскрыть особенности гражданского общества и признаки правового государства.
Развивающие:
1.Развивать у учеников умения сравнивать и делать выводы.
2.Развивать у учеников навыки работы со схемой.
Воспитательные.
1.Сформировать отношение к политическим режимам у учащихся.
2.Сформировать отношение к гражданскому обществу и правовому государству.
Основные понятия и термины: политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, парламент, гражданское общество, гражданство.
Материалы: обществознание. 9 кл.: учебник/A.Ф. Никитин, Т.И.Никитина. - М.:Дрофа,2014.-271с.; обществознание .9 кл.: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / автор-составитель: Н.С.Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2006-132с.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока.
I. Организационный момент. ( 5 минут)
II. Проверка домашнего задания. ( 7 минут)
Опрос-беседа.
В конце урока учитель должен собрать тетради с выполненным домашним заданием.
III. Изучение нового материала. ( 25 минут)
План изучения нового материала
1. Политические режимы.
2. Гражданское общество.
3. Правовое государство.
1. Политические режимы.
Учитель дает определение политического режима. Учащиеся записывает его в тетрадь.
Учитель: Политический режим – это способ властвования, совокупность:
-средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;
- политических отношений;
- форм идеологии;
- социальных взаимоотношений;
- уровня политического сознания;
- состояния политической культуры населения.
Учитель дает характеристики видам политических режимов. Учитель выводит на экран интерактивной доски схему. Учащиеся переносят ее в свои тетради.
2. Гражданское общество.
Начать объяснение данного вопроса стоит с небольшой дискуссии. Учитель задает следующий вопрос ученикам: Как вы думаете, что необходимо обычному человеку от общества?
В результате дискуссии выясняется, что человеку необходимы: порядок, безопасность, материальное благополучие, работа, реальная свобода. Все это призвано обеспечивать гражданское общество.
Учитель: Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и объединений, выражающих разнообразные интересы и потребностей членов общества.
Гражданское общество является главным каналом связи граждан с государством. Учитель выводит на экран интерактивной доски схему. Учащиеся переносят ее в свои тетради.
Учитель: гражданское общество состоит из граждан, обладающих всей полнотой реальных прав и исполняющих необходимые обязанности. Через своих представителей в органах власти гражданское общество регулирует свое экономическое положение (налоги, законы и другое).
Таким образом, гражданское общество – это общество свободных личностей, граждан, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
3. Правовое государство.
Учитель: Правое государство - демократическое государство, организация и деятельность, которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Правовое государство обеспечивает:
1.Гарантию прав и свобод человека.
2.Равноправие (возможность пользоваться правами и в равной мере исполнять обязанности).
3. Принцип наказания по суду: никто не может быть наказан без следствия и суда.
IV. Закрепление изученного. ( 5 минут)
1) Вопросы для обсуждения:
1. Что такое политический режим?
2. Приведите примеры авторитарных режимов.
3. Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?
2) Работа над основными понятиями:
1. Политический режим – это способ властвования, совокупность:
-средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;
- политических отношений;
-форм идеологии;
-социальных взаимоотношений;
-уровня политического сознания;
-состояния политической культуры населения.
2. Авторитаризм – система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.
3. Парламент – высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах.
4.Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и объединений, выражающих разнообразные интересы и потребностей членов общества.
5. Правовое государство – демократическое государство, организация и деятельность, которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
V. Итог урока. (3 минуты)
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание: Выучить: §16 учебника, записи в тетради. Ответить на вопросы после §16 учебника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.