Тема урока: В преддверии Смуты |
|||
Учитель: Мелекессова Татьяна Николаевна |
|||
Тип урока: Комбинированный |
|||
Дата урока: |
|||
Образовательные ресурсы: 1.Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2012. – 240 с. 2.Рабочая тетрадь к учебнику Пчелова Е.В 3.Атлас по истории России и контурная карта 4.Андреев И.Л. История России с конца XVI по XVIII век. – М.: Мнемозина, 2013. – 255 с. 5.Данилов А.А. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с. 6.Готовимся к ГИА. История. 7 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена / авт.-сост. Е.А.Митькина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с. 7.Симонова Е.В. Тесты по истории России: 7 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России: конец XVI – XVIII век». – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 111 с. 8.Смирнов Ю.А. История России: 7 класс: КИМы ФГОС.- М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 96 с. 9.История России. Тематические тесты. 7 класс / Л.И.Николаева, Е.Н.Грибова – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; Народное образование, 2015. – 128 с. 10.Симонова Е.В. История России. XVII-XVIII века. 7 класс: экспресс-диагностика. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 77 с. 11.Ворожейкина Н.И. Промежуточное тестирование. История России XVII-XVIII века: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 62 с.
|
|||
План урока: 1.Предпосылки смуты 2.Конец царской династии Рюриковичей
|
|||
Цель урока: сформировать представления о ситуации в России в преддверии Смуты
|
|||
Задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с предпосылками Смуты и завершением династии Рюриковичей Развивающие: развивать картографические умения, навыки самостоятельной работы; образное мышление Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию мира; осуществлять художественное, эстетическое воспитание
|
|||
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно - иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
|
|||
Основные термины и понятия: Смута, пресечение династии Рюриковичей |
|||
Планируемые результаты: 1.учащиеся должны иметь представление о ключевых понятиях и терминах темы; 2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий; 3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе
|
|||
Формирование УУД: Предметные: 1.научиться объяснять значение понятий «Смута», «пресечение династии Рюриковичей»; 2.рассмотреть предпосылки Смуты; 3.охарактеризовать причины пресечения династии Рюриковичей; 4.осмысливать значение положения России в преддверии Смуты Метапредметные: 1.коммуникативные: - развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы - умение выражать свои мысли; - совместная деятельность учителя и ученика 2.регулятивные: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; - искать и выделять необходимую информацию; - определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности; 3.познавательные: - анализировать результаты исследований и фиксировать их; - структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; -
овладение приёмами анализа исторического события документов; -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом Личностные: - формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала; - формирование ценностных ориентаций (саморегуляция,
стимулирование, достижение и др.);
|
|||
Организационная структура урока
|
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку |
Приветствие учителя, подготовка к уроку |
|
Актуализация знаний
|
1.Назовите первого царя России?
2.Какое прозвище он носил и почему?
3.Что такое опричнина? Какие последствия были для нашей страны?
4.В чем проявился династический кризис?
|
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
|
Фронтальная
|
Изучение нового материала
|
1.Предпосылки Смуты 1.Работа с текстом учебника на стр.8 -каковы были предпосылки Смутного времени?
2.Работа с термином Смута - период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями
2.Конец царской династии Рюриковичей 1.Когда начала править династия Рюриковичей?
2.Когда умер, Иван Грозный у него было два сына – Федор и Дмитрий. Федор стал новым правителем, а Дмитрия и его мать сослали в Углич. Фактическим правителем при царе Федоре стал Иван Годунов. Царевич Дмитрий болел эпилепсией.
3.15 мая 1591 году в Угличе услышали церковный набат, во время игры у царевича случился приступ и он наткнулся на нож. Мать говорила, что сына зарезали. Горожане убили тех, как они думали, кто принимал участие в убийстве Дмитрия.
4.В Углич прибыла специальная комиссия под руководством Василия Шуйского. Она провела расследование и вынесли вердикт, что во время игры у царевича случился приступ, и он упал на нож. Однако поползли слухи, что царевич был убит людьми Бориса Годунова.
5.У Федора не было наследников. И после его смерти не было мужчины царской крови, в результате чего династия Рюриковичей перестала существовать.
6.Работа с документом Высказывания историков о причинах смуты. Прочитать и назвать «Причины Смуты». 1.«Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско-дружинная среда. Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть» И.Е.Забелин
2.«Лето 1001г. Выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя» С.Н.Бердышев
3. Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. «Новый летописец»
4. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца; на звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора. В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. С. Г. Пушкарев .Обзор русской истории
5. В 1601 году начался великий голод, который продолжался три года; мерка зерна, которая продавалась раньше за пятнадцать су [0,75 ливра], продавалась за три рубля, что составляет почти двадцать ливров. В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными, ибо было довольно привычно видеть, как муж покидал жену и детей, жена умерщвляла мужа, мать — детей, чтобы их съесть... Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек... (Жак Маржере)
6.«Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями» С.Ф .Платонов
7.«Младший сын Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Недуг был неизлечим, и шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет оставит наследника, были невелики. Со времени Н.М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" не зримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии Борисе Годунове. Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе полдень 15 мая 1591 г. Повести и сказания Смутного времени заполнены живописными подробностями его убийства. Но среди их авторов не было ни одного очевидца угличских событий. Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Бориса к смерти царевича. К моменту смерти царевича не исчезла полностью возможность рождения законного, наследника в семье Федора. Никто не мог точно предсказать, кому достанется трон. Из ближних родственников царя наибольшими шансами обладал не Годунов, ими oобладали Романовы. Ситуация, сопутствовавшая угличским событиям, носила критический для правительства характер. Над страной нависла непосредственная угроза вторжения шведских войск и татар. Достаточно было малейшего толчка, народ поднялся на восстание, которое для Годунова могло кончиться катастрофой. В такой обстановке гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью» Р.Г. Скрынников
|
Ответы учащихся 1.опричнина 2.династический кризис 3.Ливонская война 4.Урочные лета 5.Голод 6.Упадок хозяйства
Работа с термином Записывают термин
Ответы учащихся
Слушают учителя
Слушают учителя
Слушают учителя
Записывают термин
Работа с документом Ответы учащихся
|
Индивидуальная Работа в парах Групповая
|
Первичное осмысление и закрепление
|
О каком событии говориться в стихотворении
1.Звучит немолчно в зареве набат, А на траве – в кровавой багрянице Царя Феодора убитый брат, В заре горит грядущих гроз багрянец, Мятеж и мрак, невнятные слова, И чудится далёкий самозванец, И пленная, растленная Москва!
2. “Привел меня Бог
видеть злое дело,
|
Выполняют задания |
Индивидуальная Работа в парах Групповая
|
Итоги урока. Рефлексия
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Рефлексия
|
Оценивают работу на уроке всего класса |
|
Домашнее задание
|
П.1, пересказ
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
Опережающее задание |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.