Урок-путешествие в мифологию Древнего Египта.
Оценка 4.7

Урок-путешествие в мифологию Древнего Египта.

Оценка 4.7
docx
26.10.2021
Урок-путешествие  в мифологию Древнего Египта.
Урок древняя мифология египта.docx

Урок-путешествие :Мифология Древнего Египта.

 

 

Цели: Формирование представлений о многообразии богов древних египтян и показать связь искусства с мифологией.

Задачи: Расширение кругозора учащихся; развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы; развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности. Египет – древнейшее государство мира, об истории которого сохранилось немало исторических интересных сведений.

 

 

Египет расположен на узкой полоске плодородной земли вдоль течения Нила между Сахарой и Красным морем. Ежегодные разливы реки превратили каменистую пустыню в цветущую долину; экономическое процветание привело к усложнению отношений в обществе и создало условия для появления в Египте первого в истории человеческой цивилизации государства с исключительно своеобразными нравами, обычаями и верованиями.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

 Египетская мифология начала формироваться в VI-IV тысячелетии до н.э. В отличие от других культур, египетская довольно долгое время не записывала рассказы о своих богах. Отсутствие связной письменной мифологии наводит на мысль, что эти сказания в большинстве своем передавались изустно, предоставляя рассказчику свободу их толкования. При отсутствии канонов, мифы могли использоваться в различных целях, будь то ритуалы, молитвы или магические заговоры. Сохранение мифов в таком изменчивом, “текучем” виде соответствовало особой египетской форме религиозного синкретизма, при котором происходило смешение функций и могущества двух или более божеств.

Большая часть свидетельств о них дошла до нас в кратких косвенных упоминаниях в религиозных текстах, начертанных на стенах гробниц, саркофагов, храмов и из “Книги мертвых”

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.

 

Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII века до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII столетия до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства. Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира.

Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей.

В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего.  С объединением Верхнего и Нижнего Египта происходило слияние многих богов. В результате в едином царстве сложился свой пантеон верховных общеегипетских богов во главе с богом Атум (Ра). Проглотив собственное семя, он породил, выплюнув изо рта первую пару богов: Шу и Тефнут. Те в свою очередь породили вторую пару богов – богиню неба Нут и бога земли Геба, у которых родились боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Особенности изображения и родственные связи этих богов приведены в Приложении.

Эти боги составили знаменитую гелиопольскую “девятку” - эннеаду (от греч. – “девятка”). Боги-эннеады были первыми царями Египта. 

 В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест занимает солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. Они отражают две группы представлений:

О смене времен года; 

О смене дня и ночи.

Существовала легенда, что однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие – засуха и начало песчаных бурь. Люди стали умирать от жажды и голода. Тогда Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь.

Вопрос: Как вы думаете, какое явление природы описывается в мифе “Возвращение Тефнут в Египет”? (Этот миф дает преставление о смене времен года)

В солярных мифах также отражена борьба Солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных. Одним из наиболее страшных врагов Ра является владыка подземного мира огромный змей Апоп.

Пересказ краткого содержания мифа “Борьба Ра с Апопом”.

(Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподни и, пересев в ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, где победа остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле).

Вопрос: Какие представления отражены в этом мифе? (Содержание мифа “Борьба Ра с Апопом” дает нам представление о суточном движении Солнца и его нисхождении на западный горизонт и смены дня и ночи).

Третий основной цикл мифов древнего Египта связан с Осирисом.

Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он – бог производительных сил в природе (В “Книге мертвых” назван зерном, в “Текстах пирамид” - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. 

Осирис – самый популярный бог в религии древних египтян.

Существовал миф о смерти и воскресении Осириса. По этому мифу бог Осирис был царем Египта. Он установил для людей законы и научил их поклоняться богам. Он показал египтянам, как выращивать хлеб, плоды и делать виноградное вино, добывать золото и серебро.

Был у Осириса младший брат Сет – бог пустыни и песчаных бурь, который очень завидовал Осирису и ненавидел его. Замыслил Сет погубить старшего брата и захватить власть над Египтом. Тайком измерив тело Осириса и изготовив красивый, отделанный резьбой и позолотой роскошный саркофаг, он явился на пир в царский дворец .

“Кому придется впору, тому и достанется!” - сказал он. Гостей не удивил подарок: египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней. Но саркофаг был велик. Настала очередь Осириса. Едва он лег, как слуги сета захлопнули крышку и залили ее свинцом. Они подняли саркофаг и бросили его в воду Нила.

Сундук не утонул, потому что вода не могла причинить вреда тому, кто был богом природы и дальним потомком водной глади Нун. Море выбросило сундук на берег в стране Библ. Вокруг него вырос вереск, из которого царь страны Библ велел сделать колонну для своего дворца. Исида при помощи своих чар нашла уже умершего Осириса внутри колонны и похоронила его в тайном месте. Но Сет обнаружил гроб Осириса. Увидев мертвого Осириса, Сет пришел в ярость и разрубил тело своего брата на 14 частей, разбросав по всему Египту. Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков супруга и, плавая в папирусной лодке, собрала части тела Осириса. Исиде во всем помогала расставшаяся с Сетом Нефтида. Богини сложили части Осириса и смазали его тело божественными маслами при помощи бога Анубиса – знатока секретов бальзамирования, обмотали льняными лентами.

С помощью бога Ра и богини неба Нут Осирис ожил, а его тело проросло колосьями. Вот почему каждую весну, когда появлялись побеги, египтяне праздновали возрождение Осириса. Согласно другому мифу, после своей смерти Осирис ушел править в подземное царство. Вот почему на статуях и фресках Осирис всегда изображается в виде мумия.

Уже после смерти Осириса Исида родила сына и растила втайне от Сета в непроходимых болотах младенца Гора – будущего мстителя за погибшего отца. Вырос и возмужал сын Осириса и Исиды бог Гор. Вступил в борьбу со злым и коварным Сетом. В жестоком бою победил бога пустыни. ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В НАШИ ДНИ

Мифы пронизывали все сферы египетской цивилизации, сопровождая египтян как в жизни, так и в смерти. На них ссылались в молитвах и гимнах, посвященных богам, заговорах и проклятиях, в медицинских рецептах, рассказываемых для развлечения сказках и повседневной разговорной речи.

В медицинских советах и магических заговорах часто упоминался эпизод из мифа об Осирисе о том, как Исида скрывала своего сына Гора в зарослях тростника. Такие предметы обихода, как драгоценности, зеркала, косметические ложечки, гребни часто изготавливали, придавая им вид мифических героев.

Каждого усопшего отождествляли с Осирисом. Забальзамированное тело умершего доверялось заботам жреца, стоявшего в позе Анубиса. В это время супруга покойного выполняла роль Исиды, оплакавшей своего брата.

Некоторые из древнеегипетских обычаев и верований сохранились в Египте и соседних странах до сих пор. Так, каждую пятницу женщины в Нижней Нубии (Судан) совершают возлияния на могилы родственников. В этом немусульманском ритуале воспроизводится поклонение умершему Осирису. Он известен с греко-римского периода, когда было принято, чтобы, одевшись Исидой, жрица раз в неделю подносила питие своему усопшему супругу.

Жрецам Фаюмского оазиса платят зерном, чтобы каждую пятницу они читали молитвы из Корана на могиле усопшего предка, как в древности, когда верили, что жрец “преобразит” усопшего гимнами и молитвами. Вера в Осириса как властелина порогов Нила сохранилась среди христиан-коптов, возносящих молитвы Христу как “властелину реки”

Ежегодная процессия в честь мусульманского святого Абу-эль-Хаджага вокруг Луксора – продолжение традиций древнего праздника Опет. Во время праздника Опет от храма Карнак в храм Луксора двигалась процессия: изображения бога Амона-Ра , его жены Мут и сына Хонсу несли в их церемониальных барках в сопровождении жрецов и чиновников. В Луксоре праздновался “священный брак” между Амоном и Мут, вслед за которым она вновь зачинала правящего фараона, тем самым подтверждая его право управлять Египтом, как и в мифе о божественности власти фараона.

Каждый год статую святого Абу-эль-Хаджага выносят в барке, подобно изображениям древнеегипетских богов, и несут по городу в сопровождении уличных танцоров и комедиантов.

Символика египетской мифологии оказала влияние на такие шедевры западного искусства, как опера В.А.Моцарта “Волшебная флейта”. Она продолжает вдохновлять воображением многих деятелей искусства – художников и архитекторов, кинорежиссеров и мультипликаторов, а также рекламных агентов.

 

Обсуждения и подведение итогов.

 


 

Урок-путешествие :Мифология Древнего

Урок-путешествие :Мифология Древнего

Среднего царства (XXI – XVIII столетия до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода

Среднего царства (XXI – XVIII столетия до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода

Поэтому он в первую очередь создал холм

Поэтому он в первую очередь создал холм

Вопрос: Какие представления отражены в этом мифе? (Содержание мифа “Борьба

Вопрос: Какие представления отражены в этом мифе? (Содержание мифа “Борьба

Каждого усопшего отождествляли с

Каждого усопшего отождествляли с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021