"Знакомство со звуками и буквами".
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
– А я говорю вам добрый вечер! И очень хочу, чтобы он был особенно добрым для вас ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.
Сегодня у нас не обычное занятие, а увлекательное путешествие на планету звуков и букв. В нашем путешествии нас будут сопровождать игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Ежик и лисенок предлагают вам послушать сказку о планете звуков и букв. Послушаем их сказку. Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Для этого придется совершить космическое путешествие. Нам понадобиться транспорт, – какой? (ракету.)
- Вы готовы? Тогда вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полёт.
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним. (Дети поднимают руки вверх и становятся на
носочки).
Учитель прикрепляет на доску солнышко.
- МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ !
Готовьтесь, ребята, в радостный
Путь сквозь бурю и ветер, и шторм.
Раз-два! Ребята, вперёд!
Три-четыре! Ребята, в полёт!
ЗВУКИ. ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)
Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза – что вы слышите? Как работает наша ракета? ( Аудио запись.)
Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.
Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
Овена-барана?
Большая и малая медведицы?
Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
А сейчас я предлагаю подробно узнать о том, какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)
Посильней
ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в
работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Артикуляционная гимнастика.
- А теперь послушайте сказку о веселом язычке и повторяйте за мной все движения язычка.
Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щеки (дети надувают щеки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (… по небу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам). Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
ФИЗМИНУТКА
Космонавт
не ленись,
Вправо, влево повернись,
Руки вверх, руки вниз
Наклонись, назад прогнись,
На одной ноге постой, Это сделать нелегко.
На другой ноге постой - Теперь прыгай высоко.
- Итак, звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
ВЫВОД: Звуки – это то, что можно услышать и произнести. Звуки бывают разные.
Дидактическая игра. Становитесь в круг. Нужно придумать слова с заданным звуком. (Воспитатель бросает мяч, каждому ребёнку называя звук).
БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Но об этом я предлагаю поговорить на следующих занятиях.
А чтобы наша речь была правильной, и все звуки звучали правильно, вспомним скороговорки.
(дети рассказывают скороговорки на разные звуки)
ИТОГ
Готовьтесь, ребята, в радостный
Путь сквозь бурю и ветер, и шторм.
Раз-два! Ребята, вперёд!
Три-четыре! Ребята, в полёт!
– Вот мы и в классе. Вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего понравилось?
Кому понравилось наше путешествие, и было интересно – возьмите зеленую звездочку.
А если вы устали и вам было не интересно – возьмите красную звездочку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.