МКОУ АСОШ
Открытый обобщающий урок
по теме:
«Законы Ньютона»
Учитель: Абдуразакова Х.М.
Задачи:
образовательные:
- в интересной форме повторить, закрепить знания по теме;
- контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как
количественных, так и качественных.
развивающие:
- развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
воспитательные:
- воспитание культуры сотрудничества при работе в группах;
- воспитание толерантности, культуры речи.
Тип урока: обобщающий (с использованием ИКТ)
Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и экспериментальной работы учащихся, презентация учителя, презентации учащихся «Законы Ньютона в литературе», «Законы Ньютона в природе и технике», портрет Ньютона.
Ход урока:
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки.
В архив науки сложены системы Птолемея, теплород и многое другое. Но есть научные открытия, которые оказываются пригодными для решения современных практических задач, и это означает, что они достоверны, ибо они прошли самое жесткое испытание – испытание временем. Именно таким великим законам физики посвящен наш урок. А о каких законах сегодня будем говорить, мы узнаем, отгадав кроссворд.
III Актуализация знаний
1) Какое движение называется движением по инерции?
2) Какие системы отсчета называются инерциальными?
3) Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемы лишь в ИСО?
4) Сформулируйте 1-й закон Ньютона.
5) Какая физическая величина характеризует отсутствие или наличие внешнего воздействия?
6) В каких единицах измеряется сила?
7) Какая физическая величина является мерой инертности?
8) Назовите основную единицу измерения массы.
9) Сформулируйте 2-й закон Ньютона.
10) Почему при взаимодействии тела на частицу возникает противодействие со стороны частицы?
11) Сформулируйте 3-й закон Ньютона.
12) Почему при столкновении легковой автомашины с нагруженным грузовиком повреждения у легковой автомашины всегда больше, чем у грузовой?
13) С какой силой вы притягиваете к себе Землю?
Первый тур «Цепочка»
Работа проходит в 3-х группах.
Составить структурно – логическую схему по I закону Ньютона.
Второй тур «Качественные вопросы»
1. Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
2. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
3. К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?
4. На движущийся по прямолинейному горизонтальному пути поезд действует постоянная сила тяги тепловоза, равная силе трения. Какое движение совершает поезд? Как проявляется в данном случае закон инерции?
Третий тур «Нестандартные вопросы»
1.Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?
О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение, настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
«Верно ли высказывание» (Слайд № 4)
1. Если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы, то тело может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с постоянным ускорением.
2.Тело, на которое не оказывают воздействие другие тела, называется свободным.
3. Масса – это скалярная физическая величина, характеризующая инертность тела.
4. Произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил.
5.Система отсчета, где тело движется равномерно и прямолинейно называется неинерциальной.
6. Силы, с которыми тела действуют друг на друга, не одной природы, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны.
7. Какой-либо механический процесс в различных инерциальных системах отсчёта будут протекать неодинаково.
8. Инерция – это свойство тел сохранять свою скорость или покой.
9. Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения, называют в механике силой.
(За время пока учащиеся выполняли задание, «экскурсовод» подготовил демонстрации. «Экскурсовод» демонстрирует опыты).
VIII. Решение задач
Вариант 1
1. Шарик массой 1 кг движется с ускорением 50 см/с2. Определите силу, действующую на шарик.
2. На тело массой 5 кг действуют силы 3 Н и 4 Н, направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?
Вариант 2
1. Сила 2 мН действует на тело массой 5 г. Найдите ускорение, с которым движется тело.
2. Санки массой m = 10 кг движутся на восток с ускорением a = 0,5 м/с2 под действием двух сил, одна из которых F1 = 20 Н направлена на запад. Куда направлена и чему равна сила F2, действующая на санки?
Вариант 3
1. Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобретает ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы?
2. На груз, движущийся вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2, действуют две силы: F1 = 8 Н, направленная вертикально вверх, и F2 = 3 Н, направленная вертикально вниз. Какова масса груза?
X. «Доверяй, но проверяй!» Выполнение экспериментальной работы.
Учащиеся выполняют экспериментальные работы.
Первая группа учащихся проверяет первый закон Ньютона, вторая группа (более подготовленные учащиеся) проверяет второй закон Ньютона, третья группа проверяет третий закон Ньютона. После выполнения экспериментальной работы учащиеся озвучивают выводы.
XI. Составление обобщающей таблицы (Слайд № 9)
|
Первый закон Ньютона |
Второй закон Ньютона |
Третий закон Ньютона |
Физическая система |
Макроскопическое тело |
Макроскопическое тело |
Система двух тел |
Модель |
Материальная точка |
Материальная точка |
Система двух материальных точек |
Описываемое явление |
Состояние покоя или равномерного прямо-линейного движения |
Движение с ускорением |
Взаимодействие тел |
Суть закона |
Существование инерциальной СО |
Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускоре-ние |
Силы действия и противодействия равны по модулю и противоположны по направлению. |
Примеры проявления |
Движение космического корабля вдали от поверхности Земли. |
Движение планет, падение тел; разгон и торможение автомо-биля. |
Взаимодействие тел: Солнца и планет; автомобиля по поверхности земли |
Границы при- ИСО. Макро- и мегамир. Движение со скоростями, много меньшими
менимости скорости света.
XII. Творческие работы учащихся.
а) Законы Ньютона в литературе
б) Законы Ньютона в природе технике
ХIV. Рефлексия.
Каждый ученик заполняет концептуальную таблицу.
Что нового вы узнали на уроке? |
Что вызвало затруднения? |
Что осталось непонятным? |
Что заинтересовало? |
Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке и творческие работы учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.