МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ КОСТЕНКО ДМИТРИЯ ТРОФИМОВИЧА
СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН
Открытый урок по предмету
«Основы православной культуры»
Учитель начальных классов и ОПК Ольга Никитична Чебаткова.
2021г
1. Организация класса.
2. Игра «Музей в чемоданчике». Праздничные традиции. (8 минут)
3. Иконы больших православных праздников (старт презентации). Стихи к праздникам. Названия икон. Иконописцы. Отличие икон от картин христианского содержания. (13 минут).
а) самостоятельная работа уч-ся в группах;
б) Отличие икон от картин, чтение стихов.
4. Икона: игра в ассоциации (3-4 минуты); составление понятия об иконе;
5. Иконы дома. (2-3 минуты).
5. Рефлексия (4 минуты).
Цель урока: научить школьников отличать иконы от картин христианского содержания, познакомить с творчеством русских и зарубежных иконописцев, художников и поэтов, дать понятие о взаимосвязи Священного Писания с творчеством русских поэтов и живописцев.
Задачи урока: показать отличия иконописной и художественной манеры в живописи; с помощью прочтения стихотворений русских поэтов на евангельские мотивы дать ощутить высоту слога стиха; познакомить школьников с христианским творчеством в тесной взаимосвязи: иконопись – живопись – поэзия ; воспитывать интерес и уважение к православным традициям; развить навыки работы в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения.
Оборудование: Чемоданчик-музей, где лежат: крашеное пасхальное яйцо, крест и святая вода, яблоко, веточка вербы, елочная игрушка, голубь ); праздничные иконы и репродукции картин; материал для книги: фото икон и репродукций картин, стихи, названия, листы книги, клей, ножницы; золотые и серебряные рамочки, фото иконы «Всецарица»; мультимедийная презентация.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Никитична и мне нужна ваша помощь. Я должна была для ребят воскресной школы подготовить пособие Но в пути у меня весь материал перемешался, а времени осталось мало. Вы мне поможете его оформить?
В нашей стране есть немало больших праздников. Какие вы знаете? (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества и много-много других). У христиан есть свои, церковные праздники. И сейчас мы вспомним некоторые из них.
(В чемоданчике: крашеное пасхальное яйцо, крест и святая вода, яблоко, веточка вербы, елочная игрушка, голубь ).
Этот сундучок необычной. Это - маленький музей, в котором хранятся дорогие моему сердцу предметы.
Хотите узнать, что внутри? Надо вынуть из корзинки предмет и назвать, к какому празднику он относится.
Ответы: яйцо – Пасха, крест, вода – Крещение Господне, верба – Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим, елочная игрушка – Рождество Христов, птичка – благовещение, яблоко – преображение Господне.)
Молодцы! Видите, ребята, всем нам знакомы эти предметы. Всё потому, что у нас в семьях чтут и берегут духовные традиции нашего народа. Но и знать, каким праздникам и событиям посвящены эти обычаи, мы, конечно, просто обязаны, потому что это история нашей Родины.
К каждому празднику когда-то была написана икона. Их писали иногда на доске, иногда на картоне или бумаге, камне или металле, в рамке или без неё. Художники, вдохновлялись христианскими событиями и писали свои картины, а поэты сочиняли стихи и поэмы.
На иконах всё точно, линии чёткие, события из Евангелия передаются в точности, как они описаны в этой святой книге, ничего лишнего. Если мы видим свет, в котором стоит человек, то точно знаем, что это святой, если видим кого-то в центре образа, то точно определим, что это и есть главный герой этой иконы. Посмотрев на образ, мы сразу можем определить, что это именно икона.
На картине же художник может передавать свои чувства, изображать людей так, как считает нужным, стараясь именно представить по-своему, как всё было в жизни. Бывает так, что у художника нет задачи показать нам, кто здесь святой, а кто - нет, а в иконе такого быть не может.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми иконами и картинами, на которых изображены церковные праздники, создавая книгу для ребят из другой школы.
а) Групповая работа – создание страниц книги.
У каждой группы (ряда) на столах лежат фотографии икон, картин, описание и название праздника, стихи. Вы должны соединить их вместе, создавая страничку книги. Время 5 - 7 минут.
б) Знакомств с иконами, стихами и картинами.
Выступление ребят каждой группы. Листы книги вывешиваются на доску.
1.Воскресение Христово или Пасха (слайд 2)
Воскресение Христово или Пасха – всем нам знаком этот праздник. Даже далёкие от христианства и от Бога люди пекут к Пасхе куличи, красят яйца, потому что чтут и хранят традиции своего народа. Но на иконе мы не увидим куличей или красных яиц: здесь мы видим Иисуса Христа, который воскрес из мёртвых. На иконе он изображён в сиянии – лучах славы, выходящий из пещеры, в которой был погребен. Ниже стоят небесные ангелы, приветствующие Христа..
Но есть и другая икона Воскресения Христова: на ней изображён Христос, протягивающий руки к людям и стоящий на поломанных… вратах ада. С одной стороны, Пасха – это радость о воскресшем Спасителе мира, а с другой – радостное воспоминание того, что перед Своим воскресением Христос Сам спустился в ад и вывел оттуда в рай всех праведников. Потому и икон у Пасхи – две.
На картинах Иисус похож на простого человека.
* * *
Христос
воскрес! - всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.
Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…
Павел Потехин
2. Рождество Христово (слайд 3)
Рождество Христово. Мы видим на иконе ещё маленького, только родившегося на свет Младенца Христа и Его Матерь – Деву Марию. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет.
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось.
Этот образ написал великий русский иконописец Андрей Рублёв.
Немало великих художников рисовали картины Рождества Христова, пытались представить, как всё это было. Посмотрите на картину русского художника 19-го века Владимира Боровиковского: тот же младенец Христос, и тоже Дева Мария, но насколько отличны икона и картина.
Ночь тиха. По тверди
зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
3. Преображение Господне (слайд 4)
Давайте взглянем на икону Преображения Господня. Все вы слышали про Яблочный Спас? Конечно, кто-то из вас наверняка ходил освящать яблоки с родителями или бабушкой в храм, потому что на праздник Преображения у нас принято освящать первые созревшие плоды, фрукты: яблоки и виноград. Но, что же мы видим на иконе? Яблоки ли? Нет, мы видим снова Иисуса Христа, и опять в лучах света, который возвел на гору Фавор своих учеников, где преобразился перед ними. «И просветилось лицо его как солнце, одежды его стали белы как свет. И явились в славе два прока, Моисей и Илия, беседующие с Господом»
О нём же – картина средневекового итальянского художника Рафаэля. Но посмотрите, сколько людей на картине? Здесь не только Христос, Его ученики и пророки, но и множество других людей: художник хотел показать сияние и порядок вокруг Христа и сумятицу среди обычных людей, которых Христос пришел спасти от греха и смерти.
«С небесной ясностью во взоре,
В сознанье благости Своей,
Преобразился на Фаворе
Спаситель мира и людей…
Сиял, как солнце, лик священный.
Сияли ризы дня ясней…
И снизошли к Нему мгновенно
И Илия, и Моисей!»…
В. Богословского.
4. Крещение Господне (слайд 5)
4.Взгляните на икону «Крещение Господне». (слайд) Она, как и просмотренные нами только что иконы «Преображение» и «Рождество Христово», тоже была написана иконописцем Андреем Рублёвым.
Христос пришёл к Иоанну в пустыню. Когда же Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос попросил Иоанна, чтобы тот крестил и его тоже.
Как сказано в Святом Писании, когда Иоанн крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан, открылось небо, и оттуда снизошёл на Христа Святой Дух в виде голубя, а с неба послышался голос Бога, который назвал Христа своим сыном.
Таким образом, по Священному Писанию, Крещение впервые показало миру Святую Троицу: Бог Отец сказал с неба о своём сыне— Иисусе Христе, а Дух Святой явился всем в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется ещё Днём Богоявления.
Вот картина великого русского художника Александра Иванова, на которой тоже изображено событие Крещения Господня. Называется она «Явление Христа народу». Она тоже – о духовном: мы сразу можем отличить пророка Иоанна и Христа Спасителя от других людей – так искусно изобразил святость художник. Но всё же картина заметно отличается от иконы, не так ли? Иисус Христос здесь идёт к людям издали, а на иконе Он вместе с пророком Иоанном в самом-самом центре. На картину мы смотрим, разгадывая то, что хотел нам показать художник.
« Глас вопиющего в пустыне
Всех к покаянию зовёт,
Он говорит: «Христос идёт,
Ему пути готовьте ныне».
Толпой бесчисленной народ,
Внимая гласу Иоанна.
5. Вход Господен в Иерусалим (слайд 6)
Вход Господен в Иерусалим. На следующий день после воскрешения своего друга Лазаря Господь входит в Иерусалим, въезжает на ослике в сопровождении учеников. Увидев его, весь народ побежал к нему навстречу с криками: «Осанна!» — то есть «да здравствует!». Люди стелили на дорогу, по которой он ехал, свою одежду и бросали ему под ноги пальмовые ветки. В России, как ты знаешь, ранней весной, когда отмечается этот праздник, начинают цвести только ветки вербы, покрываясь серыми пушистыми шариками. Поэтому в России в православные храмы люди издавна приходили с ветками вербы в руках и их освящали, а сам этот день и праздник назвали Вербное воскресение.
Картина передает тот же сюжет, но чем они отличаются?
Славным Вербным воскресеньем
Называют день весенний.
До распятья, дней за шесть
Лазарь Божий глас принёс,
И гласила эта весть,
Что спаситель наш — Христос.
И Спаситель на ослице
Въехал в Иерусалим.
Люди с радостью на лицах
Представали перед ним.
Ветви с пальм они срезали,
Всю дорогу усыпали
И, «Осанна!» говоря,
Сына Бога так встречали,
Как встречали бы царя.
6. Благовещения Пресвятой Богородицы (слайд 7)
По старинным традициям русско-православной церкви, каждый год, 7 апреля, верующие люди торжественно отмечают праздник – Благовещения Пресвятой Богородицы. Согласно библейским религиозным сказаниям, именно в этот день архангелом Гавриилом была сообщена радостная весть Деве Марии о том, что в скором времени у неё появится ребенок, который навсегда заменит престол Давида, и окажется для людей спасителем всего мира. Именно это событие и изображено на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы.
На ней представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность. Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний.
А Леонардо да Винчи в своей картине "Благовещение" тонко чувствует форму, стремится передать прекрасный, внутренне чистый мир персонажей. Трепетный образ Девы Марии, изображенный на картине, вдохновлял многих поэтов.
Кто сей
юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета:
Дышит
радостью чело,
Веют благовестью речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто
сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;
Теперь скажите мне: когда мы входим в храм, что мы всё-таки видим: иконы или картины? (….)
Да, верно, иконы. Картины мы с вами можем посмотреть в музее, на выставке. А стены храмов украшают иконы – образа, написанные иконописцами. Перед иконами молятся - картинами любуются
Так что же такое «икона»? (священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, картоне, бумаге, камне и т.д., одна из форм проявления Божественной истины )показать.
А теперь немного отдохнем. (Метод фокальных щбъектов)
(слайд 8)
У меня есть 3 слова: воздух, пчелка, любовь. Назовите основные признаки слова «воздух», теперь «пчелка», «любовь».
А теперь давайте примерим эти характеристики к слову «икона», по каждому качеству аргументируйте, хорошо это или плохо. (Высказывания детей: Воздух – легкий, прозрачный, необходим для жизни, т.к. мы им дышим; икона – она похожа на воздух, это духовный воздух, она помогает «дышать» православной верой. Когда нам трудно дышать, мы набираем в грудь больше воздуха и успокаиваемся, также и икона. В трудных ситуациях мы обращаемся к образу святых. Это хорошо.
«Пчелка» - трудолюбивая, полезная, помогает опылять растения и дает человеку лечебный мед, а значит – здоровье. Святые на иконах тоже великие труженики, они помогают исцелить душу человека. Это тоже хорошо, потому что тяжело жить, когда на душе камень.
«Любовь». Есть любовь родителей и детей, мужчины и женщины, любовь к друзьям, родному краю, природе и т.д. от нее человеку становиться тепло и спокойно. И в горе, и в радости мы знаем, что наши родные и друзья нам помогут, потому что любят нас. Иисус Христос тоже любит всех людей, и грешников, и праведников. Он никогда не оставит человека в беде. Это хорошо. Но вот люди не всегда следуют его заповедям, советам, наставлениям. И это плохо, из-за этого возникают не только ссоры, но и войны.)
- Молодцы ребята!
Определение темы урока.
- Какая замечательная страницы книги у нас получилась. Как же ее назовем? (Праздничные иконы. Евангельские события в изобразительном и поэтическом искусстве). Это и была тема нашего занятия. (слайд 9)
Какие задачи мы решали?
С какими праздничными иконами и картинами мы познакомились?
Рефлексия. (слайд 10)
Что для себя нового, интересного и полезного вы узнали?
Какие вы молодцы! А чтобы у вас осталась частичка сегодняшнего урока, я вам хочу подарить маленькие иконы Божьей Матери «Всецарица». (слайд 11)
Вам осталось только наклеить иконку на подходящую рамочку. Если вам было интересно, вы активно работали – золотая рамочка, если не все понятно, не интересно – серебряная. (У некоторых детей спросить, почему выбрал эту рамочку, чем запомнился урок)
Пока дети работают, собрать книгу.
Вот наша книга и готова, а значит урок подошел к концу. Видите, как много вы теперь знаете! Не забудьте посмотреть, какие иконы есть у вас дома, и если встретите уже знакомые вам, то расскажите о них вашим родителям или братьям и сестренкам!
А я хочу вам сказать: «Большое спасибо за помощь. Без вас я бы не справилась. Я обязательно расскажу о вас моим ученикам, о ваших добрых и отзывчивых сердцах». (слайд 12)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.