Конспект урока
Педагог (ФИО) Кулинич Ирина Геннадьевна
Город, район город Заринск_____________________________________
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное ______
учреждение средняя общеобразовательная школа №2____
Предмет (или должность) учитель русского языка и литературы
Класс 5 «А»
Тема урока: Морфема – минимальная значимая единица языка.
Характеристика класса
В классе 25 учащихся. Из них: мальчиков - 11 человек, девочек - 14.
Отношения между обучающимися построены на уважении друг к другу, преобладает обстановка, благоприятная для получения знаний. Особенностью учебной деятельности учащихся класса является познавательная активность, творчество и самостоятельность. Поэтому большая часть детей на уроках работают активно, стремятся к получению новых знаний, это способствует вовлечению всех детей в учебное сотрудничество.
Тип урока: урок новых знаний.
Инновационные технологии:
· «Личностно – ориентированное обучение». (И.С. Якиманская)
· «Педагогика сотрудничества». (Г.К. Селевко)
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: карта заданий, стикеры – сердечки для рефлексии, слайд-презентация, оценочные листы.
Цель: познакомить обучающихся с понятием «морфема» как минимальной единицей языка, развивать теоретическое мышление и интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему учиться самостоятельно.
|
|||||||||||||||
Задачи: Образовательные: подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, углубить и закрепить понятие «морфемика», «морфемный состав слова». Развивающие: развивать умение анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию, самостоятельно делать выводы, совершенствовать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения; владеть различными формами письменной и устной рефлексии. Воспитательные: воспитывать взаимопомощь умение слушать, быть терпимее к успехам и неудачам других, принимать точку зрения, отличную от собственной.
|
|||||||||||||||
УУД: Предметные: · создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «морфема», умения определять состав слова по значимым морфемам; · обучать различным видам работы с текстом, помочь осознать значимость изучаемого материала на уроке. Метапредметные: познавательные /общеучебные: · ознакомление с понятием «морфема»; использование схемы морфемного анализа слова, для выполнения разбора слова по составу; · структурирование знаний по теме, обеспечивающих приёмы понимания учениками значений лексических единиц, с которыми приходится работать на уроке. Регулятивные: · принимать и понимать учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; Личностные: · формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе через учебно-познавательные мотивы с целью привития интереса к новому материалу; · развивать способность к самооценке на основе критериев учебной успешности.
|
|||||||||||||||
Методы обучения: · Словесный · Практический · Исследовательский
|
|||||||||||||||
Формы обучения: · Фронтальная работа · Работа в парах · Индивидуальная
|
|||||||||||||||
I. Организационный этап деятельности на уроке |
Цель: · проверка состояния технического оборудования · мобилизация внимания школьников · психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. Формирование УУД: Личностные: включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Знаю – Хочу – Узнал - Научился Что значит уметь учиться? Регулятивные: развивать волевую саморегуляцию деятельности во время учебного процесса.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
Приветствие учащихся. Мобилизация внимания школьников. Ребята, хочу, чтобы у вас сегодня было праздничное настроение. Поэтому дарю Вам на память маленькие сердечки, которые лежат на партах. Пусть они принесут Вам удачу. А в конце Вы их используете для показа Вашего отношения к уроку.
|
Рассаживаются для работы в парах. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
|
Поддерживают эмоциональный настрой учителя.
|
|||||||||||||
Словарно- орфографическая работа: Морфема – Морфемный разбор -
|
Цель: расширить понятийно-терминологическую базу Формирование УУД: Личностные: расширение кругозора, лексикона. Регулятивные: синтезирование и анализирование понятий в сознании.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
Спрашивает: - Ребята, скажите, с каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? - Что изучает морфемика?
- Обратите внимание на словарную работу к уроку. - С какими понятием мы познакомимся сегодня? Зачитайте. - Какая цифра указывает нам на разбор слова по составу? ( цифра 2) Значит, над чем нам с вами предстоит работать на уроке?
|
Вспоминают понятие. (Морфемика).
(Планируемый ответ) Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав и строение слова.
Отвечают на вопрос. Зачитывают словарные слова.
Отвечают на вопрос.
(Планируемый ответ) Над морфемами и морфемным разбором, разбором слов по составу (строению).
|
Словарная работа: Морфема – это минимальная значимая единица языка (часть слова): приставка, корень, суффикс, окончание, основа, которые участвуют в формулировании смысла слова и его грамматических (морфологических) признаков. Морфемный разбор2 - это разбор слова по составу.
|
|||||||||||||
II. Актуализация УУД учащихся. Работа с эпиграфом. (I.Стадия вызова)
|
Цель: аргументировать свои высказывания и отстаивать свою точку зрения. Формирование УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли. Регулятивные: овладевать умением прогнозировать.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
· Обращает внимание на эпиграф к уроку: - Подскажите мне, что у нас записано на доске? (Эпиграф). Давайте выразительно прочитаем высказывание Горького. · Задаёт вопрос: - Как Вы понимаете слова писателя? - Как это высказывание связано с нашим уроком?
|
· Отвечают на поставленный вопрос.
· Читают выразительно слова-высказывания писателя.
· Отвечают на поставленный вопрос. (Каждый человек должен владеть теоретическими знаниями, чтобы затем их применить в практической деятельности). (Планируемый ответ).
|
Эпиграф: «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать». М. Горький. |
|||||||||||||
Целеполагание. · Сообщение темы. · Учащиеся формулируют и планируют способы достижения цели урока. · Постановка учебной задачи.
|
Цель: выработка позитивной мотивации к теме; воспитание объективной самооценки: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Формирование УУД: Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: формулировать целеполагание. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
· Скажите, над чем мы сегодня будем работать? · Какими знаниями должны овладеть на уроке? · Чему должны научиться?
Создание проблемной ситуации?
· Почему следует учитывать значения морфем?
|
· Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. · Делают предположения. . · Отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на поставленный вопрос.
(Планируемый ответ). · чтобы правильно писать морфемы; · разбираться в строении слова; · определять в словах части речи и их морфологические признаки.
|
(Планируемый ответ). 1) вспомнить определение «Морфемика». 2) закрепить понятие морфема, значимые части слова. 3) уметь видеть морфемный состав слов. 4) применять полученные знания на уроках русского языка в работе со словом
|
|||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения/ «открытие» нового знания. (II.Стадия осмысления, реализации)
· Практическая работа
|
Цель: повторить понятия и развивать самостоятельность и творческое мышление. Формирование УУД: Познавательные: классифицировать понятия, обосновывать принципы классификации. Личностные: самооценка собственных результатов. Регулятивные: определять последовательность действий на уроке.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
Даёт задание. - Ребята, вы должны выполнить 1) творческое задание: прочитать выразительно текст, найти и выписать однокоренные слова, показать корень; разобрать по составу и объяснить значение морфем в словах снежки и снежные. (Работа на месте и у доски). Проплясали по снегам снежные метели. Птицы снеговикам песню просвистели. У заснеженной реки в снежном переулке Звонко носятся снежки, режут лед снегурки. Однокоренные слова: снег-ам, снеж-н-ые, снег-ов-ик-ам, за-снеж-енн-ой, снеж-н-ом, снеж-к-и, снег-ур-к-и. Снеж-к-и – сущ., мн.ч., И.п.; окончание – и-, основа – снежк-, суффикс –к-, корень –снег- (от снег). Снеж-н-ые – прилаг., мн.ч., И.п., окончание – ые-, основа –снежн-, суффикс-н-, корень – снеж- (от снег). 2) наблюдение над словом. - Скажите, пожалуйста, в слове «снегам» есть словообразовательные морфемы? Назовите их? ( ) - Для чего служат словообразовательные морфемы? (для образования новых слов). - А какая морфема есть в слове? (формообразовательная). –А для чего служат формообразовательные морфемы? - На что указывает форма слова - снег – ам? ( – на сущ. мн. числа, Дат.падежа). Следовательно, для чего нужно знать значения морфем? |
1. Читают выразительно текст. 2. Находят и выписывают однокоренные слова.
|
Работа в тетрадях. Запись числа, темы урока.
|
|||||||||||||
3. Определяют части речи. 3. Разбирают по составу и объясняют значение морфем в словах СНЕЖКИ и СНЕЖНЫЕ.
(Планируемый ответ).
2. Однокоренные слова: снег-ам, снеж-н-ые, снег-ов-ик-ам, за-снеж-енн-ой, снеж-н-ом, снеж-к-и, снег-ур-к-и. сущ. прилаг. 2. Части речи: снегам, снежные, сущ. прилаг. прилаг. снеговикам, заснеженной, снежном, сущ. сущ. снежки, снегурки.
3. Снеж-к-и – сущ., мн.ч., И.п.; окончание – и-, основа – снежк-, суффикс –к- уменьшительное значение, корень –снег- (от снег). Снеж-н-ые – прилаг., мн.ч., И.п., окончание – ые-, основа –снежн-, суффикс –н-, корень – снеж- (от снег). Чередующиеся согласные Г/Ж
Отвечают на поставленные вопросы:
1) нет;
2) приставка, суффикс, постфикс;
3) есть, окончание – ам- служит для образования формы слова и указывает на мн. число и Дательный падеж существит-го. (формообразующая морфема)
(Планируемый ответ).
(Для образования форм слова и указывают на их грамматическое значение) (Указывает, что форма слова - снег – ам – окончание сущ. мн. числа, Дат.падежа). Вывод: определение значения морфем помогает правильно написать его, назвать часть речи и форму слова. (Предполагаемый).
|
Работа на месте и у доски. |
||||||||||||||
Валеопауза. Релаксация. Упражнения для глаз, шейно-спинного пояса, рук.
|
Цель: выполнение санитарно-гигиенических норм Формирование УУД: Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные: умение выразительно читать.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
Выполняет вместе с учащимися |
Выполняют физминутку. «Наши глазки». Чтобы глазки зорче были, Без
очков, чтоб Вы ходили, |
|
|||||||||||||
Формирование основных знаний умений и навыков (осмысление изученного, закрепление)
Работа с учебником. |
Цель: прочное усвоение знаний; текущий контроль усвоения. Формирование УУД: Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: установка на успех. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: прогнозирование, осуществление самоконтроля. |
||||||||||||||
Выполнить творческое задание по учебнику «Грамматическое лото»: составить и записать фразу (слова К.Г.Паустовского). Вопросы на восприятие по тексту: - Какие условные обозначения (знаки) помогли Вам определить нужную последовательность карточек – лото? - Почему на некоторых карточках не проставлены условные обозначения морфем? |
Работают с учебником: стр. 145, упражнение 482 (по заданию).
(Планируемый ответ)
(Условные обозначения морфем помогли составить слова, а слова фразу).
(Планируемый ответ) (Потому что это - служебные части речи – предлоги (к, без, к), не являются членами предложения, обычно не членятся на морфемы и выражают зависимость сущ., местоим., числит. от других слов в словосочетании и предложении).
|
(Правильная фраза) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Г.Паустовский)
|
|||||||||||||
Первичное восприятие информации и подготовка домашнего задания
Блиц-опрос (быстро и правильно ответить на вопрос):
|
Цель: совершенствование методов самостоятельной работы. Формирование УУД: Познавательные: овладение приёмами анализа и систематизации материала. Личностные: оценка, выделение и осознание обучающимися того, что усвоено. Регулятивные: развитие самоконтроля учебной деятельности.
|
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
Задаёт вопросы:
1) Из каких частей обычно состоит слово?
|
Отвечают на поставленный вопрос. (Планируемый ответ). (Слово обычно состоит из 2 частей: неизменяемой части (основы) и изменяемой – окончания.
|
|
|||||||||||||
2) Какие значимые части могут входить в состав основы? |
(Минимальная основа состоит из корня. В состав основы, кроме корня, могут входить приставки и суффиксы). |
|
|||||||||||||
3) Почему корень является главной значимой частью слова? |
(В корне заключено общее значение всех родственных (однокоренных) слов).
|
|
|||||||||||||
4) ) В чём сходство и различие между приставкой и суффиксом?
|
(Приставки и суффиксы – обе значимые части слова служат для образования новых слов. Приставка стоит перед корнем, суффикс – после него). |
|
|||||||||||||
5) Что означает морфемный разбор слов? |
(Это разбор слова по значимым частям, по строению).
|
|
|||||||||||||
Домашнее задание:
|
§ 43, стр. 146-147, знать теорию, упражнение 488 или 485
|
||||||||||||||
III. Стадия рефлексии
|
Цель: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию Познавательные: ориентирование в системе полученных знаний. Регулятивные: оценка: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено, оценка процесса и результата своей деятельности. |
||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Примечание |
|||||||||||||
- Что нового узнали на уроке? -Что вам особенно понравилось? - Что вызвало затруднения? _ Достигли ли мы поставленной цели урока?
- Каким было общение на уроке? - занимательным - познавательным - интересным - необычным - радостным - скучным
Анализ занятия Что удалось, что не удалось.
Если вы считаете, что вы хорошо работали на уроке, всё делали и отвечали правильно, поднимите зелёное сердечко; Если были затруднения, но вы справились, поднимите желтое сердечко, а если вы считаете, что ничего нового не узнали и работали слабо поднимите красное.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на обобщающие вопросы.
- Ваше отношение к уроку!?
Дети оценивают себя и поднимают цветные сердечки.
|
Покажите своё отношение к уроку – поделитесь сердечками! |
|||||||||||||
Подведение итогов урока
|
СДАЧА ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТОВ
Оценки за урок: «5» - ; «4» - ; «3» - ;
|
(учащиеся огласят оценки, полученные за работу в паре)
|
|||||||||||||
Спасибо всем!
|
|
|
|||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.