Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Задачи урока:
• Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
• Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
• Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
• Совершенствовать навыки правописания.
Ход урока
Начнем мы с такого утверждения: есть знания, которыми каждому из нас необходимо владеть всегда, независимо от ситуации, возраста, статуса, окружения, и они вам могут очень пригодиться и (кто знает) могут повлиять на всю вашу жизнь. Не верите?
Тогда скажите, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о вас сложилось приятное впечатление, а ваш имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и. т. п.).
Культуру речи.
А что такое культура речи? (Ответы учеников)
Слайд. Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Другими словами, Слайд культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения, применять теоретические знания и умение на практике.
Правда ведь, что эти знания необходимы нам в жизни? В каких ситуациях? (При поступлении на учебу и устройстве на работу, при знакомстве и общении с девушкой и т.д.)
Поэтому я предлагаю вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ по теме « Грамотная речь как показатель культуры человека».
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Цель: продолжить работу по культуре речи, т.е. овладению нормами устного и письменного литературного языка на примерах экзаменационных заданий)
Задачи – (лично для каждого) проверить свои знания при выполнении заданий ЕГЭ с последующими для себя выводами.
Слайд. Как бы вы продолжили фразу: «ЕГЭ, я тебя … а) не боюсь б) боюсь в) побаиваюсь»?
У каждого из вас есть лист самоконтроля и самооценки. (Обведите свой вариант ответа)
Слайд В первом столбике темы и задания, с которыми нам предстоит сегодня работать (план урока), 2 и 3 – ваши контроль и самооценка, значок + поставите после выполнения каждого задания в нужном столбце.
Тема, задание |
Количество баллов |
Знаю, умею |
Надо повторить и еще над этим работать |
|
|
|
|
Приступаем к работе. И первое задание – это орфоэпическая разминка. На слайде слова, которые вам по цепочке надо произнести вслух друг за другом, но с небольшими паузами, потому что вы будете друг друга проверять и, если посчитаете, что допущена ошибка, ударьте карандашом по столу. Надеюсь, ни один удар не прервет нашу эстафету. Ударим правильно!
Слайд.
Слайд с правильными ответами. Зачитать вслух по цепочке в обратном порядке.
ВероисповЕдание, обеспЕчение, облегчИть, аэропОрты, избалОванный, завИдно, позвонИт, красИвее, дефИс, дождалАсь, тОрты, бАнты, свЁкла, вручИт, оптОвый, цепОчка, щавЕль, жалюзИ, средствАми, Отрочество, слИвовый, занятА, прибЫв, мозаИчный
Сделайте отметку в листе самоконтроля. Если все 3 слова вы произнесли правильно, поставьте себе 1 балла, если были ошибки – 0.
· Следующее задание я назвала «Корректор». Знаете ли вы, что это за профессия?
Слайд. Корректор — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки).
Три задания ЕГЭ требуют от нас найти ошибки и записать в бланки верные ответы.
Выполнять задания (от простого к сложному) будете самостоятельно на листах в таблице. Раздать
N |
задание |
ответ |
балл |
6 |
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности. |
вину |
|
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурным составом, так и характером сообщения. |
структурным |
|
|
7. |
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
3. среди известных ГРУЗИН ЛЯГТЕ на диван пять БЛЮДЦЕВ ДЕВЯТЬЮСТАМИ окнами ПОЕЗЖАЙ к маме |
блюдец |
|
4. с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями ОДЕНЬТЕСЬ теплее спелых АБРИКОСОВ две пары ЧУЛОК в ПОЛУТОРАСТА милях |
пятьюдесятью |
|
|
5. |
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче. Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах издания. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара. Система отслеживала только ИСХОДЯЩИЕ звонки. |
венец |
|
|
Всего баллов |
|
|
Самопроверка, слайды с правильными ответами. Отметки в листе самоконтроля у каждого задания. Сосчитать общее количество баллов. Спросить, у кого их 5.
Слайд о кофе – к разговору о необходимости знаний грамматики.
3 задание «Грамотеи».
Как вы думаете, с чем оно будет связано? В понятие «культура речи» входит не только правильная и грамотная устная речь, но и письменная тоже. 7 заданий ЕГЭ связано с орфографией.
· Назовите, на какие орфограммы эти задания? (Написание корней, суффиксов, приставок, окончаний, Н-НН в разных частях речи, написание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание частей речи).
Слайд. Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) сб..регать, обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, оз..рничать 3 4
Слайд Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. без..скусный, по..скать, вз..мать
2. пр..бежать, с..звездие, об..йти
3. чере..чур, в..помнить, ни..вергать
4. пр..чудливый, пр..ютить, пр..мер
5. четырех..ярусный, под..ячий, ад..ютант 4 5
Поставьте количество набранных баллов в листе самоконтроля и дайте себе оценку: знаю / надо повторить.
Переходим к упражнениям, проверяющим наши знания синтаксических норм.
8 задание требует от нас найти грамматические ошибки в построении предложений, его вы будете выполнять в парах. «Одна голова хорошо, а две лучше», - гласит русская пословица. Это мы сейчас и проверим. (выдать задание на парту) Можно приступать к выполнению задания.
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного |
1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. 2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. 3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. 4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу». 8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
4 |
7 |
8 |
2 |
Проверка и комментарий к выполнению задания. (Спросить все пары).
Оцените свои знания и заполните лист самоконтроля.
Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам попробовать себя еще в одной роли – роли эксперта.
Культура речи подразумевает и умение анализировать текст и создавать свой, причем делать это точно, выразительно, грамотно, интересно. Все эти навыки проверяет 27 задание – сочинение. На предыдущем уроке вы работали с текстом Сергея Викторовича Мизеров о мечте и воплощении ее в жизнь и писали по тексту сочинение. Сейчас вам предстоит работа в группах.
Вы в роли эксперта, проверяющего экзаменационную работу, проанализируете сочинение ученика из другой группы, проставите баллы за композицию, ответив на следующие вопросы:
1. Верно ли сформулирована проблема текста? (1 балл)
2. Сколько примеров-иллюстраций из текста приведено? (балл за каждый пример)
3. Даны ли пояснения к примерам? (балл за каждое пояснение к примеру)
4. Выделена ли смысловая связь между примерами? (1 балл)
5. Верно ли сформулирована позиция автора по названной проблеме? (1 балл)
6. Выражено ли и обосновано ли свое отношение к позиции автора? (1 балл)
Таблица для анализа сочинения
критерий |
комментарий |
баллы |
1. Верно ли сформулирована проблема текста? |
|
|
2. Сколько примеров-иллюстраций из текста приведено? |
|
|
3. Даны ли пояснения к примерам? |
|
|
4. Выделена ли смысловая связь между примерами? |
|
|
5. Верно ли сформулирована позиция автора по названной проблеме? |
|
|
6. Выражено ли и обосновано ли свое отношение к позиции автора? |
|
|
Количество баллов за композицию сочинения (максимум – 8) |
|
|
Ответы групп. Сочинение зачитать и проанализировать.
Переходим к подведению итогов работы на уроке. Проанализируйте свои листы самоконтроля и оценки. У кого больше + в столбце «знаю, умею»? Значит, остальным еще есть над чем потрудиться.
Кто доволен своей работой на уроке и ее результатами? (И я)
О культуре речи
На уроке мы еще раз убедились, что в жизни важно уметь правильно говорить и писать, употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения, применять теоретические знания и умение на практике.
Надеюсь, знания, полученные на уроках, не только помогут вам на экзамене, но и пригодятся в жизни.
Вернемся к нашей фразе Слайд. Добавьте в нее одно и то же слово для разных вариантов
«ЕГЭ, я тебя …
а) не боюсь и обязательно ….. б) боюсь, но обязательно …..
в) побаиваюсь, но обязательно…..
СПРАВЛЮСЬ!
Пусть для вас это будет установка на успех!
Запишите на листах самоконтроля эту фразу Слайд: «Я СДАМ ЕГЭ!»
Всем спасибо за работу на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.