Цель урока:
ü Вывести правило сложения целых чисел;
ü Научить применять выведенное правило при вычисления;
ü Развить логическое мышления, вычислительные навыки;
ü Воспитать ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
ü Карточки для индивидуальной работы: а) на этапе повторения
ü Карточки для групповой работы: а) на этапе повторения
б) на этапе изучения нового
материала
ü Карточки для математического диктанта
ü Презентация к уроку
ü Компьютер
ü Проектор
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин)
ü Приветствие
ü Рапорт дежурных об отсутствующих
ü Формулировка цели и задач урока
II. Подготовка к восприятию нового материала
(6 мин)
Для подготовки к восприятию нового материала используется два вида работы: фронтальная, индивидуальная.
1. Фронтальный опрос (с помощью презентации)
Из ряда чисел
+ 5; - 2; 4; -19; - 30; 0; + 19
Назовите:
- положительные числа
- отрицательные числа
- назовите большее число ряда
- назовите меньшее число ряда
- есть ли в ряду противоположные числа ?
2. Индивидуальная работа (работа по карточкам у доски)
1) Задание: Сравните числа 2) Задание: Запишите без скобок
А) – 8 и 0 а) – (+ 13)
Б) – 5 и 9 б) – (- 11)
В) – 3 и – 7 в) – (+ 100)
Г) 48 и -12 г) – (- 1)
Д) – 54 и – 61 д) + (-56)
Е) – 123 и – 112 е) –(+(-24))
3. Групповая работа (работа по карточке)
Задание: Дана таблица. Заполните пропущенные ячейки.
Команды |
«Звезда» |
«Орел» |
«Трактор» |
«Сокол» |
«Чайка» |
Число забитых мячей |
49 |
37 |
|
21 |
6 |
Число пропущенных мячей |
|
28 |
23 |
35 |
|
Разность забитых и пропущенных мячей |
33 |
|
6 |
|
– 22 |
III. Изучение нового материала (12 мин)
При изучении нового материала используется элемент проблемного обучения, для этого класс разбивается на группы и каждая группа получает задание, которое нужно выполнить.
1. Групповая работа.
Задание: Записать с помощью положительных и отрицательных чисел результат изменения температуры (3 строка таблицы).
1 группа:
Температура до изменения, С0 |
+ 11 |
+21 |
+7 |
Изменение температуры, С0 |
+ 5 |
+ 7 |
0 |
Результат, С0 |
|
|
|
Математическая запись |
|
|
|
2 группа:
Температура до изменения, С0 |
- 14 |
-22 |
-8 |
Изменение температуры, С0 |
- 6 |
- 5 |
0 |
Результат, С0 |
|
|
|
3 группа:
Температура до изменения, С0 |
- 6 |
+ 2 |
+7 |
Изменение температуры, С0 |
+ 3 |
- 5 |
- 7 |
Результат, С0 |
|
|
|
Задания каждой группы вывешиваем на доску и один представитель из группы «защищает» свою работу.
Некоторые результат заполнения трех таблиц сводятся в одну таблицу (слайд) и учащиеся под руководством учитель формулируют правило сложения отрицательных чисел и правило сложения чисел с разными знаками.
Температура до изменения, С0 |
+ 11 |
-14 |
-6 |
+7 |
Изменение температуры, С0 |
+ 5 |
-6 |
+3 |
-7 |
Результат, С0 |
|
|
|
|
Вывод: (делают учащиеся под руководством учителя)
ü Сумма двух положительных чисел положительна
ü Сумма двух отрицательных чисел отрицательна
ü Сумма двух противоположных чисел равна 0
ü Сумма двух чисел с разными знаками может быть положительна, а может быть отрицательна
Свойства сложения.
1. а + b = b + a
2. а + 0 = 0 + а = а
3. а + (-а) = 0
Пример: (проецируется на экране)
+ -
5 + (-4) = 1 4 + (-7) = - 3
- 3 + 8 = 5 - 4 + 3 = - 1
2. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 166 и прочтите правила сложения чисел с одинаковыми знаками и чисел с разными знаками.
IV. Закрепление нового материала (13 мин)
1. Проверка усвоения правил знаков при сложении
Задание: Разделите следующие примеры на две группы, не выполняя вычислений (Примеры проецируются на экране, учащиеся делят на группы и записывают их в тетради, с последующей взаимопроверкой)
- 4 + 5; 8 + (-5) 7 + (-8) - 6 + 10 4 + (-2)
- 10 + 6 - 6 + 3 5 + (-8)
2. Решение примеров на вычисления
1) № 740 (фронтально, по цепочке)
2) № 741 – 2 строчка (учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, а оставшиеся ребята выполняют в тетрадях)
3) №742-2 строчка (учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, а оставшиеся ребята выполняют в тетрадях)
V. Математический диктант (5 мин) – текст диктанта на карточках
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вычислите: 1) – 6 + 9 2) 15 + (-15) 3) – 1 + (- 37) 4) – 3 + 15 5) 4 + (-3) + (-1) |
Вычислите 1) 8 + (-7) 2) – 12 + 8 3) – 25 + (-4) 4) - 56 + 56 5) – 8 + 11 + (-5)
|
Проверь себя (ответы проецируются на экране, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания)
V. Итог урока (2 мин)
а) Фронтальная работа (с помощью презентации)
Верно ли:
ü Сумма отрицательных чисел всегда отрицательна.
ü Сумма двух целых чисел с разными знаками всегда положительна.
ü Сумма противоположных чисел равна нулю.
ü Сумма двух отрицательных чисел может быть положительна.
ü Сумма двух отрицательных чисел может быть равна нулю.
ü Сумма двух целых чисел с разными знаками может быть положительна.
б) Оценка деятельности учащихся
VI. Задание на дом (1 мин)
П. 8.3
№741 (1 строчка)
№742 (1 строчка)
№743
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.