Урок окружающего мира
Тема урока: Семейный бюджет
Класс: 3
Учитель: Анкудинова О.Н.
Цели урока:
- познакомить с понятием «семейный бюджет»;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Оборудование: мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, подсказки -карточки, ф/м «Трое из Простоквашино», тесты
Планируемые результаты:
Предметные :узнать, что такое доходы, расходы, семейный бюджет.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознают важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности.
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Познавательные: характеризуют составные части семейных доходов и расходов; определяют значимость своих потребностей.
Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, соблюдая нормы речевого этикета; аргументируя свою точку зрения с помощью фактов.
Актуализация знаний обучающих ся о государственном бюджете и основных экономи ческих понятиях
Постановка проблемы урока
"Открытие" детьми нового
знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.
Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация
Первичное закрепление нового
материала.
Самостоятельная работа. Применение
знаний на практике: составление рекомендаций
Повторение пройденного материала.
Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.
Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся.
|
I. Организационный момент -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Садитесь. II. Повторение изученного СЛАЙД №2 -На сегодняшнем уроке вы узнаете много интересного и нового. А о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха : «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». -Так о чём же будем говорить на уроке? - Именно о мудрости и искусстве траты денег. -Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим то, что мы узнали на прошлом уроке. А именно, что такое… Слайд№3 (отгадайте слово на слайде - БЮДЖЕТ) - Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке? (государственный) - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.) - Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.) - Откройте тетради с тестами на стр.65-66. Выполните тест на повторение. II. Введение в тему. -Ребята, а ведь у вас тоже есть свои государства. Это…Разгадайте Слайд№4 ребус. (ребус 7Я - семья) Они хоть и маленькие в этой огромной стране, но у каждого государство своё, своя семья. -А есть ли бюджет у каждой семьи? - Какая же будет сегодня тема урока? (Семейный бюджет)Слайд №5 -У каждой семьи есть своя «Государственная дума», которая разрабатывает план доходов и расходов. Вы хоть ещё и маленькие, но тоже можете поучаствовать в составлении бюджета семьи. -С кем родители советуются, как распределить доходы? -А для чего нужно планировать бюджет?(чтобы экономно расходовать свои доходы) III. Работа над новой темой. 1. На уроке сегодня 3 группы – 3 семьи (Ивановы, Петровы, и Сидоровы). - Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов) Слайд №6 -Откройте учебники на стр.75 и прочитайте про себя 1-й абзац. -Что составляет семейный бюджет? -На какой срок составляется обычно бюджет семьи? -Давайте рассмотрим ситуацию, предложенную в учебнике на стр.75-76. Вслух прочитает…. -Ответим на поставленный вопрос на стр.76. (Зачитать из учебника) - Прочитаем вслух 2-й абзац на стр.76 и сделаем вывод о доходах и расходах из текста. (Последнее предложение зачитывается) -Давайте рассмотрим пример семейного бюджета на стр. 76 в группах-семьях. -«Семья» Ивановых нам озвучит доход, который может быть у семьи. - «Семья» Петровых озвучит предполагаемые расходы. - Давайте ещё рассмотрим, какие могут быть доходы семьи, прочитав верхний абзац на стр.77 в учебнике. - Итак, кто может озвучить другие доходы? - Но ведь существуют и другие виды доходов, которые невозможно запланировать. Например, что вы увидели в учебнике? ( Выигрыш в лотерею) -Кто-нибудь из вас или ваши родители выигрывали в лотерею? - Мы должны выполнить практическую работу по составлению семейного бюджета. - У каждой «семьи» есть таблица, которая составляет доходы и расходы. Слайд №7 - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений). Слайд №8 ЗАПОЛНИТЕ в таблицу. - Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц) -Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. Слайд №9
-Ребята я вас приглашаю в гости к моим любимым героям м/ф «Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите на слайд Слайд №10 и скажите, о чём состоялся разговор Печкина и Матроскина? Почему Матроскин поссорился с Шариком? (израсходовал деньги не по назначению). - Как вы думаете Матроскин -жадный и экономный? -А это одно и то же? -Прочтите в карточках — подсказках объяснение слов «жадный» и «экономный». От группы читает один. Карточка подсказка: Дефицит — превышение расходов бюджета над доходами; экономия — бережливое ведение хозяйства; жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; экономный — бережливо расходующий что-либо. - Так Матроскин жадный или экономный?
Физминутка. На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос. (Дорого – прыгаем 3 раза вверх, дёшево – прыгаем 3 раза на корточках).
3. Практическая работа (в группах) - У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Цена указана в наших вымышленных деньгах – «школяриках». Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте во 2-м столбце таблицы. Слайд №11 Лекарства - 2ш. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт)- 50ш. Одежда-10ш. Обувь – 5ш. Бытовая химия-1ш. Транспорт- 10ш. Велосипед-2ш. Книги-1ш. Компьютер-40ш. Игрушки-3ш. Платежи и налоги-20ш. Посещение театра, цирка-6ш. Туристическая поездка-50ш. - Давайте послушаем семью Ивановых. - Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесите это в таблицу с указание цены.
-А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи). - А сейчас подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
- Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше100 школяриков? 4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? Доходы = расходы Слайд №12 Доходы > расходы Доходы < расходы - Какая формула будет наилучшей? - В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. - Прочитает один из группы значение этих слов. - Что в этом случае нам делать? /Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/ - На чём же мы можем сэкономить? * на транспорте – если меньше ездить (Слайд 13) * на продуктах - на сладостях, если есть приусадебный участок(Слайд 14) * на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы(Слайд 15) * на коммунальных услугах – экономия электричества (Слайд 16) * на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого(Слайд 17) - Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. (Слайд 18) IV. Итог урока. 1. - У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия, наследство) -А непредвиденные расходы? - Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения) - У вас есть список советов. Выберите те, какие вы считаете правильными и обозначьте +
Карточка: Список советов по экономии семейного бюджета Совет Ваш выбор Планируй семейный бюджет исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов
-Каждая группа зачитывает советы по очереди.
- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». Слайд 19 -Сейчас каждой группе предстоит выполнить тест. Обведите букву с верным, на ваш взгляд, вариантом ответа на каждый вопрос. Тест 1. Из чего складывается семейный бюджет? а) из пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег. 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это..... я) расходы; е) проценты; ю) доходы. 3. Авторское вознаграждение — это.... б) зарплата; г) налог; д) гонорар. 4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это....... ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль. 5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов. 6.Зарплата,пенсия, стипендия — это разные виды...... т) доходов; п) расходов; к) гонорара.
-Теперь группы обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет) Молодцы! 3. – На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»: Слайд №20 ü срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию; ü талантливому скрипачу на покупку скрипки; ü врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак; ü спортсменам лыжникам для поездки на о соревнования; - Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. (Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.) - По одному человеку от группы выступают, кому бы из «семья» помогла. - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное… Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути.
-Вы хорошо потрудились и каждая «семья» работала дружно. V Домашнее задание: - Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов. Р.Т. – стр….. №….
VI Рефлексия: зажмите руку в кулак и… v кому было интересно – разогните мизинец v кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный v кто хорошо работал – средний v кто помогал работе в группе – указательный v кому урок понравился - большой |
1.Ф.И.О.учителя Анкудинова Ольга Николаевна.
2. № урока по расписанию - первый, день недели -четверг.
3. Тема урока. Семейный бюджет. 3 класс, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» (УМК «Школа России»).
Цель урока: Познакомить с понятием «семейный бюджет».
Задачи :
1.Закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги».
2.Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
3. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия.
Оборудование урока: карточки - подсказки, карточки со словами, тесты, фрагмент м/ф.
ТСО: мультимедийный проектор.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Место данного урока в теме. Раздел « Чему учит экономика» 12 часов, 11 урок в разделе.
Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии).
На уроке были использованы следущие методы обучения:
- по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с обучающимися); наглядные (демонстрации фрагмента м/ф, презентации обучающего курса);
- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Время, отведенное на все этапы урока, использовала рационально. Все связи между этапами логичны.
На первом этапе урока проходила актуализация опорных знаний. Игра «собери слово» и проблемная ситуация способствовали формулированию темы урока детьми. Этот этап, хотя и был не продолжительным, позволил быстро включить учащихся в работу, активизировать познавательную деятельность.
На втором этапе урока учащиеся выяснили из чего складывается семейный бюджет. Познакомились с новыми терминами, провели анализ приоритетов семейных расходов. Демонстрация фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино» и слайдов по теме урока способствовали лучшему усвоению новых знаний. На данном этапе основные формы работы — фронтальная, групповая.
На физминутке были использованы фразеологизмы , прослеживается межпредметная связь с уроком литературное чтение.
Третий этап работы - работа в группах. Учащимся предложено составить список советов по экономике семейного бюджета. На уроке была проведена самостоятельная работа. Она способствовала активной познавательной учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа тренирует волю, внимание, дисциплину учебного труда. Использовался метод наглядности, демонстрация проделанной работы в группах и фронтальная беседа.
Четртым, завершающим, этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, коментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Развивающая и воспитательная задачи решались в единстве с образовательной. Считаю, что урок достиг поставленной цели.
Дефицит — превышение расходов бюджета над доходами;
Экономия — бережливое ведение хозяйства;
Жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
Экономный — бережливо расходующий что-либо.
|
Дефицит — превышение расходов бюджета над доходами;
Экономия — бережливое ведение хозяйства;
Жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
Экономный — бережливо расходующий что-либо. |
Дефицит — превышение расходов бюджета над доходами;
Экономия — бережливое ведение хозяйства;
Жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
Экономный — бережливо расходующий что-либо. |
|
Лекарства - 2ш.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт)- 50ш.
Одежда-10ш.
Обувь – 5ш.
Бытовая химия-1ш.
Транспорт- 10ш.
Велосипед-2ш.
Книги-1ш.
Компьютер-40ш.
Игрушки-3ш.
Платежи и налоги-20ш.
Посещение театра, цирка-6ш.
Туристическая поездка-50ш.
Семейный бюджет |
|
Доходы |
Расходы |
|
|
Петровы
Сидоровы
Список советов по экономии семейного бюджета
Совет Ваш выбор (+)
1)Планируй семейный бюджет исходя
из доходов
2)Уходя из дома, выключайте свет
3)Просите у родителей новую игрушку
к каждому празднику
4)Бережно относитесь к своим вещам
5)Чаще пользуйтесь услугами такси
6)После похода в магазин оставляйте сдачу себе
7)Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
8)Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов
Тест
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3. Авторское вознаграждение — это....
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар.
4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов.
6.Зарплата,пенсия, стипендия — это разные виды......
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.