Урок по теме «Алгебраическая сумма и ее свойства»
(урок 2. Раскрытие скобок)
(6 класс, математика по учебнику А.Г. Мордковича)
Цель: создание условия для изучения темы «Раскрытие скобок»
Задачи:
· создать мотивацию для выполнения каждого вида работы;
· формировать навыки устного счета на сложение чисел с одинаковыми и разными знаками;
· создать визуальную картинку по теме;
· развивать логическое мышление;
· способствовать развитию познавательного интереса;
· воспитывать толерантность;
· развивать творческие способности обучающихся.
Тип: комбинированный, урок формирования и закрепления знаний.
Структура урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа. Задания для обучающихся.
Вычислите:
а) –3,4–2; б) –5,85+7; в) –47,8–1,12
6,8–7,2; –6,9–3,1; –20,5+5
2. Устный счет.
(сл 2) Учитель: Сегодня у нас в гостях фея. Ребята, как вы думаете: «Почему плачет Динь – Динь?»
Предполагаемые ответы: Фею кто-то обидел, у нее случилось несчастье и др.
Учитель: Давайте поможем Фее, решим примеры и найдем волшебное слово, которое поможет Динь – Динь успокоиться. (гиперссылка на фее)
(сл 3) Решение цепочек примеров. 1 ряд – 1 цепочка, 2 ряд -2 цепочка, 3 ряд – 3 цепочка.
–2,3+3,5= 1,2 –8= –6,8–0,02=–6,82
–2,8–0,4= –3,2 +10= 6,8 –8,22= –1,42
3,8–2,5= 1,3 +7= 8,3 –12,33=–4,03
М: –6,82
Т: 1,08
И: –1,42
О: 4,98
Г: 4,03
Р: –4,03
П: 6,82
К: –10,33
Получилось слово МИР. Проверим решение каждого примера.
Учитель: Мы получили волшебное слово МИР.
(возврат к слайду 2)
Учитель: Поможет ли наше волшебное слово Динь – Динь?
Предполагаемые ответы: Всем людям необходимо жить в мире и согласии с другими. Каждый человек должен сохранять мир внутри себя, быть честным перед собой, поступать по совести.
Учитель: У каждого человека должен быть близкий друг, с которым он мог бы поделиться радостью и горем. Давайте посоветуем Динь –Динь найти себе настоящего друга и жить с ним всегда в мире. Например счастливую девочку Гнома ( по щелчку открывается девочка Гном).
III. Формирование знаний.
(сл 4) Из курса начальной школы вы знаете, что примеры могут содержать скобки. Но, если пример очень сложный, то можно запутаться в действиях. Поэтому математики придумали правила, которые помогают раскрыть скобки. Итак, тема сегодняшнего урока «Раскрытие скобок». Сегодня мы научимся раскрывать скобки, если перед ними стоят знаки «+» или «–». А поможет нам изучить тему сказочница Василиса Прекрасная.
(сл 5) Сказка. Жили – были в одной прекрасной стране Математика два друга Плюс и Минус. Поселились они в доме под названьем Скобка. Жили дружно и весело. У них был друзья, другие знаки. (по щелчку появляется Плюс) Когда в гости приходил Плюс, то всем было хорошо, ничего плохого не случалось, Плюс оставался Плюсом, а Минус – Минусом.
(сл 6) Когда же в гости приходил Минус, то в доме начиналось твориться что- то невообразимое. Плюс превращался в Минус, а Минус превращался в Плюс, очень радовались знаки такому превращению. Так и жили они с своем доме, каждый день принимая в гости то Плюса, то Минуса.
(сл 7) Учитель: понравилась сказка? Итак, если перед скобкой стоит +, то ничего не происходит, «+» остается «+», а «–» - «–». Если перед скобкой стоит «–», то все знаки меняются «+» становится «–», а «–» - «+».
IV. Закрепление знаний.
(сл 8) Помогите Пирату найти код для сундука с сокровищами. Раскройте скобки, вычислите, найдите алгебраическую сумму ответов.
а) (–3) –(+4); б) –(–13)+(+12); в) (+21–15) – (21–3);
г) –(752+12)+(–12+1000)
Ученики решают у доски, комментируя решение.
Проверка решения примеров. Код: –7+25–12+228= 234
Учитель: Пират убедился, что шестиклассники ходят в школу, чтобы учиться.
(сл 9) Работа по учебнику. Ученики решают самостоятельно, к доске вызываются учащиеся со слабой математической подготовкой.
№ 229, 230, 232, 234.
№ 229
1) 48+(–25)–34=48–25–34=48–59=–11;
2) –71+(–3)+28= –71–3+28= –46;
3) –(–56)+( –18) –21=56 –18–21=17;
4) 12–(–59) –45=12+59–45=26;
5) –83–44–(–75)= –83–44+75= – 52;
6) –(–48) –(–24) –(–75)=48+24+75=148.
№ 230
а) 54–48+(–26) –(–46)=54–48–26+46=100–74=26;
б) –37+(–24) –(–20)+17=–37–24+20+17=37–61= –24.
№ 232
а) (–19) –(–10) –(–9)+6= – 19+10+9+6=6;
б) 99–(–41) –72+31==99+41–72+31=171–72=99.
№ 234
а) 25–91–99+15=40–190= –150;
б)–18–22+64+36=100–40=60
При наличии времени успевающим ученикам предлагается решить познавательную задачу для Незнайки ( по щелчку).
(По гиперссылке переходим на слайд с домашним заданием.)
(сл 10) Задача от Незнайки. Расставьте скобки в выражении и получите наименьший результат.
3–4+5–6+7–8 (Ответ по щелчку: 3–(4+5)–(6+7)–8= –27)
V. Итог урока. Выставление оценок.
(сл 11) Домашнее задание. № 231
1 вариант: Сочинить сказку о правилах раскрытия скобок. (Приложение 1)
2 вариант: Сочинить сказку об алгебраической сумме. (Приложение 2)
VI. Рефлексия.
Что сегодня нового вы узнали на уроке? Сформулируйте правило раскрытия скобок.
(сл 12) Работу на уроке оценить с помощью смайликов.
Красный- все классно, было интересно, я понял тему;
Желтый - я понял тему, но у меня остались вопросы;
Синий – ничего нового не узнал, зря пришел на урок.
(сл 13) Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось девизом Софьи Ковалевской «Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет, чему быть!» Всем большое спасибо за работу!
Приложение
Приложение 1
Сказка о Плюсах и Минусах
Жил – был на свете Плюс. Он был счастливым и радостным. Утром делал зарядку, всегда улыбался, и ему все улыбались в ответ.
Однажды Плюс гулял с собакой в парке и увидел Минуса, который тоже гулял с собакой.
- Привет, Минус!- сказал Плюс.
Минус решил ответить ему, но у него не получилось, потому что Плюс вдруг стал корчиться и превращаться в Минус. Тогда Минус испугался и убежал. Так Плюс спасся от превращения и радостно пошел домой.
Вечером, гуляя по парку, он встретил подружку Плюссету. Плюс улыбнулся ей и они начали гулять вместе и никаких превращений не случилось.
Шарагова Оля, 6 класс.
Сказка об отрицательной девушке
Давным – давно была деревня Алгебраическая сумма. На левом берегу жили плюсы, а на правом – минусы. Все жители строго придерживались правил, жили на своем берегу. Но лишь одна отрицательная девушка жила с плюсами, потому что на нее злая волшебница Скобка наложила оковы, поменяла ей знак. Никто из плюсов не мог ей помочь, сменить знак обратно. Тогда плюсы позвали самого сильного Минуса. Он подошел к бедняге, взял ее за руки, и тут произошло чудо, девушка освободилась от оков, ее знак поменялся на плюс. Очень обрадовались жители левого берега деревни и стали приглашать к себе по два минусы вместе, которые у них превращались в плюсы.
Неверова Мария, 6 класс.
Сказка о принцессе с отрицательным настроением
В одной стране под названием Алгебраическая сумма в большом замке жил король и у него была дочь. У принцессы всегда было отрицательное настроение. Король думал, что дочка болеет, но никакие лекарства ей не помогали. Тогда заботливый отец понял, что принцессе скучно.
Позвали шутов плюсов, как бы они ни старались, принцесса оставалось грустной. Позвали озорных минусов. Они и пели, и плясали, и частушки рассказывали. И тут случилось чудо, минусы поменяли отрицательное настроении на положительное и принцесса пустилась в пляс с минусами и плюсами.
Кыргызакова Ксения, 6 класс.
Планета «+» и «-»
На планете Венера жили «+» и «-», но они сами не знали об этом. Но в один день они встретились и с удивлением стали друг друга рассматривать. Но Минусы стали думать, как избавиться от Плюсов, он не хотел, чтобы Плюсы с ними жили и он обнаружил, что все Минусы могут превращать Плюсы в Минусы. Пока все Плюсы спали, они их сделали Минусами. И на планете Венера все стали Минусами.
Ямончиряев Никита, 6 класс.
Сказка о злом царе Плюсе
Жил- был царь Плюс. Он был очень злым и не щадил своих подданных, которые ему не хотели подчиняться. Однажды к нему приехал в гости король Минус, царь Плюс с музыкой и фейерверками встречал короля Минуса. Во дворце царя начался пир, все веселились: и подданные и дворяне. Все так развеселились, что все минусы царя превратились в плюсы. И царь Плюс стал добрым и справедливым.
Карачева Маша, 6 класс.
Приложение 2
Сказка о городе Алгебраическая Сумма
На территории города Алгебраическая Сумма существовали две группировки. Одна называла себя «Положительные числа», а другая – «Отрицательные числа». А главари у них были Плюс и Минус.
И вот однажды решили они объединиться. Но кто же станет главным? Они посоветовались и решили так: у кого больше людей , тот и станет главным. Сначала у Плюса было больше людей, чем у Минуса, и она посчитал, что победил. Но Минус не хотел сдаваться, он подсобрал силы и у него стало людей больше. Так Минус стал главарем объединенной группировки и она стала называться «Отрицательное число».
Керноз Дима, 6 класс, 2012 год
Сказка об алгебраической сумме.
В стране Математика есть деревня под названием Алгебраическая сумма. В этой деревне живут положительные и отрицательные числа. Однажды они решили устроить матч по волейболу. В одной команде собрались все положительные, а в другой отрицательные все числа. Когда они сыграли матч, оказалось, что у плюсов больше очков, и они победили. Результат матча оказался положительным «+». Но отрицательные числа не смирились с этим и пригласили положительные числа на матч – реванш. Они очень старались и выиграли, у них вышло больше очков, и результат матча стал «-». После этого положительные числа помирились с отрицательными и больше никогда не ссорились.
Южакова Настя, 6 класс.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.