Урок русского языка. Тема урока: Морфема – минимальная значимая единица языка.
Оценка 4.9

Урок русского языка. Тема урока: Морфема – минимальная значимая единица языка.

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл—6 кл
11.02.2022
Урок русского языка. Тема урока: Морфема – минимальная значимая единица языка.
Цель: познакомить обучающихся с понятием «морфема» как минимальной единицей языка, развивать теоретическое мышление и интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему учиться самостоятельно.
Кулинич И.Г. урок.docx

Конспект урока

 

Педагог (ФИО)                         Кулинич Ирина Геннадьевна

Город, район                              город Заринск_____________________________________

Образовательное учреждение  Муниципальное бюджетное общеобразовательное ______

                                                    учреждение средняя общеобразовательная школа №2____

Предмет (или должность)         учитель русского языка и литературы 

Класс                                              5 «А»

Тема урока: Морфема – минимальная значимая единица языка.

 

Характеристика класса

          В классе 25 учащихся.  Из них: мальчиков - 11 человек, девочек - 14.

Отношения  между обучающимися построены на уважении друг к другу,  преобладает обстановка, благоприятная для получения знаний. Особенностью учебной деятельности учащихся класса является познавательная активность, творчество и самостоятельность. Поэтому большая часть детей на уроках работают активно, стремятся к получению новых знаний, это способствует вовлечению всех детей в учебное сотрудничество.

 

Тип урока: урок новых знаний.

 

Инновационные технологии:

·         «Личностно – ориентированное обучение». (И.С. Якиманская)

·         «Педагогика  сотрудничества». (Г.К. Селевко)

 

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: карта заданий, стикеры – сердечки для рефлексии, слайд-презентация, оценочные листы.   

                 

 

Цель: познакомить обучающихся с понятием «морфема» как минимальной единицей языка,  развивать теоретическое мышление и интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему учиться самостоятельно.

 

Задачи:

Образовательные: подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, углубить и закрепить понятие «морфемика», «морфемный состав слова».

 Развивающие: развивать умение анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию, самостоятельно делать выводы, совершенствовать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения; владеть различными формами письменной и устной рефлексии.

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь умение слушать, быть терпимее к успехам и неудачам других, принимать точку зрения, отличную от собственной.

 

УУД:

Предметные:

·         создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «морфема»,  умения определять состав слова по значимым морфемам;

·         обучать различным видам работы с текстом, помочь осознать значимость изучаемого материала на уроке.

Метапредметные:

познавательные /общеучебные:

·         ознакомление с понятием «морфема»; использование схемы морфемного анализа слова,  для выполнения  разбора слова по составу;

·         структурирование знаний по теме, обеспечивающих приёмы понимания учениками значений лексических единиц, с которыми приходится работать на уроке.

Регулятивные:

·         принимать и понимать учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

Личностные:

·         формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе через учебно-познавательные мотивы с целью привития  интереса к новому материалу;

·         развивать способность к самооценке на основе критериев учебной успешности.

 

Методы обучения:

·         Словесный

·         Практический

·         Исследовательский

 

Формы обучения:

·         Фронтальная работа

·         Работа в парах

·         Индивидуальная

 

I. Организационный этап деятельности на уроке  

Цель:

·         проверка состояния технического оборудования

·         мобилизация внимания школьников

·         психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Формирование УУД:

Личностные: включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Знаю – Хочу – Узнал - Научился

Что значит уметь учиться?

Регулятивные: развивать волевую саморегуляцию деятельности во время учебного процесса.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

Приветствие учащихся. Мобилизация внимания школьников. Ребята, хочу, чтобы у вас сегодня было праздничное настроение. Поэтому дарю Вам на память маленькие сердечки, которые лежат на партах. Пусть они принесут Вам удачу. А в конце Вы их используете для показа Вашего отношения к уроку.  

 

 

 


Рассаживаются для работы в парах.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

 

 

 

 

 

Поддерживают эмоциональный настрой учителя.

 Словарно- орфографическая работа:

Морфема

Морфемный  разбор -

 

Цель: расширить понятийно-терминологическую базу

Формирование УУД:

Личностные: расширение кругозора, лексикона.

Регулятивные: синтезирование и анализирование понятий в сознании.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

Спрашивает:

- Ребята, скажите, с каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?

- Что изучает морфемика? 

 

- Обратите внимание на словарную работу к уроку.

- С какими понятием мы познакомимся сегодня? Зачитайте.

- Какая цифра указывает нам на разбор слова по составу?

( цифра 2)

Значит, над чем нам с вами предстоит работать на уроке?

 

Вспоминают понятие. (Морфемика).

 

(Планируемый ответ)

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав и строение слова.

 

Отвечают на вопрос.

Зачитывают словарные слова.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

(Планируемый ответ)

Над морфемами и морфемным разбором, разбором слов по составу (строению).

 

Словарная работа:

Морфема это минимальная значимая единица языка (часть слова): приставка, корень, суффикс, окончание, основа,  которые участвуют в формулировании смысла слова и его грамматических (морфологических) признаков.

Морфемный разбор2 - это разбор слова по составу.

 

II. Актуализация УУД учащихся.

Работа с эпиграфом.

(I.Стадия вызова)

 

Цель: аргументировать свои высказывания и отстаивать свою точку зрения.

Формирование УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

·         Обращает внимание на эпиграф к уроку:

- Подскажите мне, что у нас записано на доске? (Эпиграф). Давайте выразительно прочитаем высказывание Горького.     

·         Задаёт вопрос:

- Как Вы понимаете слова писателя?

- Как это высказывание связано с нашим уроком?

 

·         Отвечают на поставленный вопрос.

 

·         Читают выразительно слова-высказывания писателя.

 

 

·         Отвечают на поставленный вопрос.

(Каждый человек должен владеть теоретическими знаниями, чтобы затем их применить в практической деятельности).

(Планируемый ответ).

 

Эпиграф: «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать».

М. Горький.

Целеполагание.

·          Сообщение темы.

·         Учащиеся формулируют и планируют способы достижения цели  урока.

·         Постановка учебной задачи.

 

Цель: выработка позитивной мотивации к теме; воспитание объективной самооценки: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Формирование УУД:

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: развивать учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу.

Регулятивные: формулировать целеполагание.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

·          Скажите, над чем мы сегодня будем работать?

·         Какими знаниями должны овладеть на  уроке?

·         Чему должны научиться?

 

Создание проблемной ситуации?

 

·         Почему следует учитывать значения морфем?

 

·         Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу.

·         Делают предположения.

.

·         Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

Отвечают на поставленный вопрос.

 

(Планируемый ответ).  

·         чтобы правильно писать морфемы;

·         разбираться в строении слова;

·         определять в словах части речи и их морфологические признаки.

 

(Планируемый ответ).   

1) вспомнить определение  «Морфемика».

2) закрепить понятие морфема, значимые части слова.

3) уметь видеть морфемный состав слов.

4) применять полученные знания на уроках русского языка в работе со словом

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения/  «открытие» нового знания.

 (II.Стадия осмысления, реализации)

 

·         Практическая работа

 

Цель: повторить понятия и развивать самостоятельность и творческое мышление.

Формирование УУД:

Познавательные: классифицировать понятия, обосновывать  принципы классификации.

Личностные: самооценка собственных результатов.

Регулятивные: определять последовательность действий  на  уроке.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

Даёт задание.

- Ребята, вы должны выполнить 1) творческое задание: прочитать

выразительно текст, найти и выписать однокоренные слова, показать корень; разобрать по составу и объяснить значение морфем в словах снежки и снежные. (Работа на месте и у доски).

Проплясали по снегам снежные метели.

Птицы снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.

Однокоренные слова: снег-ам, снеж-н-ые, снег-ов-ик-ам, за-снеж-енн-ой, снеж-н-ом, снеж-к-и, снег-ур-к-и. 

Снеж-к-и – сущ., мн.ч., И.п.; окончание – и-, основа – снежк-, суффикс –к-, корень –снег- (от снег).

Снеж-н-ые – прилаг., мн.ч., И.п., окончание – ые-, основа –снежн-, суффикс-н-, корень – снеж- (от снег).

2) наблюдение над словом.

- Скажите, пожалуйста, в слове «снегам» есть словообразовательные морфемы? Назовите их?

(                           ) 

 - Для чего служат словообразовательные морфемы? (для образования новых слов).

- А какая морфема есть в слове? (формообразовательная).

 –А для чего служат формообразовательные морфемы?

- На что указывает форма слова - снег – ам?

( – на сущ. мн. числа, Дат.падежа).

Следовательно, для чего нужно знать значения морфем? 

1. Читают выразительно текст.

2. Находят и выписывают однокоренные слова.

 

Работа в тетрадях. Запись числа, темы урока.

 

3. Определяют части речи. 

3. Разбирают по составу и объясняют значение морфем в словах СНЕЖКИ и СНЕЖНЫЕ.

 

(Планируемый ответ).

 

2. Однокоренные слова:

снег-ам, снеж-н-ые, снег-ов-ик-ам, за-снеж-енн-ой, снеж-н-ом, снеж-к-и, снег-ур-к-и.

                            сущ.              прилаг.

2. Части речи: снегам, снежные,

          сущ.            прилаг.                       прилаг.

снеговикам, заснеженной, снежном,

        сущ.            сущ.

 снежки, снегурки.

 

3. Снеж-к-и – сущ., мн.ч., И.п.; окончание – и-, основа – снежк-, суффикс –к- уменьшительное значение, корень –снег- (от снег).

Снеж-н-ые – прилаг., мн.ч., И.п., окончание – ые-, основа –снежн-, суффикс –н-, корень – снеж- (от снег).

 Чередующиеся согласные Г/Ж

 

Отвечают на поставленные вопросы:

 

1) нет;

 

2) приставка, суффикс, постфикс;

 

3) есть, окончание – ам- служит для образования формы слова и указывает на мн. число и Дательный падеж существит-го. (формообразующая морфема)

 

(Планируемый ответ).

 

(Для образования форм слова и указывают на их грамматическое значение)

(Указывает, что форма слова - снег – ам –  окончание сущ. мн. числа, Дат.падежа).

Вывод: определение значения морфем помогает правильно написать его, назвать часть речи и форму слова. (Предполагаемый).

 

 

Работа на месте и у доски.

Валеопауза.

Релаксация.

Упражнения для глаз, шейно-спинного пояса, рук.

 

Цель: выполнение санитарно-гигиенических норм

Формирование УУД:

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные: умение выразительно читать.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

Выполняет вместе с учащимися

Выполняют физминутку.

 «Наши глазки».

Чтобы глазки зорче были,

Без очков, чтоб Вы ходили,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль смотри, потом под ноги,
Вправо, влево поскорей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Вот теперь, как отдохнули,
Вновь у нас забота:
Нужно сделать на “отлично”
Новую работу.

 

Формирование основных знаний умений и навыков (осмысление изученного, закрепление)

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

Цель: прочное усвоение знаний; текущий контроль усвоения.

Формирование УУД:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: установка на успех.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: прогнозирование, осуществление самоконтроля.

Выполнить творческое задание по учебнику «Грамматическое лото»:  составить и записать фразу (слова К.Г.Паустовского).

Вопросы на восприятие по тексту:

- Какие условные обозначения (знаки) помогли Вам определить нужную последовательность карточек – лото?

- Почему на некоторых карточках не проставлены условные обозначения морфем?

Работают с учебником: стр. 145, упражнение 482 (по заданию).

 

 

(Планируемый ответ)

 

(Условные обозначения морфем помогли составить слова, а слова фразу).

 

(Планируемый ответ)

(Потому что это - служебные части речи – предлоги (к, без, к), не являются членами предложения, обычно не членятся на морфемы и выражают зависимость сущ., местоим., числит. от других слов в словосочетании и предложении).

 

(Правильная фраза)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Г.Паустовский)

 

Первичное восприятие информации  и подготовка домашнего задания

 

 

 

 

Блиц-опрос (быстро и правильно ответить на вопрос):

 

Цель: совершенствование методов самостоятельной работы.

Формирование УУД:

Познавательные: овладение приёмами анализа и систематизации материала.

 Личностные: оценка, выделение и осознание обучающимися  того, что усвоено.

Регулятивные: развитие самоконтроля учебной деятельности.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

Задаёт вопросы:

 

1) Из каких частей обычно состоит слово?

 

  

Отвечают на поставленный вопрос.

(Планируемый ответ).

(Слово обычно состоит из 2 частей: неизменяемой части (основы) и изменяемой – окончания.

 

 

2) Какие значимые части могут входить в состав основы?

(Минимальная основа состоит из корня. В состав основы, кроме корня, могут входить приставки и суффиксы).

 

3) Почему корень является главной значимой частью слова?

(В корне заключено общее значение всех родственных (однокоренных) слов).

 

 

4) ) В чём сходство и различие между приставкой и суффиксом?

 

 

 

(Приставки и суффиксы – обе значимые части слова служат для образования новых слов. Приставка стоит перед корнем, суффикс – после него).

 

5) Что означает морфемный разбор слов?

(Это разбор слова по значимым частям, по строению).

 

 

Домашнее задание:

 

§ 43, стр. 146-147, знать теорию, упражнение 488 или 485

 

III. Стадия рефлексии

 

Цель: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию

 Познавательные: ориентирование в системе полученных знаний.

Регулятивные: оценка: выделение и осознание обучающимися  того, что усвоено, оценка процесса и результата своей деятельности.

Деятельность учителя

 

Деятельность  учащихся

Примечание

- Что нового узнали на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

_ Достигли ли мы поставленной цели урока?

 

 

 - Каким было общение на уроке?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- необычным

- радостным

- скучным

 

Анализ занятия  

Что удалось, что не удалось.

 

Если вы считаете, что вы хорошо работали на уроке, всё делали и отвечали правильно, поднимите зелёное сердечко;

Если были затруднения, но вы справились, поднимите желтое сердечко,

а если вы считаете, что ничего нового не узнали и работали слабо поднимите красное.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на обобщающие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ваше отношение к уроку!?

 

 

Дети оценивают себя и поднимают  цветные сердечки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покажите своё отношение к уроку – поделитесь сердечками!

Подведение итогов урока

 

 

 

СДАЧА ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТОВ

 

Оценки за урок: «5» - ; «4» - ; «3» - ;  

 

 

(учащиеся огласят оценки, полученные за работу в паре)

 

Спасибо всем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока Педагог (ФИО)

Конспект урока Педагог (ФИО)

УУД: Предметные: · создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «морфема», умения определять состав слова по значимым морфемам; · обучать различным видам работы с текстом,…

УУД: Предметные: · создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «морфема», умения определять состав слова по значимым морфемам; · обучать различным видам работы с текстом,…

Пусть они принесут Вам удачу. А в конце

Пусть они принесут Вам удачу. А в конце

Как это высказывание связано с нашим уроком? ·

Как это высказывание связано с нашим уроком? ·

Работа на месте и у доски). Проплясали по снег ам снеж ные метели

Работа на месте и у доски). Проплясали по снег ам снеж ные метели

Валеопауза. Релаксация.

Валеопауза. Релаксация.

Первичное восприятие информации и подготовка домашнего задания

Первичное восприятие информации и подготовка домашнего задания

Что нового узнали на уроке? -Что вам особенно понравилось? -

Что нового узнали на уроке? -Что вам особенно понравилось? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022